Паровоз, трамплин, фарватер

Фарватер позволит открыть новый судоходный маршрут в Cортавала. В нашу гавань смогут заходить и большие корабли.

Установка в Сортавала «паровозного» памятника, возрождение традиций лыжного двоеборья и восстановление водного пути в Сортавала — обо всём этом рассказывает глава Сортавальского района Сергей Крупин, непосредственный участник заявленных административных проектов.

НЕСЕКРЕТНЫЙ ФАРВАТЕР

— В Сортавальском районе почти не задействована одна из самых мощных транспортных артерий — водная. Залив Ляппяярви, пролив Маркатсимансалми дают возможность увеличить экономический потенциал нашего района и пополнить бюджетные поступления. Между тем, в судоходный сезон на Валаам постоянно приходят пассажирские корабли, множество туристов посещают остров и многие из них стремятся попасть и в Сортавала. Их интересуют и горный парк «Рускеала», и выставочный зал К.А. Гоголева, и музей Северного Приладожья.

Круизные корабли встают на якорь у «Дачи Винтера», а уже оттуда туристы отправляются в наш город на других, более мелких судах, но всё бы упростилось, если бы большие пассажирские лайнеры причаливали непосредственно к сортавальской набережной. К сожалению, пока такой технической возможности нет. Как результат — мы теряем, по крайней мере, две трети от туристического потока.

Теоретически заход судов в залив Ляппяярви возможен, этот водный маршрут действовал вплоть до 1975 года, но сейчас для практической реализации этой идеи необходимо выполнить ряд требований. Судовладельцы и представители туристических агентств готовы сотрудничать в этом направлении, об этом не раз заявлялось на совещаниях с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителей районной администрации, ГИМС, отдела ГО и ЧС. Среди участников переговоров такие мощные компании, как «Водоход» и «Волго-Балт», ситуация также была доведена до сведения главы РК Александра Худилайнена.

Сейчас в этом направлении сделан первый шаг. Подготовлен документ, адресованный Главе Республики Карелия, руководству компании «Волго-Балт» и Минэкономразвития РК. В нём содержится просьба помочь в организации обследования профильными специалистами сортавальского фарватера. После этого должно быть подготовлено и выдано специальное заключение. Первую проводку крупнотоннажного судна готовы профинансировать заинтересованные в организации такого маршрута компании.

«Неофициальные» промеры глубин уже провели сотрудники Сортавальской ГИМС с помощью непромышленных эхолотов. Их заключение положительное. Если после обследовании специалистами «Волго-Балта» будет выяснено, что на сортавальском фарватере необходимо провести гидротехнические работы, то соответствующий запрос на проведение таких работ будет сделан. Профинансировать этот проект можно из средств, выделяемых для празднования 100-летия Республики Карелия, и из средств Минстроя РК. В соседних районах подобные работы проводятся, например, работы по углублению дна осуществлялись совсем недавно в заливе Импилахти и обошлись сравнительно недорого.

В любом случае, решение по данному вопросу принято, фарватер должен быть проложен, мы хотим видеть больше туристов в нашем городе, дать новый толчок к развитию туристической инфраструктуры.

 

ПОРА СОБИРАТЬ ТРАМПЛИНЫ

— В стенах районной администрации состоялось совещание с участием главы района, представителей спортивной общественности города, Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью РК, администрации «Каллево-парка», специалистов МКУ «Недвижимость-ИНВЕСТ» и районной администрации, посвящённое очень актуальной для Сортавала теме — строительству новых лыжных трамплинов. Идея возрождения традиций лыжного двоеборья в нашем районе в последнее время получает реальную поддержку на всех уровнях. В своё время сортавальцы показывали великолепные результаты в прыжках с трамплина, наши летающие лыжники становились призёрами и победителями не только внутренних, но и международных соревнований. Но без создания соответствующей спортивной инфраструктуры о возобновлении полноценных тренировок не может быть и речи. Поэтому сейчас на повестке дня стоит вопрос о строительстве новых трамплинов.

Таких трамплинов планируется построить три. Сейчас уже выделены средства для монтажа и установки учебного «детского» трамплина К-10. К сожалению, пока нет однозначного мнения о том, где же именно должны быть установлены трамплины. Практичнее всего все трамплины скомпоновать в одном месте с доступной инфраструктурой. Это оптимально с точки зрения обслуживания объектов, их электрификации, охраны и т.д.

Предлагается и приемлемый вариант — это комплекс «Каллево-парк», который как раз подходит по профилю, так как ориентирован на горные лыжи и на территории комплекса имеется достаточно места для установки подобных спортивных сооружений.

Вместе с тем, у нас в Сортавала есть «историческое» место установки трамплинов — это парк «Ваккосалми». Это место специалистами в своё время было выбрано тоже не случайно. При расположении объектов учитывалось множество факторов — роза ветров, средние температурные режимы и даже угол падения солнечных лучей. Северо-западный склон был определён как наиболее удобный для установки трамплинов. Это теневая сторона, снег здесь тает в последнюю очередь и лыжников не слепит солнце — всё это важно для проведения тренировок и соревнований в зимнее время. Место оказалось настолько удачным, что сортавальские лыжники тренировались здесь вплоть до апреля и трамплины сохраняли свою стопроцентную работоспособность.

Если рассматривать «хелюльский» вариант, то придётся заново провести всю исследовательскую работу по размещению трамплинов на местности. Ещё один минус — сравнительная удалённость объекта от Сортавала. Детям после школы намного удобнее прийти в парк «Ваккосалми», чем добираться до Хелюля.

Как уже было сказано — мнения по поводу выбора места для установки трамплинов разошлись. Более-менее ясно с установкой детского трамплина — его нужно установить в парке «Ваккосалми». Федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью готова взять на себя не только финансирование строительства самого трамплина, но и установки соответствующей инфраструктуры — модулей для переодевания и т.д.

 

ПАРОВОЗ, А ВАГОН ПРИЛАГАЕТСЯ

— В Сортавала доставлен паровоз серии Эр 1953 года выпуска, собранный в польском городе Познань на заводе имени И.В. Сталина. Сейчас готовятся документы на безвозмездную передачу локомотива от ОАО «РЖД» администрации Сортавальского района. Паровоз должен стать памятником, ещё одной сортавальской достопримечательностью. Кстати, уже сейчас есть немало добровольцев, готовых внести свой вклад в дело восстановления этого технического раритета. После оформления документов из числа специалистов сортавальского железнодорожного депо будет назначен ответственный за проведение восстановительных работ. Всё необходимое для этого оборудование имеется. На паровоз будут установлены недостающие детали. Все детали оригинальные, доставлены со склада «РЖД» — это форточки, элементы остекления, рукояти, краны, прожекторы.

Ещё одна задача — выбрать место для этого памятника. Есть четыре варианта, в том числе — у Никольской церкви, на городской набережной, у комплекса «Пийпун Пиха». Этот вопрос должен быть согласован со специалистами в области архитектуры и градостроения, с историками. Место под установку памятника должно отвечать целому ряду требований, одно из которых — это достаточная площадь.

Кстати, паровоз будет не один. Имеется старый вагон ещё царских времён, который станет дополнением к паровозу. Этот вагон находится в Чите и также будет доставлен в Сортавала и приведён в порядок. Есть идея устроить в вагоне кафе в стиле вагона-ресторана, таким образом, памятник станет функциональным, рассматриваются и другие варианты.