Тенденция к улучшению городского дорожного хозяйства есть, однако процент хороших дорог по отношению к дорогам плохим вырос незначительно.
По территории Сортавальского городского поселения пролегает 51,7 километра разных дорог и улиц. Вроде бы немного, меньше часа езды, но хлопот с этими километрами столько, что хватило уже на десятки лет и хватит ещё на столько же. Эти дорожные километры мы постоянно ремонтируем, восстанавливаем и асфальтируем. В ответ дороги нас раздражают, пугают и усугубляют наше чувство социальной неполноценности. Непростые у нас отношения между дорогами и человеком.
У нас всё записано
Все дороги Сортавальского поселения посчитаны и зарегистрированы. На каждую имеется «информационная карта». Упомянутые 51,7 километра — это, оказывается, 310,5 тысячи квадратных метров площади, это 115 отдельных дорог и так называемых проездов, у всех своя техническая характеристика и своя категория.
Расходы городского бюджета на содержание автомобильных дорог в 2013 году составили миллион 378 тысяч рублей. Приобретено 162 дорожных знака на сумму 138 тысяч рублей. Ещё 562 тысячи рублей были потрачены на составление проектной документации, осуществление технадзора и проверку смет.
С асфальтом и без
Тенденция к улучшению городского дорожного хозяйства есть. Можно сказать, что и сделано в последнее время немало по нашим меркам.
В 2013 году новый асфальт появился на улицах Ленина, Комсомольской, Суворова, Вяйнемяйнена. Промышленная, Холмистая и Кирова отремонтированы по наказам избирателей. Наказы обошлись в 7 миллионов 583 тысячи рублей, из них субсидия из республиканского бюджета составила 5 миллионов 998,5 тысячи рублей.
Железнодорожная, Петрова, Пушкина ремонтировались по региональной целевой программе «Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года». Работ выполнено на общую сумму 6 миллионов 217 тысяч рублей, из них средства Дорожного фонда составили 5 миллионов 951 тысячу.
Республиканский Дорожный фонд профинансировал ремонт дворовых территорий: Бондарева — 9а и 13, Победы — 1 и 5, Садовая, 18, межквартальный проезд от улицы Победы до улицы Бондарева. Общая сумма составила 3 миллиона 582 тысячи рублей.
С другой стороны, процент хороших дорог по отношению к дорогам плохим вырос незначительно. Вообще асфальт в Сортавальском поселении пока является вещью необязательной. Если посчитать, то выходит 50 на 50. Половина дорог — это грунтовка, половина — асфальт. Да и в черте города грунтовки стоят и ничего с ними не делается. Малая Луговая, Кривоносова, Старовыборгское шоссе, Совхозное шоссе, часть улицы Первомайская, переулок Солнечный. Всё это самые настоящие грунтовки, доказывающие, что и в XXI веке в городах можно жить без асфальта.
Вопрос о перспективах всеобщей асфальтизации сортавальской городской черты с годами потерял техническую конкретность и превратился в риторический оборот, на который никто не ждёт ответа, привязанного к определённому временному отрезку.
Теория и практика Дорожного фонда
Этот год стал стартовым для нового формата Дорожного фонда. Теперь фонд формируется не на уровне республики, а в составе местных бюджетов. Теперь у поселений собственные Дорожные фонды. Фонды формируются за счёт высчитанной экономистами доли средств от акцизных отчислений при продаже горюче-смазочных материалов.
По расчётам Минфина РК, в бюджет Сортавальского поселения таких отчислений должно было поступить 4,5 миллиона. На основании этих расчётов в Сортавала и сформировали Дорожный фонд. Однако, в этом стартовом году теоретические расчёты пока не очень совпадают с реалиями жизни и за 9 месяцев удалось получить на дорожные нужды только 2,5 миллиона. Год не кончился и что-то ещё поступит, но вряд ли все недостающие 2 миллиона. Как так посчитали и куда делись деньги — никто сказать не может.
Наши отдыхают
Да и 4,5 миллиона — не такие уж большие деньги, если речь идёт о дорогах. Например, сейчас идёт реконструкция улицы Победы, занимается которой предприятие из Лахденпохья ООО «Пересвет Строй». Вот интересно, никто из местных дорожников — ДСПМК или «Сортавальское ДРСУ» — не изъявил желания принять участие в конкурсе и лично внести вклад в дело дорожного благоустройство Сортавала. Всё чаще такие конкурсы выигрывают иногородние предприниматели — от Петрозаводска до Питера. Вроде и подряд немаленький — 6 миллионов рублей.
На улице Победы расширят проезжую часть, оборудуют тротуар, положат новый асфальт. Смета на эти работы превышает весь поселенческий Дорожный фонд 2014 года. Разницу компенсируют в следующем году за счёт будущих дорожных поступлений. А это лишь одна дорога из 115.
Последствия революции
В прошлом году наш город подвергся тотальной коммунальной модернизации, осуществлённой силами ООО «Петербургтеплоэнерго». Без преувеличений — это предприятие совершило в сортавальской коммуналке технологическую революцию, за один сезон заменив все теплосети и отстроив новую современную котельную. Немножко не задалось на последнем этапе, когда пришла пора восстанавливать дорожное покрытие, тротуары, газоны и прочие элементы городского благоустройства, которые были вынужденно повреждены во время масштабной коммунальной реконструкции. Подрядчики ООО «Петербургтеплоэнерго» обязательства по восстановлению городского ландшафта приняли в полном объёме, но в прошлом году все работы завершить не успели. Пообещали, что уж летом 2014 года закончат всё в стопроцентном объёме. Но что-то там в отношениях генподрядчика и его партнёров не заладилось и обещания выполнены не были. Так в Сортавала прибавилось отдельных участков с неблагополучным благоустройством, причём в списке присутствуют и требующие ремонта улицы с тротуарами.
В этом году частично свои обязательства по благоустройству выполнил «Интер Спец Строй», хотя работы велись на удивление вяло. Остальные подрядчики, включая «Инженерную компанию» и ВМК, восстановлением своего делового реноме в Сортавала вообще не озаботились.
Вот почему так — никто делать не отказывается, но и не делает. И теперь вместо дорог и тротуаров — липкая грязь и обещания «выполнить обязательства».
Битва за очевидное
Как достижение, отмечается местный подзаконный акт, позволяющий требовать от производящей ремонт чего-нибудь организации восстанавливать после себя повреждённое дорожное покрытие. Теперь прежде чем дать разрешение на производство работ просят показать договор с МУП «Чистый город» на восстановление дорожного полотна с указанием конкретных сроков исполнения. ЗАО «Карелводоканал» на улице Железнодорожная перекладывал водопроводные сети и предприятие обязали восстановить порушенный асфальт. Записали, что всё сделают в следующем году.
Думай про завтра
Вообще-то в Сортавала заняты не только ремонтом уже существующих дорог. Жизнь заставляет в прямом смысле прокладывать новые дорожные пути, и связано это в первую очередь с жилищным строительством. В этом году будет сформировано конкурсное задание на строительство «дорожной сети в районе улиц Локомотивная — Совхозное шоссе». Проект обойдётся бюджету в 500 тысяч рублей.
В этот район ведёт улица Старовыборгское шоссе. Грунтовка «третьей категории», протяжённостью 1 километр. Перспектив на асфальтовое покрытие у этой дороги пока нет. Этот район «Локомотивная — Совхозное шоссе» застраивается на более чем 90 участках, выделенных многодетным семьям. Строительство, конечно, невозможно без автомобильного транспорта, так что разных «направлений» по целине там уже напробивали. А собственно дороги, хоть в грунтовом исполнении, там появятся не ранее 2017 года.
Знаки на батарейках
Дорога, какой бы она ни была, должна отвечать установленным нормам. В том числе — и нормам безопасности. К системам безопасности относятся и светофоры, которых в нашем городе с прошлого года прибавилось. В следующем году надо ожидать появления ещё двух светофорных мест и «лежачих полицейских» — на улице Карельской возле школы № 4 и на улице Горького возле Центра развития творчества детей и юношества. Также возле Центра появится и пешеходный переход.
Ещё одна новинка — теперь в нужных местах будут устанавливаться знаки «пешеходный переход» нового образца — светящиеся за счёт элементов, питающихся от солнечных батарей. Предписание на установку оборудования уже получено.
В следующем году федеральная трасса, проходящая через город, получит новое освещение. Заменят всё — даже сами опоры. Вместе с освещением центральная дорога получит и новые тротуары — от одного конца города до другого. Проект согласован и подписан. Средства выделяются из федерального бюджета.
Дорожные перспективы
У нас большие планы на дороги. Большие — это на 33 миллиона рублей. На такую сумму оцениваются уже готовые сметы дорожного строительства в Сортавала на обозримое будущее. В списке ремонт площади Кирова, улиц Октябрьской, 40 лет ВЛКСМ, Промышленной.
В городской администрации продолжают надеяться, что перепадёт «на дороги» из тех 50 миллионов рублей, что выделяются республикой на проведение в Сортавала Дня Карелии в 2015 году.
Праздник праздником, но и про дороги забывать нельзя. Да и сами дороги о себе всегда напомнят.