Народ против карьера

На публичных слушаниях в Хаапалампи присутствующие единогласно проголосовали против разработки карьера. Учредителю ООО «Кирккомяки» не удалось убедить местных жителей в пользе своего предприятия.

27 октября в поселке Хаапалампи состоялись публичные слушания по обсуждению вопроса об отработке карьера по добыче строительного камня на участке недр «Кирккомяки» с целью производства щебня. Слушания, проходившие в помещении местной школы, вызвали огромный общественный резонанс. В отведенном для мероприятия кабинете яблоку негде было упасть, здесь с трудом разместились все желающие высказать свое мнение по поводу создания карьера.

Как пояснил глава Хаапалампинского поселения Вадим Ильин, право участвовать в слушаниях предоставлено не только местным жителям, но и другим гражданам России, имеющим здесь земельные участки и дачи. Активный интерес к слушаниям проявили журналисты и экологи.

Учредитель ООО «Кирккомяки» Айво Халлист, гражданин Эстонии, в соответствии с законодательством проинформировал собравшихся о расположении проектируемого карьера, его предполагаемой мощности и других важных производственных моментах, затем ответил на многочисленные вопросы участников слушаний.

Учредитель сообщил: карьер собираются открыть в районе поселка Лавиярви. Его планируемая мощность составит 250 тысяч кубометров щебня, разработчики участка недр «Кирккомяки» намерены производить 11-12 взрывов в течение года.

Как пояснил учредитель, щебень нужен для строительства внутренних дорог с целью развития сельского хозяйства, — Айво Халлист также является соучредителем ООО «Сельхозпредприятие Сортавала». Это предприятие получило в аренду немаленькие земельные участки в Сортавальском районе и, по словам Халлиста, планирует построить здесь крупные животноводческие фермы по производству молока и мяса (в районе станции Рюттю и поселка Лавиярви).

Айво Халлист пообещал создать в карьере 88 рабочих мест, в том числе для посельчан. Также выяснилось, что в плане — строительство объектов инфраструктуры и бетонного завода.

Участники слушаний задали учредителю очень много острых вопросов.

Люди усомнились в том, что для отсыпки внутренних дорог для сельхозпредприятия потребуется непременно открывать карьер, когда не столь большое количество щебня вполне можно просто купить.

Но больше всего беспокоит местных жителей, дачников, туристов ущерб для экологии красивейших мест Приладожья, который заведомо нанесет разработка карьера. Санитарно-защитная зона составляет всего 500 метров, этого явно маловато для безопасности населения.

«Мы не понаслышке знаем, что в радиусе 5 километров от карьера все будет забито пылью! Нам и нашим детям просто будет нечем дышать!», — убеждены посельчане. «Для нас Ладога по своей ценности сравнима с Эрмитажем! Во всей России лишь четыре места, равных ей по природной красоте», — так считают люди.

Излишки щебня карьер намерен вывозить и продавать, а это значит, большегрузные машины разобьют наши дороги.

Карьер угрожает не только природе, экологии, но также археологическим и культурным ценностям. Как отметил геолог, известный краевед Игорь Борисов, в Министерство культуры не поступал запрос от ООО Карьер «Кирккомяки» на проведение археологической экспертизы в этих уникальных местах. Но данная процедура считается обязательной! На территории карьера находятся стоянки каменного века, старинное кладбище, а может быть, и остатки старой церкви.

Сомнение у посельчан вызывает еще один тревожный факт: ведь именно директор ООО «Сельхозпредприятие «Сортавала» М.Ю. Ишутин некоторое время назад хотел получить в Хаапалампинском поселении земельный участок под строительство порта для транспортировки водным путем промышленных и сельскохозяйственных грузов.

Имеется акт выбора и обследования земельного участка площадью 53,3 гектара для строительства порта. Комиссия дала заключение, что участок «может быть предоставлен для испрашиваемых целей». А ведь он частично был расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера! К счастью, действие акта истекло еще в ноябре 2014 года.

Но люди обоснованно беспокоятся, не возродится ли опасная идея строительства порта еще раз? Ведь перевозить щебень по воде значительно выгодней! И этот вопрос также был задан учредителю.

В ответ Айво Халлист заверил, буквально: «Я клянусь, мы не собираемся возить щебень водой!».

Однако убедить участников слушаний в пользе своего проекта для поселения ему не удалось.

Слушания завершились голосованием, в котором 101 человек (то есть, все присутствующие единогласно) проголосовали против разработки карьера на участке недр «Кирккомяки».

Тем не менее, по законодательству мнение участников слушаний носит лишь рекомендательный характер. Финал «карьерной истории» в Хаапалампинском поселении остается открытым.