Тяжеловесы атакуют

По мосту через залив Ляппяярви порой проходят одновременно по 3-4 большегрузных автомобиля массой от 65 до 75 тонн.

В центре Сортавала в «час пик» можно почувствовать себя жителем большого города. Движется сплошной поток машин, повинуясь сигналу светофора, чтобы пропустить пешеходов. Прогресс дошел и до нас! В прошлом году завершилась реконструкция проходящей через город федеральной трассы; на радость всем водителям, бодрыми темпами продолжается строительство новой дороги Санкт-Петербург — Петрозаводск. Быть участником дорожного движения, однозначно, стало «лучше и веселее». Но вот безопаснее ли? О ситуации на сортавальских дорогах нашим читателям рассказывает командир роты ДПС отделения ГИБДД, майор полиции Сергей Александрович Власов.

Трагедии на дорогах

«Если в прошлом году только за первые два месяца в нашем районе было уже двое погибших, то с начала 2014 года ДТП с тяжелыми последствиями, к счастью, не случилось, — отмечает Сергей Александрович. — И тем не менее, в трех ДТП пострадали четыре человека, получив незначительные травмы». 2013 год запомнился целой чередой трагедий на дорогах — в Сортавальском районе погибли девять человек. И это не может не тревожить, особенно на фоне спокойного 2012 года, когда погибших у нас не было вовсе. Хотя, если обратиться к статистике десятилетней давности, то в 2004 году в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 16 человек.

Одно из самых резонансных ДТП случилось 8 марта 2013 года, когда автомобиль «Фольксваген-Гольф» на железнодорожном переезде по улице Фабричной столкнулся с локомотивом. В результате столкновения легковая машина была буквально смята, из трёх находившихся в салоне человек один погиб на месте, двое чудом остались в живых и были госпитализированы в Сортавальскую ЦРБ (наша газета об этом рассказала в № 10 за 2013 год). Все находившиеся в машине были в состоянии алкогольного опьянения.

Алкоголь привел к трагедии и на 265 километре в районе поселка Лахденкюля, — 3 октября водитель превысил допустимую скорость движения и «улетел» в кювет, где врезался в дерево. В результате водитель и пассажир погибли, второй пассажир получил травмы.

Всего же за тот трагический год в нашем районе случилось 37 ДТП с 46 пострадавшими.

Многотонная угроза

«Настоящее бедствие на сортавальских дорогах — это большегрузные машины, которые нередко везут груз с очень большим перевесом, — подчеркивает Сергей Александрович. — Например, перевозят по 70 с лишним тонн щебня! Такой транспорт идет прямо через центр Сортавала, и, без сомнения, на состоянии дороги это сказывается не лучшим образом. Этот вопрос мы поднимали на комиссии по безопасности движения в администрации района. Предлагали решать проблему сообща. Пока же борьбу ведет отделение ГИБДД в одиночку. И надеемся, определенные успехи будут.

Так, в настоящее время возбуждено административное производство в отношении двух юридических лиц из Санкт-Петербурга, которые являлись неоднократными нарушителями кодекса об административных правонарушениях. Они перевозили тяжеловесные грузы без соответствующего разрешения. Это разрешение стоит весьма дорого, но средства направляются в Дорожный фонд на ремонт дорог, что позволяет как-то смягчать последствия многотонных перевозок. Фирмы могут получить очень солидный штраф — по 500 тысяч рублей на каждую. Если нам удастся доказать свою правоту в арбитражном суде, то наше отделение ГИБДД будет первым в Карелии, подвергшим нарушителей столь внушительному штрафу».

По данным путевой документации, бывает, что полная масса автомобиля с перевозимым грузом составляет от 65 до 75 тонн, тогда как предельно допустимая масса не должна превышать 40 тонн. Но привлечь юридическое лицо к ответственности не так уж и просто — это долгий и сложный юридический процесс. А вот на водителей большегрузов с начала текущего года оформлено около 50 административных материалов со штрафами — от 500 до 2500 рублей.

Особое опасение вызывает состояние моста через залив Ляппяярви, который терпит колоссальные нагрузки. Порой через мост движутся одновременно по 3-4 транспортных средства массой от 65 до 75 тонн. МО МВД «Сортавальский» обратился к начальнику Управления дороги «Кола» с просьбой решить вопрос по ограничению массы транспорта и установке соответствующих дорожных знаков на городском мосту.

Наши дороги давно не справляются с ежегодно растущим транспортным потоком. Чтобы снять нагрузку с центральной трассы, можно было бы направить часть транспорта (особенно тяжеловесного) на второстепенные дороги, но по причине их плохого состояния это сделать нереально.

Бегом на «зеленый свет»

Появление светофоров на центральных перекрестках вызвало неоднозначную реакцию, — по мнению некоторых водителей, уж больно они «тормозят» движение по городу; да и не сразу к ним привыкли сортавальцы. Можно услышать такие претензии: светофоров слишком много; время светового и звукового сигнала не всегда логически оправдано. Например, на переходе возле «нижнего рынка» зеленый свет горит всего 11 секунд. А за эти секунды перейти широкую дорогу успеет разве что спортсмен-разрядник, но никак не рядовая пенсионерка. А вот на коротком переходе через улицу Карельская от магазина «Светлана» к бывшей типографии «зеленый» горит почему-то дольше, 16 секунд.

«Это претензии не к нашему отделению, — разъясняет Сергей Власов. — Устанавливала светофоры специализированная фирма из Санкт-Петербурга, и там специалисты просчитали оптимальное для нашего города время сигнала на каждом перекрестке. Эти регулировки являются основными. Изменить их можно, но все настолько взаимосвязано, что если даже где-то увеличить время перехода, то придется одновременно менять и правила проезда, вплоть до введения одностороннего движения на некоторых улицах. А это повлечет за собой дополнительные неудобства для водителей. Решение о количестве светофоров также принималось не на уровне нашего отделения ГИБДД».

Нарушителей среди пешеходов хватает. За два месяца оштрафовали 193 сортавальцев, на 500 рублей каждого.

Не снижая скорости

Где у нас в районе самая опасная дорога? Среди кандидатов на это совсем не почетное звание — участок федеральной трассы в районе поселка Хаапалампи.

«Мы перенесли в поселок Хаапалампи прибор видеофиксации скоростного режима „Арена“, который раньше был установлен на улице Бондарева, — рассказывает Сергей Власов. — В этом поселке и на прилегающем к нему участке федеральной дороги в прошлом году случилось 6 ДТП, в которых два человека погибли и шесть получили ранения. И оказалось, что если за три дня на улице Бондарева прибор фиксировал 4-5 случаев нарушения скоростного режима, то в Хаапалампи в настоящее время — не менее 500! И в основном, нарушения допускают жители Санкт-Петербурга, в том числе — водители тяжеловесных машин. Они нередко проезжают населенный пункт, не снижая скорости. Вразумить таких водителей способны так называемые „письма счастья“ о назначении административного наказания в виде штрафа, размер которого составляет от 500 до 5 тысяч рублей».

Регулярно ОГИБДД проводит рейды по соблюдению правил дорожного движения. К примеру, за два месяца текущего года был выявлен в состоянии алкогольного опьянения 31 водитель, 19 человек управляли транспортом без прав, 180 — превысили скорость, 30 — не подчинились сигналу светофора, а всего зарегистрировано 1193 различных нарушения.

Находятся у нас и вандалы, которым не дают покоя дорожные знаки. С начала года оформлено 6 материалов по фактам порчи дорожных знаков гражданами.

Не остаются в стороне от ответственности и виновные в плохом содержании дорог. Так, в ходе надзора за эксплуатационным состоянием автодорог общего пользования и железнодорожных переездов за два месяца выдано 16 предписаний, из них 4 — в адрес юридических лиц. За низкий уровень содержания автодорог и нарушения правил проведения ремонта к административной ответственности привлечены одно юридическое и три должностных лица.

В ближайшей перспективе инспекторам ГИБДД будет легче пресекать нарушения: на помощь придет самая современная техника. В течение 2014-2015 годов планируется все машины дорожно-патрульной службы оборудовать специальными видеорегистраторами, каждый будет оснащен тремя видеокамерами и сможет записывать как действия инспектора при выявлении правонарушения, так и действия водителя. Понятно, что такие записи очень пригодятся во время рассмотрения материалов в судебных инстанциях.Также на вооружение сортавальской инспекции поступят новые приборы видеофиксации с круглосуточным режимом работы.