Тема «мёртвой» воды не закрыта

Роспотребнадзор продолжает работу, в том числе и в судебном порядке, по обеспечению сортавальцев чистой водой.

Природная вода из залива Сойккасенлахти поступает в водопро-водную сеть города без подготовки. Водоочистные сооружения отсутствуют. Перед подачей в сеть вода дезинфицируется гипо-хлоритом натрия. Из-за отсутствия очистки качество воды в водопроводной сети сильно зависит от ее состояния в заливе. При южных и юго-западных ветрах влияние вод реки Тохмайоки усиливается и качество воды ухудшается. При северных и северо-восточных ветрах в район водозабора из-за перемещения водных масс поступают еще достаточно чистые воды залива Хийденселька, и качество воды в водопроводной сети улучшается. Вот так и живем, в ожидании, откуда ветер подует. А это, понятно, не дело!

Эксплуатацией централизованной системы питьевого водоснабжения с 1 марта 2011 года занимается ЗАО «Карелводоканал». Однако качество подаваемой населению питьевой воды не соответствует гигиеническим нормативам СанПиН. Так, специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в городе Сортавала неоднократно проводилось исследование проб воды перед подачей ее в разводящую сеть. По результатам исследований, вода не отвечает требованиям по показателям «цветность» и «перманганатная окисляемость». Также периодически специалистами наблюдалось превышение нормы по содержанию железа и мутности, содержанию хлороформа. Система водоснабжения не защищена от возможных источников техногенного загрязнения.

На протяжении 2011–2013 годов в адрес ЗАО «Карелводоканал» главный государственный санитарный врач в городе Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах М.В. Туруева выдавала предписания с требованием устранить нарушения действующих санитарных норм. Неоднократно территориальный отдел Роспотребнадзора применял меры административного воздействия в отношении ЗАО «Карелводоканал».

В прошлом году отдел Роспотребнадзора обратился в Сортавальский городской суд с исковыми требованиями в адрес администрации Сортавальского городского поселения — собственника системы водоснабжения, и ЗАО «Карелводоканал» — арендатора коммунальной инфраструктуры и организации, эксплуатирующей централизованную сеть питьевого водоснабжения. Так началась эпопея по «делу о мертвой воде».

6 сентября 2013 года Сортавальским городским судом иск был удовлетворен частично. Суд признал качество воды, подаваемой ЗАО «Карелводоканал» населению Сортавальского городского поселения, за период с 1 марта 2011 по 4 апреля 2013 года не соответствующим гигиеническим нормативам СанПиН. Также суд возложил на администрацию поселения обязанность обеспечить условия, необходимые для подачи качественной питьевой воды, путем подготовки технического задания на разработку инвестиционной программы по приведению качества в соответствие с установленными требованиями в срок не позднее 1 марта 2014 года. В требовании Роспотребнадзора по организации администрацией поселения резервного нецентрализованного водоснабжения судом было отказано.

Территориальный отдел Роспотребнадзора продолжил борьбу и обратился с апелляцией в Верховный Суд РК. Но апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 22 ноября 2013 года решение Сортавальского городского суда в части признания качества питьевой воды не соответствующей СанПину было отменено. В определении было указано, что Роспотребнадзор не наделен полномочиями на заявление таких требований.

Не согласившись с мнением суда, территориальный отдел Роспотребнадзора подал кассационную жалобу в Верховный Суд РК. В кассационной жалобе заявитель выразил несогласие с принятыми по делу судебными решениями. По его мнению, немедленное исполнение заявленных требований гарантирует, что жители Сортавальского городского поселения будут обеспечены питьевой водой надлежащего качества. Изучив кассационную жалобу, судья Верховного Суда РК Р.П. Тарасова определила: в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.

Однако точка в этом вопросе не поставлена! Роспотребнадзор намерен продолжать работу, в том числе и в судебном порядке, по соблюдению законных прав потребителей и обеспечению сортавальцев чистой водой. Поскольку апелляционное определение Верховного Суда РК № 33-3789/2013 от 22.11.2013 года считается вступившим в законную силу, и суд указал на то, что «заключение надзорного органа (Роспотребнадзора), принятое в пределах его полномочий, в подтверждении судебным решением не нуждается», потребители имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением. В том числе — и с требованием перерасчета за некачественную услугу водоснабжения в период с 1 марта 2011 по 4 апреля 2013 года (с учетом срока давности).