Мир театра в интернет-эпоху, или как «приворожить» современных зрителей

Мир театра в интернет-эпоху, или как «приворожить» современных зрителей

27 марта отмечается Международный День театра.  В преддверии праздника интервью для газеты  «Ладога-Сортавала» дал художественный руководитель народного молодёжного театра-студии  «Дети понедельника», член Союза театральных деятелей России, Заслуженный работник культуры Карелии  Артур Валериевич Ладысев.

- Артур Валериевич, что вас особенно привлекает  в театре?

- Когда я был ребёнком, мне всегда было интересно, что происходит за кулисами. Каким бы захватывающим ни был спектакль, я сидел в зале и думал – что же там, за пределами сцены? Теперь-то я знаю ответ на этот вопрос. Знаю, как делаются последние приготовления; режиссер дает указания, актеры волнуются и даже молятся перед спектаклем. Разные бывают ситуации.

А вообще в театре мне нравится думать. Я не сторонник яркого зрелища без наполненного смыслом сюжета, и это представление я стараюсь реализовать в работе нашего коллектива «Дети понедельника». Поэтому на наших спектаклях минимум декораций, костюмов, но максимум того, что может найти отклик в душе  зрителя.

Театр - это попытка что-то понять, узнать что-то новое  о мире и человеке. Коллективное переживание - это сила театра, на которую он должен опираться, чтобы конкурировать с другими видами искусства  в интернет-эпоху.

- Как вам кажется, с какой целью зрители идут  в театр? Чтобы отдохнуть, просто развлечься – или  за чем-то другим?

- Наверное, если я хочу просто развлечься, то могу выбрать ресторан или ночной клуб. Театр - это несколько другое. В его полутемном зале зритель ждет откровения, сильных эмоций. Если мы сейчас будем вспоминать наиболее значимые наши спектакли, то будем говорить  о постановках «Город, которого нет» по Паоло Коэльо, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Танец одиночества» Юлии Зелениной,  «Овраг» по повести К. Сергиенко, «Мамки» по пьесе Аси Котляр, «Крэйзи» Е. Ткачёвой. То есть, в первую очередь на память приходят отнюдь не комедийные  постановки. Хотя в репертуаре должны быть и хорошие комедии, поскольку развлекательную функцию театра никто не отменял.

- А у вас есть любимый спектакль в репертуаре?

- Чаще всего любимым бывает тот спектакль, над постановкой которого театр работает сегодня. Вот сейчас меня очень интересует, как зритель примет и оценит нашу премьеру - «Без паники, сеньоры!» по пьесе Ивана Алифанова. А вообще каждая из работ театра мне по-своему дорога.

- Какой спектакль дался вам сложнее всего?

- Трудно сказать. Каждый новый спектакль - это словно ребёнок, которого ты выпускаешь в жизнь. Другое дело, что какие-то спектакли из репертуара постепенно уходят, - зрители посмотрели их уже не один раз. А какие-то истории потеряли свою социальную значимость, время-то не стоит на месте.  Да, жаль снимать ту или иную постановку, с каждой из них столько связано: бессонные ночи, поиски, озарения, удачи и неудачи, сомнения и тревоги... Но такова жизнь. Нельзя стоять на месте. Театр существует, будут и новые спектакли.

- Чего вы ждёте от публики после того, как опустится занавес?

- У меня, конечно, уже есть опыт многолетних наблюдений за зрительской реакцией. Люди ведь разные, поэтому каждый по-своему воспринимает наши работы, видит в них что-то свое и делает свои выводы. Если это зритель случайный, неподготовленный, он может просто растрогаться, умилиться,  поплакать. Если это более изощренный, утонченный, эстетствующий зритель, он увидит какую-то необычную трактовку произведения. То есть, задача режиссера и актеров - дать пищу для души любому зрителю, независимо от того, насколько он подготовлен и образован, дать ему импульс для некоего душевного движения.

- «Дети понедельника» часто выступают на театральных фестивалях. Можете сравнить, чем отличаются зрители в разных городах?

- Зрители всегда отличаются степенью развития способности восприятия театра в его бесконечно многообразных формах. Чем чаще люди ходят в театр, тем интереснее проходит вместе с ними процесс актерской игры.

- Режиссёр всегда остаётся в тени актера. Так ли это, справедливо ли такое распределение ролей?

- Что значит справедливо? Каждый делает свой выбор.  Я вот выбрал работу режиссера, и моя профессия меня устраивает именно потому, что она такая. В конце концов, актер - главный человек в театре, без актера наш труд не имеет смысла.  Мы трудимся для того, чтобы актер вышел на сцену - и поразил зрителей. Поэтому я о своем выборе не жалею, каждый должен быть на своем месте.

- А что самое главное  в работе режиссёра?

- Театр – это игра. Для меня, как для режиссёра, самое главное – правильно организовать встречу актёров со зрителями, превратить её в праздник.  И если актёрам своей игрой,  своим существованием на сцене удаётся установить контакт  со зрительным залом, заворожить публику, заставить её сопереживать, то есть вовлечь её  в ту же игру, в которую играет актёр, тогда можно считать, что  спектакль получился, состоялся. В этом и есть специфика театрального искусства, отличающая его, например, от кино и телевидения. Непосредственный контакт актёра со зрителем может происходить только  в театре.

- Что помогает «Детям понедельника» много лет «удерживать» своего зрителя?

- Наверное, репертуар. Выбор пьесы - это мучительный процесс. Мы всегда ищем пьесы, в которых звучит общечеловеческая тема, волнующая людей, заставляющая их задуматься  над смыслом жизни, тема смешная и грустная, когда зал смеётся и плачет. Мы стараемся играть спектакли так, чтобы все поняли, что происходит. А если кто-то не понял,  то это его не оскорбило бы,  а подтолкнуло к самообразованию; чтобы у зрителя возникло желание разобраться в теме, узнать что-то новое. Мы своими спектаклями никогда не навязываем зрителям своего мнения.  Мы не имеем права учить человека жизни, решения он должен принимать сам. Мы можем только показать типичную ситуацию,  в которой кто-то себя узнает. И пока, слава Богу, у нас это получается.

- Основная цель творчества – это донести до своих адресатов какое-то важное послание. В чем состоит послание коллектива «Дети понедельника»?

- Наше послание в том, что важно быть простым, добрым и не пытаться стать кем-то другим. Это трудно, и порой нам не удается, но необходимо учиться этому. Доброта победит!

- Что хотите пожелать сортавальцам в преддверии Всемирного Дня театра?

- Желаю чаще ходить на спектакли, желаю активного присутствия театра в жизни города. А своим актёрам хочу пожелать вдохновения, терпения, веры в свое дело. Ведь аплодисменты звучат максимум 5-7 минут, но за этими минутами стоит огромный труд.

- Что ж, спасибо за беседу,  с праздником вас и весь коллектив театра, и творческих удач в будущем!

- Спасибо. Приглашаю всех зрителей на премьеру нашего нового спектакля «Без паники, сеньоры!», который пройдёт  в Доме культуры с 27 по 31 марта и 1 апреля. Приходите  в театр чаще, а мы постараемся сделать все, чтобы оставаться вам нужными и интересными.

Беседовала Юлия Зеленкова.
Фото из архива театра-студии «Дети понедельника».