Мост для федералов

Наш мост является не только частью архитектурного ландшафта Сортавала и одним из признанных городских символов, но и элементом инфраструктуры федеральной дороги Р-21 «Кола».

Наш сортавальский мост был построен из камня и бетона в 1931-1932 годах по проекту Стокгольмской инженерной конторы «Кристиани и Ниельсен». Каменный мост был построен вместо самого первого, деревянного моста для пешеходов — «Киркконсилта» («церковный мост») — который связал два городских берега в 1880-е годы. Он начинался от улицы Киркконкату («церковная»), теперь называемой Горького, и выходил на противоположный берег к улице Марьянкату (ныне — Ладожская.). В июле 1941 года при отступлении советских войск была взорвана северная часть моста. Финны полностью восстановили мост к 1943 году, в таком вполне достойном состоянии он нам и достался.

Сейчас мост является не только частью архитектурного ландшафта Сортавала и одним из признанных городских символов, но и элементом инфраструктуры федеральной дороги Р-21 «Кола». Надо сказать, что исключительно в качестве этого элемента он и рассматривается федеральным заказчиком, проектировщиками и строителями «Мостоотряда-6». В спецификациях сказано, что в Сортавала ведётся «капитальный ремонт моста». На самом деле речь идёт не о ремонте старого моста, а о создании совершенно нового сооружения. Здесь нет никакой бюрократической ошибки, решение о статусе строительного процесса принято вполне осознанно — при капитальном ремонте участники значительно сокращают список требуемых согласований. Таким образом, из числа «согласователей» исчезли и местные сортавальские власти вместе с необходимость обращать внимание на их предложения и пожелания.

Побочным эффектом такого отношения к проекту стало, например, то, что никто из участников не озаботился решением вопроса об оборудовании пешеходной переправы для жителей города на время строительства моста.

В этом есть известная административная логика — автодорога А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург — Сортавала, она же — федеральная автомобильная дорога Р-21 «Кола» живёт своей жизнью, а сортавальцы — своей. Жители города не являются структурной частью магистрали, и руководству дороги озадачиваться их проблемами нет необходимости, тем более никаких законодательных понуждений к этому не существует. Какие-то вялые переговоры велись с представителями Росавтодора, как заказчиком проекта, и с республиканским руководством. Были получены смутные обещания что-то предпринять, но кончилось дело тем, что администрации Сортавальского городского поселения пришлось решать эту проблему собственными силами и за свой счёт.

Ни на стадии проектирования, ни после начала строительных работ местные администрации (не говоря уже о простых сортавальских смертных) не имели возможности ознакомиться с проектом моста. Разрешение заглянуть в проект было дано только после согласования этого важного мероприятия с высшим строительным руководством. Такую возможность в январе этого года получили глава администрации Сортавальского района Леонид Гулевич и глава Хаапалампинского поселения Вадим Ильин. Вадим Ильин, кстати, имеет профильное инженерное образование, так что вполне подошёл в качестве эксперта. Встреча состоялась в кабинете начальника строительного участка Александра Иванова, который предоставил все имеющиеся спецификации и чертёжные проекты, а также дал всеобъемлющие технические пояснения.

Как выяснилось, мост сохранит свои очертания и все шесть опор будут воспроизведены почти со стопроцентной точностью. Инженерные усовершенствования, конечно, будут применены в новой конструкции, это относится, например, к местам соединения опор с мостовым полотном — здесь планируется использовать современные материалы для обеспечения амортизационной способности сооружения. Впрочем, на внешнем виде моста, если сравнивать его с тем, что было — эти изменения почти не скажутся и даже старожилы не смогут отыскать визуальные отличия.

Между тем мост будет демонтирован полностью, включая не только пролёты, но и опоры, и сами основания для опор. Фундамент под опоры спроектирован с учётом изменившихся динамических нагрузок с достаточным запасом прочности. Строители обещают сохранить облицовку опор, выполненную из гранитных плит. После монтажа новых опор плиты вновь будут использованы по назначению. Такое обещание распространяется и на облицовку береговых откосов.

Береговые основания также будут укрепляться по-другому. Если при строительстве старого моста использовались каменные монолиты, то теперь в качестве основы решено применить уложенный в специальные строительные сетки камень средних размеров.
На один метр увеличится ширина моста. Расширить планируется проезжую часть — у старого моста она составляла 7 метров, у нового будет 8 метров. Ширина пешеходных дорожек останется прежней. Сейчас на мосту установлены стандартные бордюрные блоки, они слишком низкие и не в полной мере выполняют свои защитные функции. Новый мост в соответствии с проектом оборудуется бордюрами высотой 75 сантиметров, которые хоть как-то смогут защитить пешеходов от брызг и грязи, а также обеспечат большую безопасность людей, если вдруг на мосту случится ДТП.

Совершенно другими будут ограждающие перила нового моста. Выполнены они будут из металлического прута и, согласно проекту, представляют собой «соприкасающиеся овалы». Секции ограждения будут выполняться, как цельносварная конструкция. На схеме новое решение выглядит достаточно привлекательно, по крайней мере, относительно того дизайна, который имел старый мост. Можно сказать, что в эстетическом плане за счёт ажурности перил мост только выиграет. Цвет перил может быть любой. На старом мосту для перил был выбран голубой цвет, на этот раз проектировщики склоняются к серым тонам.

На полметра планируется поднять ту сторону моста, которая ближе к центру города — северную. Это инженерное решение связано с необходимостью снизить динамические нагрузки моста при въезде на него транспорта. Дело в том, что место смыкания моста с проезжей частью улицы Карельской представляет собой не горизонтальную поверхность, а спуск, впадину с достаточно значительным углом наклона. Решение приподнять одну сторону моста позволит сгладить эту природную горку, сделать съезд более плавным. Мост, таким образом, приподнимется с одной стороны, но визуально это вряд ли можно будет заметить.

Остаётся невыясненной судьба брусчатки, которой выложены подъезды к мосту. Насколько известно, проект такими тонкостями не обременён. Строители готовы дать гарантию своему сооружению сроком на 50 лет. В общем, всё совсем неплохо. И как бы то ни было — это всё же наш мост.

Редакция не всегда разделяет мнение авторов опубликованных материалов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламы и объявлений пользователей.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на источник обязательна.
© 2018 АУ СМР "ИД "ЛАДОГА-СОРТАВАЛА"  12+