Коммуналка без загадок

Жители поселка Хелюля задают вопросы сакраментальные для отечественной коммуналки — почему так дорого и куда делась справедливость.

Зима ещё не успела начаться, а проблемы, связанные с отопительным сезоном, уже есть. В администрацию Хелюльского поселения потянулись недовольные жители, предъявляя в качестве обвинительных материалов счета за теплоснабжение. Вопросы сакраментальные для отечественной коммуналки — почему так дорого и куда делась справедливость. В поисках коммунальной справедливости пришлось побывать и в предприятии «Карелэнергоинвест», и в кабинете главы поселения Елены Ивановой, и в районной администрации.

Александр Петров, директор ЗАО «Карелэнергоинвест»:

— ЗАО «Карелэнергоинвест» предоставляет услугу теплоснабжения в нескольких населённых пунктах, но основной наш потребитель — это посёлок Хелюля. В посёлке работает котельная мощностью 5 мегаватт, использующая в качестве топлива торф и щепу. На территории посёлка проложено более пяти километров тепловых сетей. К системе центрального теплоснабжения подключено около 100 жилых домов, промышленных предприятий, социальных и культурных учреждений. В рамках общей подготовки к отопительному сезону 2014-2015 года «Карелэнергоинвест» занимался, в частности, и работой, связанной с установкой приборов учёта тепловой энергии. Собственно, подготовкой документации и проектов, оборудованием узлов учёта должны заниматься управляющие и обслуживающие компании. Наши обязанности по большей части относятся к контролю за этим процессом.Так, специалисты «Карелэнергоинвеста» собрали данные по всем зданиям на территории посёлка Хелюля и проинформировали УК о состоянии узлов учёта тепловой энергии (УУТЭ).

В качестве справки — коммунальный рынок посёлка невелик, как и жилой фонд. В Хелюля работают три управляющие компании — это ООО «Найс» (руководитель Татьяна Бобылева), ООО «Комфорт» (Олег Павлов) и МУП «Хелюльские коммунальные сети» (Олег Занегин). Большая часть жилого фонда находится на обслуживании ООО «Найс». «Комфорт» обслуживает всего несколько малоэтажных домов, а МУП «Хелюльские коммунальные сети» вообще занимается домами, где нет центрального отопления.

Работа по сбору данных и составлению актов для УК тепловиками была начата в 2012 году. Управляющие компании получили все документы, где были указаны обнаруженные недостатки и сроки их устранения. После согласования проектов и устранения недостатков следовало подписать акт о приёмке узлов учёта в эксплуатацию у специалистов ООО «Карелэнергоинвест». Точно такая же работа, кстати, велась и на всей территории Сортавальского района другими теплоснабженцами, в частности — ООО «Петербургтеплоэнерго», так что ничего из ряда вон выходящего в этом процессе не было.

Однако к началу отопительного сезона 2012-2013 года УК на территории Хелюля смогли ввести в эксплуатацию совсем небольшое количество УУТЭ. Предписания об устранении недостатков после окончания сезона были выданы повторно. Все УК с требованиями «Карелэнергоинвест» полностью согласились.

Александр Петров:
— У меня есть гарантийное письмо от руководства ООО «Найс» с обязательством устранить все пробелы с узлами до сезона 2014-2015 года. Тем не менее, недостатки не устранены. Почти в таком же состоянии узлы учёта находятся и сейчас, уже после начала нынешнего отопительного сезона. Принятые должным образом в эксплуатацию узлы учёта имеются в Хелюля только в шести зданиях. Это четыре жилых дома, производственное здание фирмы «Раптек» и поселковый клуб. Кстати, среди оборудованных УУТЭ жилых домов нет ни одного пятиэтажного здания, а их в Хелюля четыре штуки. Все — на обслуживании ООО «Найс». А вот в маленьком предприятии «Комфорт» проблемой установки узлов озаботились серьёзно, объяснили ситуацию населению и успели привести в порядок УУТЭ на всех своих домах до начала отопительного сезона. Директор «Комфорта» Олег Павлов на свои средства оборудовал узлы, дав жильцам отсрочку оплаты счёта за выполненные работы.

Справедливости ради надо сказать, что в течение лета 2014 года подвижки в деле наведения порядка с УУТЭ в Хелюля были и со стороны ООО «Найс». Всё лето специалисты ООО «Карелэнергоинвест» занимались проверкой представленных проектов, и эта работа была закончена лишь в октябре. Проекты представлялись с большими недоработками, в штатном режиме, по многим домам вопрос вообще не решался, дело шло ни шатко, ни валко. Зато провели множество совещаний, где представители «Карел-энергоинвеста» совместно с депутатами местного Совета и поселенческой администрацией убеждали ООО «Найс» активизировать работу, а собственников жилья — проникнуться важностью процесса. В 2013 году говорили то же самое, но руководство «Карелэнергоинвест» шло навстречу потребителям, не применяло исчисления «по нормативу» и «для сглаживания социальной напряжённости» продолжало снимать показания с неверно работающих УУТЭ. Эти приборы монтировались давно и уже даже неизвестно кем, накручены они были, как водится, в сторону уменьшения и показывали что угодно, только не реальные килокалории.

Александр Петров:
— Потери теплоснабжающего предприятия из-за этой ситуации, по предварительным оценкам, за два последних сезона составили около 2 миллионов рублей. Мы два года закрывали на это глаза, давали людям время, но это не может продолжаться бесконечно.

В сезон 2014-2015 года руководство «Карелэнергоинвест» перестало идти на компромиссы и выставило счета потребителям «по нормативу» по тем зданиям, где акты о приёмке в эксплуатацию УУТЭ не были подписаны. А таких домов оказалось подавляющее большинство. И счета оказались в два раза солиднее, чем в прошлом году, хотя тариф почти не изменился. Отсюда и поток ходоков в администрацию с жалобами на произвол и отсутствие справедливости.

Справедливость же в экономической интерпретации выглядела следующим образом — в Хелюля на улице Юбилейная есть два совершенно одинаковых двухэтажных 4-квартирных дома. Там, где прибор учёта был установлен по всей форме, месячная плата за отопление за 1 квадратный метр составила около 38 рублей. В соседнем «нормативном» доме эта плата составила 105 рублей.

Порядок установки приборов учёта тепловой энергии, введение норматива на потребление и прочие коммунальные взаимоотношения между собственниками жилья, управляющими компаниями и энергоснабжающими организациями изобрели не на местном уровне. Есть федеральное законодательство с обширной нормативно-правовой базой. Любой может зайти в Интернет и ознакомиться с любым документом. Юристами эта база исследована вдоль и поперёк в ходе многоразличных судебных процессов прошлых лет. Тут нет ничего неизвестного. Все специалисты с нормативной базой знакомы.

В отношении УУТЭ в переводе с нормативного на бытовой всё просто — никто никого не заставляет устанавливать УУТЭ. Просто в случае, если УУТЭ нет или узел смонтирован не по ГОСТу или не принят актом — поставщик имеет право применить при расчёте платы за услугу теплоснабжения установленный норматив. Так что никаких особых загадок тут нет.

Никому не нравится платить за «коммуналку». Но платить всё равно придётся — или по счётчику или по нормативу. В Сортавала с этим вопросом как-то разобрались ещё год назад, а посёлок Хелюля с благословения «Карелэнергоинвест» просто получил отсрочку и сейчас она кончилась.

Редакция не всегда разделяет мнение авторов опубликованных материалов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламы и объявлений пользователей.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на источник обязательна.
© 2018 АУ СМР "ИД "ЛАДОГА-СОРТАВАЛА"  12+