Нас не догонят!

Авторалли «Яккима 2015» прошло в Сортавальском районе.

В нашем городе эти автогонки проводятся во второй раз. Мы перетащили это раллийное шоу в наши места из Лахденпохского района — тогда это была их фишка, но, кстати, тамошнее местное население особо эту гонку не приветствовало из-за неудобств с закрытием дороги и прочих околоспортивных неурядиц. Сортавальцы оказались хозяевами гостеприимными и толерантными, готовыми мириться с неудобствами большими и малыми ради удовольствия быть свидетелями стартов и финишей раллийных мастеров. «Яккима 2015» — это россыпь всяческих раллийных зачётов. Прежде всего — 8-й этап Кубка России, потом — 3-й этап Кубка Северо-Западного ФО, да ещё и Кубок Карелии в придачу.

Во всех зачётах оптом зарегистрировался 91 экипаж, что тоже своеобразный рекорд. Как будто и нет никакого кризиса, инфляции и прочих напастей, а все только и думают, как поиграть у себя на нервах за свои же деньги, покрутить баранку на гололеде и почувствовать адреналиновый драйв. Популярность сортавальского автозабега растёт и радует пестротой географического представительства. В этом году прибыли спортсмены из Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской и Московской областей, из Иваново, Гуково Ростовской области, Белгорода, Череповца, Ярославля. Среди штурманов имелись представители Украины и Финляндии.

Наше предложение раллистам относительно трассы остаётся неизменным — это так называемое «Старокааламское шоссе», как основной боевой участок со всеми прелестями отечественных провинциальных просёлков. В этот раз погода вообще расстаралась и подготовила трассу образца «зима-весна», где всего было в достатке — и гололёда, и снега, и сумбурной снежной каши.

Протяжённость общего раллийного кольца составила 184 километра, это с учётом «возврата на старт». Путь следования всё тот же — старт в Заозёрном, потом через Леппясельку на Кааламо — там отмечается финиш. Затем через Рускеала до Сортавала — этот отрезок тоже фиксировался, и пройти его нужно было в отведённое время без всяких скидок на встречные и попутные авто, не имеющие никакого отношения к раллийным забавам.

Стартовали с подиума в сортавальском центре, прямо у входа в гостиницу «Каунис». Здесь же была возможность поглазеть на машины и экипажи, здесь же говорили напутственные слова и представляли участников. На этом благополучная часть действа заканчивалась, и дальше гонщиков ждали испытания сурового «старокааламского шоссе». Трасса была поделена на две основные секции и имела в своём составе ещё и шесть спецучастков общей протяжённостью 82 километра. СУ 1,4 «Заозёрный», СУ 2,5 «Хекселя», СУ 3,6 «Кааламо». Вот эти спецучастки оказались не всем по зубам, по плечу и по силам.

Участок «Заозёрный» вообще вызывал панику — это просто голый лёд без всяких цивилизационных вмешательств, впрочем, и родное «снежное покрытие» на поверку оказалось тоже не шибко гуманным к раллийным авто. Как написал позже один из участников, «...вдоль трассы валяются машины и их части». Действительно, были места, где в кювет отправлялись целыми сериями по 3-4 машины подряд. Автомобили извлекали из сугробов заботливыми руками добровольцев-болельщиков. Картинки такого извлечения напоминали хрестоматийное изображение бурлаков на Волге, но в целом демонстрировали готовность сортавальского населения помочь ближнему и подставить дружеское плечо.

Особенно запомнился участникам поворот «с тигром» участка «Кааламо». На одном из виражей особо остроумные зрители поместили на взгорке плюшевого тигра в натуральную величину. Именно здесь было зафиксировано максимальное количество сходов с трассы — аж 16.

Вообще, по отзывам участников, экипажи «не справились с трассой». Сортавальская дорожка «Яккима 2015» оказалась жёстче, чем предполагалось, а сочетание лёд- грунт-снег отправило в аварийный нокаут не одну раллийную пару. Три аварии было очень серьёзных. Мицубиси-Ланчер под номером 16 команды Артамонов-Москва промахнулся мимо моста и оказался в речке. В итоге один из членов экипажа был госпитализирован с подозрением на компрессионный перелом позвоночника.

Было ещё две серьёзные аварии, в которых пострадали участники. Несколько раз всю гоночную вереницу тормозили организаторы, чтобы иметь возможность без помех провести эвакуационные работы. Как ни организовывай гонки с точки зрения безопасности — всё равно происходят инциденты, требующие вмешательства медиков. Раллийный спорт сам по себе травмоопасный, риск здесь — часть общего сюжета и об этом всем известно. Полиция наша, кстати, отработала отлично. Претензий — к порядку на трассе и вообще — нет никаких ни у кого — ни у организаторов, ни у зрителей, ни у участников. Но за сход с трассы полиция ответственности не несёт — ралли есть ралли.

Но хватит негатива. Вот прекрасная новость — в ралли приняли участие представители сортавальского СК «Ладога» и не только приняли, но и показали второе общекомандное место в зачёте Кубка Республики Карелия. СК «Ладога» выставил четыре экипажа. Два из них были местными — это Александр Нифонтов/Сергей Пюннонен и Денис Трощинский/Константин Мухамендриков. Ещё два экипажа из Петрозаводска, но примкнули к сортавальской команде — это Виктор Дивак/Илья Комиссаров и братья Пётр и Константин Вишневские. Примыкание оказалось верным организационным решением и в итоге принесло сортавальскому клубу серебро карельского раллийного первенства.

В командном зачёте первенства России победила «AF-Racing» из Санкт-Петер-бурга. Есть там ещё целый список по разным категориям с финальным временем и местом в рейтингах, кому интересно — без труда найдёт всё это на профильных сайтах в инете.

В целом трасса вызвала почти восторг, хоть и показала гостям, что всё очень даже не просто на карельских дорожках. Тем более экипажам-победителям дополнительный повод погордиться собой и, оглядываясь на пройденные участки, сказать окружающему миру: «Нас не догонят!». А для сортавальцев в этом году вообще началась новая раллийная эра, ведь мы приняли у себя этап Кубка мира по ралли-рейдам и теперь с полным правом значимся в международном соревновательном календаре. И мы тоже можем сказать — теперь догнать нас на этом пути очень непросто.