+
22 Сентябрь 2017
Вечная жизнь стекла и пластика
экология, бизнес

Идея носилась в воздухе, лежала на поверхности и вообще мозолила глаза. Мол, сколько можно закапывать отходы в землю, когда можно их сортировать по принципу материала изготовления и запускать на новый производственный цикл? Вся Европа так живёт и продвинутая Азия тоже. В соседней Финляндии давно эту мусорную переработку освоили, а мы не знаем, где новую свалку распланировать. И вот — свершилось. Впервые в Карелии официальную линию по переработке запустили у нас в Сортавала. Площадку под линию выделили на выезде из посёлка Хелюля после развилки на Вяртсиля. Помнится, там в своё время был АБЗ и на вяртсильской трассе имелась соответствующая стрелка-указатель. Теперь здесь мусороперерабатывающий комплекс компании «Спецтранс».

Несколько лет назад компания «Спецтранс» устроила в Сортавала маленькую коммунальную революцию, в частном порядке занявшись сбором мусора. Сейчас в каждом дворе стоят узнаваемые мусорные контейнеры «Спецтранса», а могучие «Вольво» и «КамАЗы» с непростым оборудованием иллюстрируют тему коммерческого подхода к решению вечных муниципальных проблем.

Компанию «Спецтранс» в феврале 2014 года организовали четверо интересантов, среди которых был и Константин Мартынов. До этого Константин Мартынов успел поруководить муниципальным «Чистым городом», так что мусорными проблемами проникнулся в полной мере. С тогдашним главой поселения Сергеем Козигоном отношения как-то не сложились, и руководящее кресло пришлось покинуть.

Но в бытность административным управленцем Константин Мартынов успел рассмотреть в мусорном секторе не только нагромождение нерешаемых вопросов, но и сегмент реального рынка. Он убедил троих друзей-предпринимателей войти в дело и предоставить под идею финансовые средства. Были закуплены контейнеры, мусоровозы и арендована площадка на территории бывшей промзоны ПМК-3. Организаторские функции Константин Мартынов взял на себя.

Константин Мартынов:
— Да, наш сервис стоит дешевле муниципального. Но не это главное. Качество нашей работы выше, оборудование лучше, и к своим обя- зательствам мы относимся ответственно. За три с лишним года существования «Спецтранс» заработал хорошую репутацию.

А через три года встал вопрос о добавлении к «мусорному бизнесу» ещё одного технологического сегмента — сортировки и переработки. Жизнь сама подтолкнула к этому — федеральное законодательство ужесточает требования к мусорному бизнесу и «...использованию полигонов для твёрдых бытовых отходов», сделав первый шаг к окончанию эры мусорных свалок. Предполагается, что с 1 января 2018 года на всех российских свалках запретят принимать отходы, относящиеся к категории «вторичного сырья». Нельзя будет «размещать на свалках» то, что можно ещё раз переработать. Это пластик, плёнка, древесина, стекло, металл и прочие полезные материалы.

Константин Мартынов:
— Цена оборудования достаточно высока — более 17 миллионов рублей. Оборудование производится в Эстонии по шведской лицензии. Проект мусороперерабатывающего комплекса разрабатывали сами, чтобы всё было, как положено. В принципе, эту линию можно поставить просто под открытым небом, но решили, что создадим нормальное предприятие с необходимой инфраструктурой. Теперь в комплекс входит сортировочная линия, административно-бытовое здание, площадка для хранения «готовой продукции», весовая площадка, дезактивационная ванна и локальные очистные сооружения.

Технология вполне понятная — грузовик высыпает мусор в специальное место, откуда он по транспортёрной ленте подаётся в цех сортировки. В цехе рабочие раскидывают «сырьё» по фракциям — пластик, картон, жестянки. Цех приподнят на опорах, внизу контейнеры, куда по желобам сыпется отсортированное вторсырьё. Потом те же жестянки под прессом превращаются в аккуратный куб полтора-на-полтора, который и отвозится на площадку для хранения «продукции». Дерево и металл убирают ещё раньше — прямо с площадки. Всё.

Приёмочная площадка, цех и пресс со всех сторон окружает металлический скелет ангара. Скоро смонтируют стены с утеплением и крышей. Будет ничем не примечательный ангар. Туда мусор — оттуда тоже мусор, но уже в брикетах.

Константин Мартынов:
— Начинали оформлять пакет документов ещё в ноябре 2016-го. В декабре получили лицензию, в январе 2017-го — разрешение на отпуск мощности от энергетиков. Первый пробный запуск линии осуществили в феврале. Недели две пытались управляться силами свободных водителей и другого персонала, я сам работал на сортировке. Но быстро стало ясно, что без привлечения дополнительных рабочих рук не обойтись.

Сейчас здесь работают 13 человек — 8 рабочих на горизонтальной сортировке, двое — «на подаче», по одному — на пресс, погрузчик и грузовик с мультилифтом. Работают в одну смену, в среднем за день успевают «перелопатить» около 180 кубов — это около 30 тонн отходов.

Непростые отношения складываются у «Спецтранса» с муниципальными коллегами из МУП «Благоустройство и озеленение». «Благоустройство» управляет единственным в районе полигоном твёрдых бытовых отходов, назначает цены «на мусор» и заключает договоры. Своим договором с «Благоустройством» Константин Мартынов недоволен:

— Получается, что компания «Спецтранс» должна оплачивать так называемый «расчётный мусор». Дело в том, что МУП «Благоустройство и озеленение» теоретически рассчитало объём отходов, который должен собираться с обслуживаемой «Спецтрансом» площадей в черте населённых пунктов. Вот за этот расчётный объём с нас и пытаются взимать плату. Так составлен договор.

Количество «расчётного мусора» в два с половиной раза превышает реальный объём отходов, который «Спецтранс» привозит на полигон ТБО. Ежемесячно «Спецтранс» доставляет на полигон около 1100 кубометров мусора, а счета им выставляют более чем на 2300 кубометров. Большую часть мусора «Спецтранс» перерабатывает, остаются в основном органические отходы, которым как раз и место на полигоне — они прекрасно естественным образом перерабатываются и становятся частью природного кругооборота — в отличии от неуничтожимого пластика и вечного стекла. Но за то, что переработали — тоже, получается, надо платить.

Константин Мартынов:
— Сейчас мы платим только за фактически отгруженный мусор. Но МУП «Благоустройство и озеленение» пытается эту ситуацию оспорить в Арбитражном суде.

Под новое законодательство в Карелии разрабатывается территориальная схема обращения с отходами. Республику поделят на три зоны, в каждой из которых будет как минимум один «региональный оператор в сфере обращения с отходами». Все официальные сортировщики отходов зафиксированы. Просчитывается и логистика — все мусоросборные транспортные маршруты замыкаются на линии сортировки. На этой карте сортировщиком значится и «Спецтранс». И обслуживать ему придётся не только поставщиков мусора Сортавальского района, но ещё и Питкяранту, Лахденпохья, Олонец и Суоярви. Это новая планка для предприятия, за приёмку мусора на переработку можно взимать плату, но и объёмы работы уже другие.

Должным образом отсортированный мусор отправляется на перерабатывающие предприятия, в основном в Москву и Питер. Большей частью они специализированные, каждое принимает свой материал — пластик, картон или стекло. Сейчас появились новые предприятия стройиндустрии, где такие материалы очень востребованы. В общем, с рынком сбыта проблем не возникает.

2017 год объявлен в России годом экологии. И если в этом году мы у себя в Сортавала перестанем зарывать в землю пластиковые бутылки вперемешку с битым стеклом и жестянками из-под пива, то кто-то нам обязательно скажет спасибо. Даже если этот кто-то ещё даже не родился на свет.

Комментариев пока нет

Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:



0,0075 s | 8 | 0,0841 s | 0,0917 s | cache