24 мая в посёлке Хелюля прошёл первый этап открытого чемпионата Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине «на средствах передвижения» — группа «авто».
24 мая в посёлке Хелюля прошёл первый этап открытого чемпионата Республики Карелия по спортивному туризму в дисциплине «на средствах передвижения» — группа «авто». Совсем недавно о таком туризме вообще мало кто чего знал. В теории вроде бы всё ясно — турист плюс автомобиль. Но какие тут соревнования могут быть — не совсем понятно. Ситуация прояснилась, когда нашлись энтузиасты и начали претворять идею в жизнь, на ходу обрастая правилами, регламентами, категориями. В Сортавала главным активистом спортивного туризма «на средствах передвижения» стал Пётр Груздев, руководитель автоклуба «Полный привод», директор ООО «Вычислительные сети». Когда затевали первые соревнования, то и в Петрозаводске, и в Питере с трудом понимали, что же это будет. А сейчас, как сказал председатель Федерации спортивного туризма Карелии Валерий Паршуков, «...наша республика становится одним из лидеров этого движения».
Составляющих у соревнований несколько — это тщательно подготовленная плохая дорога, специально подготовленный к плохим дорогам автомобиль и экипаж этого самого автомобиля, состоящий из пилота и штурмана. Люди здесь собираются явно больные, страдающие тягой к экстремальным переживаниям, заражённые синдромом поиска трудностей, которые могут свести с ума автомобилиста-обывателя. Из своих авто они создают бездорожных монстров на циклопической подвеске, с бронебойными колёсами и перелицованными двигателями. Такие машины не вписываются в цивилизованный поток правильного транспорта. Им чем страшней — тем лучше. Ну и экипажи готовы глотать пыль, ухать в бездонные ямы и карабкаться на многоградусные косогоры, елозить в болотах, менять раздатки в полевых условиях, вкладывать свои кровные в железо и тащиться за сотни кэмэ, чтобы принять участие в очередном триале или трофи. Спроси их, зачем — и они ответят: «Так это ж чистый кайф!»
На призыв Петра Груздева посоревноваться откликнулась вся автотуристская тусовка. Приехали все, кто смог — из Санкт-Петербурга, Пушкина, Питкяранты, Москвы, Беломорска, из Кеми, Выборга, Кондопоги и Петрозаводска. В стартовый лист попал экипаж из Финляндии, из городишка Леми. Прибыло 28 экипажей — все друг друга знают, постоянно пересекаются на внедорожных трассах.
Приехал и знаменитый Турбодед — легендарный 76-летний автотурист Анатолий Викторов, известный всем бездорожным экстремалам. На своём УАЗ-469, внешний вид которого уже мало напоминает очертания оригинала, он добыл уже множество наград, кубков и медалей на соревнованиях разного статуса.
Помимо Турбодеда статусности соревнованиям добавляло присутствие руководителя «Клуба автопутешественни-ков», председателя маршрут-но-квалификационной комиссии Санкт-Петербурга и Ленобласти Алексея Игнатковича. Приехал в Сортавала и Владимир Зарицкий (дядя Вова) — руководитель питерского клуба экстремального автотуризма «Лосик». В качестве зрителя присутствовала на сортавальских трассах чемпионка России и Европы по классическому ралли, руководитель Центра водительских тренингов и контраварийной подготовки Илона Накутис. В общем, со статусностью у сортавальского автодейства было всё в порядке.
Соревнования включили в себя несколько этапов — триал, скалодром, скоростной подъём, фигурное вождение, «брёвна» и длинная дистанция. Этапы проводились на мотополигоне в Хелюля и на площадке «Каллево-парка». Комендант хелюльской трассы, руководитель мотоклуба «СЭМ» Александр Семин трассу для туристов подготовил старательно, учитывая все требования и отдельные пожелания.
При регистрации участники делились по классу автомобилей на две категории — третью и четвёртую. Класс — это уровень подготовленности машины, её оснащённости и готовности преодолевать внедорожные невзгоды. Третья попроще, четвёртая совсем продвинутая.
По итогам всех этапов в третьей категории победителями стали Вадим Ильин и его сын Роман. Глава Хаапалампинского сельского поселения Вадим Ильин — постоянный участник всяческих полноприводных забегов — и зимних, и летних. На втором месте питерцы Сергей и Анна Ловчановские, на третьем — сортавальцы Александр Нифонтов и Светлана Дударева.
В четвёртой категории лучший результат у питерского экипажа в составе Артёма Макарова и Игоря Климова, на втором месте сортавальский дуэт Александр Григорьев — Юлия Пшеник, на третьем Сергей Изосин и Светлана Ютишкова (Кемь — Сортавала).
Приз зрительских симпатий получил финский экипаж из города Леми Калли Лахикайнен и Яркко Пекки. Ещё один дополнительный приз — «Горячие головы» — вполне предсказуемо получил экипаж Турбодеда — Анатолий Викторов и Виталий Лях. «Горячие головы–2» — это экипаж Александр Григорьев и Валерий Насонов (Сортавала — Кондопога).
Соревнования прошли в штатном режиме, никто не перевернулся, никто ничего не повредил и не сломал. 25 мая полигон остывал от состязательного накала, подводились итоги, народ отдыхал и развлекался по мере сил. В шоу-программе значились и «бессмысленные водно-грязевые автомобильные забавы». Забавы происходили на местном болоте, приткнувшемся к территории полигона с дальнего угла. Место вроде бы совсем никчёмное, но вот пригодилось для экстремальных развлечений. Конечно, дно заранее промерили и разметили шестами ворота для последующего прохождения. Но и при этом позабавиться на болоте рискнули только два экипажа, в том числе и Турбодед Анатолий Викторов.
Зрителей было немного, так как добираться к месту забав пришлось продираясь сквозь заросли и балансируя на топком берегу. Зато автозаплыв получился драматическим во всех смыслах. Машины бултыхались в нечеловеческих условиях, потом один застрял совсем и Турбодед тянул его из трясины лебёдкой, потом пошёл ливень и стало совсем беспросветно, потом сила духа и выносливость экипажей победила и все вернулись с победой в лагерь, где уже подводились итоги и выписывались парадные дипломы.
Вообще соревнования из узкопрофильных мероприятий понемногу превращаются в общедоступные шоу для семейных уик-эндов. Обрастают дополнительными опциями в виде катания на пони, с собаками-хаски, запряжёнными в тележки, с показательными выступлениями малолетних мотогонщиков.
Второй этап чемпионата состоится 12 и 13 июня в районе горного парка «Рускеала». Туда снова съедутся автотуристы — посоревноваться и испытать кайф внедорожного экстрима, который для многих из них стал образом жизни. И уж точно своё бездорожье они не променяют ни на что другое.