Коровы в сельском клубе

Жители Туокслахти — о невыгодном животноводстве, сокращенной культуре и угрозе карьера.

Поселок Туокслахти удивляет непривычной для городского жителя тишиной. Встречные ребятишки здороваются даже с незнакомыми. Из окон полуразвалившегося сельского клуба выглядывают коровы. Возле единственного магазина тусуется молодежь.

Чем живет поселок сегодня и что ждет его завтра? Это я попыталась выяснить на месте. Моим «гидом» согласилась быть сельский библиотекарь и депутат Хаапалампинского поселения Людмила Юрьевна Беляцкая.

«От бывшей совхозной фермы остались одни развалины, — с горечью отмечает Людмила Юрьевна. — Долгое время эти строения держались, но полностью обрушились за последние года два. Отделение племсовхоза имени А. М. Дзюбенко закрылось в 1998 году. Там работало немало местных жителей. Теперь работоспособные посельчане каждый день отправляются в Сортавала».

Сегодня тех, кто держит на своем подворье хоть какую-нибудь скотину, можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы заглянули в гости к одной из таких хозяек, Зое Дубинец. Зоя Антоновна и ее муж Александр Модестович трудились возле дома на приусадебном участке.

Зоя Антоновна в поселке живет 30 лет; работала дояркой, бригадиром на местной ферме. От совхоза получила жилье — половину деревянного дома. В 2006 году Зоя Антоновна и ее подруга Елена Ивановна Тихоненко стали в нашем районе «первыми ласточками» приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», направленного на развитие малых форм хозяйствования на селе. В рамках проекта обе получили на льготных условиях кредиты в Россельхозбанке, на эти средства удалось построить новые сараи, купить скот.

Как идут дела сегодня? На этот вопрос Зоя только машет рукой: «Недавно чьи-то собаки забрались на мой участок, разорвали почти всех кроликов, убыток — около 18 тысяч рублей! Собаки, которые бегают без присмотра — это бедствие нашего поселка. Хотя администрация поселения с переменным успехом с этим бедствием борется».

Я спрашиваю про корову-кормилицу, про надои. «Та коровушка, которую взяла благодаря льготному кредиту, к сожалению, заболела. Пришлось покупать новую. Моя Мальвина нас кормит, молоко продаю и в поселке, и в город вожу. Когда-то продавали ежедневно по 10-13 банок молока, таким большим спросом пользовалась эта продукция. А сегодня частное молочко и вовсе «на вес золота», потому что его все меньше на рынке. Я держу корову и телку, Елена Тихоненко — корову, двух бычков и теленка. А всего на весь поселок не наберется и десятка голов крупного рогатого скота, хотя еще не так давно их было более 40, и мы пасли стадо по очереди. Почему так? Дело в том, что все нынче дорого: например, сено можно купить у частников по 4 тысячи рублей за тонну, а корове требуется не менее 5 тонн на зиму. Мешок комбикорма обходится в 500 рублей, и моей Мальвине этого хватает на 3 дня. Мы с мужем два года отработали как индивидуальные предприниматели, но пришлось такой бизнес оставить из-за высоких налогов. А теперь и корову решили сдать на мясо — хотя очень жалко! Но ведь кругом одни проблемы: если у коровы нет теленочка, то не будет и молока. А племенных быков в нашем районе не осталось. Совхозы ведь закрылись…».

Вот в такой «заколдованный круг» попали туокслахтинские крестьяне. Неужели сельское хозяйство в поселке скоро «прикажет долго жить»?

А вот местный Дом культуры уже «приказал долго жить», и случилось это совсем недавно, в 2008 году.

«Наш клуб очень хорошо работал, и люди любили сюда приходить, — вспоминает Людмила Юрьевна Беляцкая. — Заведовали клубом Татьяна Довбенюк, затем Ираида Катала. Здесь были открыты разные кружки самодеятельности, крутили кино, проводили праздники. Клуб мог бы и дальше жить, если бы вовремя провели ремонт — заменили потолочные балки. Но денег не нашлось. Теперь ветхое здание выставлено на продажу, а кому оно понадобится? Мы боимся, что крыша упадет, да еще придавит кого-нибудь».

Сейчас в здании культурно отдыхают местные буренки. Они в тени и прохладе спасаются от оводов. Из объектов цивилизации в поселке остались библиотека и медпункт. Нет почтового и банковского отделения, нет аптеки, негде положить деньги на мобильник. За любой справкой надо ехать в город. Магазин только один, там продаются продукты и промтовары первой необходимости.

Медицина в поселке когда-то была более представительной, имелся отдельный медпункт, и фельдшер работал на полную ставку каждый день. Теперь то здание — развалины, а медпункт разместился в одном доме с библиотекой. Раз в неделю ведет прием фельдшер из Хаапалампинской амбулатории, раз в месяц — врач-педиатр. Вот и вся медицина.

«Население поселка — немногим более 350 человек, — продолжает Людмила Юрьевна. — В последние годы у нас рождается всего по одному-два малыша. Большая часть жителей — пожилые люди».

Для многих посельчан рейсовый автобус — это связь с «большой землей». Автобус ходит 8 раз в день, кроме воскресенья. Правда, последний рейс — в 17:30, а позже придется вызывать такси. Таксисты берут по 200 рублей в один конец. Если согласятся. А могут и отказаться, потому что зимой дорога порой становится непроезжей.

Состояние местной дороги — это одна из главных бед жителей Туокслахти. Но скоро через поселок пройдет федеральная трасса. Возможно, тогда посельчане станут ближе к цивилизации. Но, скорее всего, — дальше от безмятежной сельской тишины.

Еще две местные беды — жилье и водоснабжение. «Большинство домов в поселке построены в 60-е годы прошлого века, — отмечает Людмила Юрьевна. — В аварийном состоянии находится чуть ли не 70 процентов жилого фонда. Но рассчитывать местные жители могут только на себя. Муниципальное жилье давно не строится из-за отсутствия средств».

Водоснабжение Туокслахти представлено единственным на весь поселок колодцем. Жители его отремонтировали сами. Но воды на всех не хватает: порой ее вычерпывают до песка. Вот уж удивительно: у воды — да не напиться (рядом протекает река и расположены красивые озера).

По «просьбам трудящихся», в соседнем поселке Хотинлахти пробурили скважину. Пробурили, построили для нее «домик»… и законсервировали на долгое время. Почти три года скважина почему-то простояла в бездействии. Наконец, месяц назад воду открыли. Но к этому моменту, по словам местных жителей, колонки водоснабжения оказались забитыми грязью, а вода из скважины пошла неприятная, гнилая и железистая.

«Пробы воды были сделаны, показатели хорошие, — подчеркивает Людмила Юрьевна. — Возможно, вода просто застоялась за такой срок. Протечет, и надеемся, будет нормальная».

Людмила Юрьевна в поселке живет с 1991 года, с 2000 года работает библиотекарем. В свое время, чтобы поднять детей, семья держала корову, бычков, свиней. Сейчас скотину не держат — затратно.

«В нашей библиотеке около 200 читателей! — поделилась Людмила Юрьевна. — Ежегодно поступают новые книги, выписываем периодику. Люди домой берут почитать газеты и журналы. Не всем по карману их выписывать. Наши читатели больше всего любят женские романы, детективы, исторические и военные романы». Библиотека — последний «очаг культуры» в поселке. Кроме того, это единственное помещение, где можно провести массовые мероприятия. Например, выборы.

Что больше всего волнует жителей Туокслахти сегодня? «Это перспектива возможного строительства карьера «Туокслахти-2» по добыче строительного камня, — в один голос утверждают местные жители. — Хотя нас уверяют, что карьера не будет, мы сомневаемся в этом! К данному моменту владельцы карьера провели геологоразведочные работы и подали документы на недропользование, а камень добывать они намерены буровзрывным способом. И это — в непосредственной близости от нашего поселка, всего в километре от жилых домов и дач!».

В поселке не найдется человека, который ратовал бы за строительство карьера. Все — однозначно против. Остается надеяться, что к мнению народа прислушаются.