27 марта отмечается Международный День театра. В преддверии праздника интервью для газеты «Ладога-Сортавала» дал художественный руководитель народного молодёжного театра-студии «Дети понедельника», член Союза театральных деятелей России, Заслуженный работник культуры Карелии Артур Валериевич Ладысев.
- Артур Валериевич, что вас особенно привлекает в театре?
- Когда я был ребёнком, мне всегда было интересно, что происходит за кулисами. Каким бы захватывающим ни был спектакль, я сидел в зале и думал – что же там, за пределами сцены? Теперь-то я знаю ответ на этот вопрос. Знаю, как делаются последние приготовления; режиссер дает указания, актеры волнуются и даже молятся перед спектаклем. Разные бывают ситуации.
А вообще в театре мне нравится думать. Я не сторонник яркого зрелища без наполненного смыслом сюжета, и это представление я стараюсь реализовать в работе нашего коллектива «Дети понедельника». Поэтому на наших спектаклях минимум декораций, костюмов, но максимум того, что может найти отклик в душе зрителя.
Театр - это попытка что-то понять, узнать что-то новое о мире и человеке. Коллективное переживание - это сила театра, на которую он должен опираться, чтобы конкурировать с другими видами искусства в интернет-эпоху.
- Как вам кажется, с какой целью зрители идут в театр? Чтобы отдохнуть, просто развлечься – или за чем-то другим?
- Наверное, если я хочу просто развлечься, то могу выбрать ресторан или ночной клуб. Театр - это несколько другое. В его полутемном зале зритель ждет откровения, сильных эмоций. Если мы сейчас будем вспоминать наиболее значимые наши спектакли, то будем говорить о постановках «Город, которого нет» по Паоло Коэльо, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Танец одиночества» Юлии Зелениной, «Овраг» по повести К. Сергиенко, «Мамки» по пьесе Аси Котляр, «Крэйзи» Е. Ткачёвой. То есть, в первую очередь на память приходят отнюдь не комедийные постановки. Хотя в репертуаре должны быть и хорошие комедии, поскольку развлекательную функцию театра никто не отменял.
- А у вас есть любимый спектакль в репертуаре?
- Чаще всего любимым бывает тот спектакль, над постановкой которого театр работает сегодня. Вот сейчас меня очень интересует, как зритель примет и оценит нашу премьеру - «Без паники, сеньоры!» по пьесе Ивана Алифанова. А вообще каждая из работ театра мне по-своему дорога.
- Какой спектакль дался вам сложнее всего?
- Трудно сказать. Каждый новый спектакль - это словно ребёнок, которого ты выпускаешь в жизнь. Другое дело, что какие-то спектакли из репертуара постепенно уходят, - зрители посмотрели их уже не один раз. А какие-то истории потеряли свою социальную значимость, время-то не стоит на месте. Да, жаль снимать ту или иную постановку, с каждой из них столько связано: бессонные ночи, поиски, озарения, удачи и неудачи, сомнения и тревоги... Но такова жизнь. Нельзя стоять на месте. Театр существует, будут и новые спектакли.
- Чего вы ждёте от публики после того, как опустится занавес?
- У меня, конечно, уже есть опыт многолетних наблюдений за зрительской реакцией. Люди ведь разные, поэтому каждый по-своему воспринимает наши работы, видит в них что-то свое и делает свои выводы. Если это зритель случайный, неподготовленный, он может просто растрогаться, умилиться, поплакать. Если это более изощренный, утонченный, эстетствующий зритель, он увидит какую-то необычную трактовку произведения. То есть, задача режиссера и актеров - дать пищу для души любому зрителю, независимо от того, насколько он подготовлен и образован, дать ему импульс для некоего душевного движения.
- «Дети понедельника» часто выступают на театральных фестивалях. Можете сравнить, чем отличаются зрители в разных городах?
- Зрители всегда отличаются степенью развития способности восприятия театра в его бесконечно многообразных формах. Чем чаще люди ходят в театр, тем интереснее проходит вместе с ними процесс актерской игры.
- Режиссёр всегда остаётся в тени актера. Так ли это, справедливо ли такое распределение ролей?
- Что значит справедливо? Каждый делает свой выбор. Я вот выбрал работу режиссера, и моя профессия меня устраивает именно потому, что она такая. В конце концов, актер - главный человек в театре, без актера наш труд не имеет смысла. Мы трудимся для того, чтобы актер вышел на сцену - и поразил зрителей. Поэтому я о своем выборе не жалею, каждый должен быть на своем месте.
- А что самое главное в работе режиссёра?
- Театр – это игра. Для меня, как для режиссёра, самое главное – правильно организовать встречу актёров со зрителями, превратить её в праздник. И если актёрам своей игрой, своим существованием на сцене удаётся установить контакт со зрительным залом, заворожить публику, заставить её сопереживать, то есть вовлечь её в ту же игру, в которую играет актёр, тогда можно считать, что спектакль получился, состоялся. В этом и есть специфика театрального искусства, отличающая его, например, от кино и телевидения. Непосредственный контакт актёра со зрителем может происходить только в театре.
- Что помогает «Детям понедельника» много лет «удерживать» своего зрителя?
- Наверное, репертуар. Выбор пьесы - это мучительный процесс. Мы всегда ищем пьесы, в которых звучит общечеловеческая тема, волнующая людей, заставляющая их задуматься над смыслом жизни, тема смешная и грустная, когда зал смеётся и плачет. Мы стараемся играть спектакли так, чтобы все поняли, что происходит. А если кто-то не понял, то это его не оскорбило бы, а подтолкнуло к самообразованию; чтобы у зрителя возникло желание разобраться в теме, узнать что-то новое. Мы своими спектаклями никогда не навязываем зрителям своего мнения. Мы не имеем права учить человека жизни, решения он должен принимать сам. Мы можем только показать типичную ситуацию, в которой кто-то себя узнает. И пока, слава Богу, у нас это получается.
- Основная цель творчества – это донести до своих адресатов какое-то важное послание. В чем состоит послание коллектива «Дети понедельника»?
- Наше послание в том, что важно быть простым, добрым и не пытаться стать кем-то другим. Это трудно, и порой нам не удается, но необходимо учиться этому. Доброта победит!
- Что хотите пожелать сортавальцам в преддверии Всемирного Дня театра?
- Желаю чаще ходить на спектакли, желаю активного присутствия театра в жизни города. А своим актёрам хочу пожелать вдохновения, терпения, веры в свое дело. Ведь аплодисменты звучат максимум 5-7 минут, но за этими минутами стоит огромный труд.
- Что ж, спасибо за беседу, с праздником вас и весь коллектив театра, и творческих удач в будущем!
- Спасибо. Приглашаю всех зрителей на премьеру нашего нового спектакля «Без паники, сеньоры!», который пройдёт в Доме культуры с 27 по 31 марта и 1 апреля. Приходите в театр чаще, а мы постараемся сделать все, чтобы оставаться вам нужными и интересными.
Беседовала Юлия Зеленкова.
Фото из архива театра-студии «Дети понедельника».