Транспортный апокалипсис

Транспортный апокалипсис

Жители ряда поселков района могут оказаться буквально отрезанными от мира из-за приостановки автобусного сообщения по муниципальным маршрутам. Подобного они не могли себе представить и в страшном сне.

«Каким образом нам, в таком случае, придется добираться до города? — недоумевают в своем письме в редакцию Марина Кацура, Наталья Кабанова, Оксана Петрова, Светлана Жарова, Наталья Понамаренко, Наталья Мергель, Инна Рылова, Евгения Титова, Галина Бессонова, Альбина Мазур и другие жители поселков Заозерный и Туокслахти. — Личный автотранспорт есть далеко не у всех, да ведь машина и сломаться может. А в городе у многих работа, там же находится и центральная районная больница, и другие необходимые людям учреждения и организации, и магазины. Мы считаем, что отменять автобусный маршрут №5 просто недопустимо, ведь от этого пострадают люди, — дети, старики, работающее население наших поселков. Надеемся, что будет все-таки принято разумное решение, количество рейсов по направлению Туокслахти не сократится, стоимость билетов останется прежней. В соответствии с Федеральным законом №131, администрация района должна обеспечить создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания между поселениями в границах муниципального района».

 Убыточный маршрут

Что же случилось с «пятеркой»? Напомним, что сегодня рейсы по этому муниципальному маршруту, а также рейсы «двойки» и «единички», по договору, заключенному с администрацией района, выполняет ООО «Пассажирские перевозки». Генеральный директор этого предприятия Н.Н. Воронко обратился в администрацию с заявлением о том, что «с 1 марта 2012 года приостанавливается обслуживание муниципального маршрута № 5 «Сортавала — Туокслахти» в связи с нерентабельностью». Мы попросили Николая Воронко прокомментировать сложившуюся ситуацию.

«Как любое коммерческое предприятие, мы должны зарабатывать, получать прибыль. Однако сегодня мы находимся, без преувеличения, в плачевном финансовом состоянии! — разъясняет руководитель ООО «Пассажирские перевозки». — В 2001 году стоимость проезда по городу составляла 6 рублей, литр бензина стоил примерно столько же. Сегодня соответственно 15 рублей и 27 с лишним. Таким образом, если проезд подорожал в 2,5 раза, то бензин — в 4,5. Но рост стоимости топлива — это не единственная проблема. С каждым годом в районе снижается пассажиропоток между городом и поселками. Этому способствует и неблагоприятная демографическая ситуация, и закрытие ряда предприятий. Маршрут в Туокслахти заведомо убыточный. И до сегодняшнего дня мы обслуживаем его за счет средств, выручаемых нашим предприятием на других маршрутах. Но, в довершение всех бед, нас во всех сторон «обложили» нелегальные таксисты-«бомбилы». Десятки частных извозчиков «работают» на маршрутах №1 «Сортавала — Хелюля», №2 «Сортавала — Хаапалампи», нелегалы практически полностью «оккупировали» межобластной маршрут №805 «Сортавала — Санкт-Петербург». Такая нечестная конкуренция ведет к резкому падению выручки у законопослушных перевозчиков. Честно скажу, я уже устал бороться в одиночку с нелегальным предпринимательством. Фактически, заложниками ситуации стали и жители поселков Заозерный и Туокслахти, и наше предприятие. Обратившись с заявлением в администрацию, мы ждем, что будут приняты меры по предотвращению нелегальных перевозок на муниципальных маршрутах. Я как руководитель предприятия прекрасно вижу и понимаю социальную значимость общественного транспорта, поэтому очень бы не хотелось прекращать деятельность по перевозке пассажиров. Надеюсь, что Совет депутатов Сортавальского муниципального района, наконец, обратит внимание на необходимость выделения средств для финансирования убыточного маршрута № 5».

 «Черные» перевозчики

Как выяснилось, таксисты-нелегалы «обложили» не только маршруты ООО «Пассажирские перевозки». Большие финансовые потери из-за них несет и еще одно предприятие, выполняющее рейсы по муниципальным маршрутам Сортавала — Кааламо, Сортавала — Кааламо — Вяртсиля и междугороднему маршруту «Сортавала — Петрозаводск». Это ООО «Транссервис». И его деятельность сегодня тоже «на грани срыва».

«Нелегальные таксисты и маршрутчики бесконтрольно и без всякого стеснения разъезжают где хотят, их объявления можно увидеть чуть не в каждом подъезде, — говорит генеральный директор предприятия Валентин Марьин. — Прямо перед отправлением нашего автобуса из Кааламо пассажиров «перехватывают» водители пяти нелегальных таксомоторов, а перед нашим рейсом из Вяртсиля «дежурят» два 8-местных микроавтобуса. Бывает так, что наш автобус на Петрозаводск — комфортный, теплый, с мягкими сиденьями — везет всего по 6 человек. Почему? Да потому, что перед 5-часовым автобусом выходят шесть нелегалов, перед 7-часовым — еще двое. Они-то и забирают почти всех пассажиров. А ведь мы работает официально, и в Петрозаводск возим людей по договору с Минэкономразвития, выиграли конкурс на осуществление пассажирских перевозок. Таким образом, наше предприятие как официальный перевозчик находится по сравнению с нелегалами в проигрышных условиях: они «катаются» и прибыль собирают, а нас проверяют и штрафуют за каждую мелочь. Вот приняли закон № 69 о регулировании таксоперевозок, но ведь он не действует! «Бомбилы» как стояли прямо в центре города, так и стоят. Я обращался с жалобами в Минэкономразвития, Госавтонадзор. Результата никакого. Я бы хотел предостеречь самих пассажиров: когда вы садитесь в машину к нелегальному перевозчику, вы рискуете собственной жизнью! Официально зарегистрированные перевозчики (такие, как наше предприятие) находятся под постоянным контролем транспортной инспекции, а вот нелегалов никто не проверяет. Они, например, могут зимой с летней резиной ездить, я уж не говорю про превышение скорости. И ДТП уже случались. Так что, если контролирующим органам нет дела — хотя бы сами поберегите себя!».

 Почему их не штрафуют?

Казалось бы, «разобраться» с нелегальными извозчиками уже не должно быть проблемой. С 1 сентября прошлого года вступил в действие Федеральный закон №69, которым регулируется деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Автомобиль такси должен иметь соответствующий внешний вид: оранжевый фонарь, «шашечки», таксометр. Перед каждым выездом автомашине необходимо проходить контроль технического состояния, а водителю — медосмотр.

И, что очень важно — перевозка пассажиров легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности. В Карелии такое разрешение выдают в Петрозаводске в Минэкономразвития. Получить разрешение требовалось до 1 января 2012 года, с этого дня работающих без разрешения обещали уже штрафовать.

Так в чем же дело, почему нарушителей, если таковые имеют место быть, не ловят и не наказывают рублем? С этим вопросом я обратилась к ВРИО начальника отделения ГИБДД МО МВД «Сортавальский» Евгению Ишееву.

«Вы правы, Постановлением РК от 30 августа 2011 года административная ответственность за ряд правонарушений, связанных с введением 1 сентября закона о такси, вводится уже с 1 января. Так, штраф за перевозку пассажиров и багажа без разрешения составляет 5000 рублей, за отсутствие «шашечек» и опознавательного фонаря — 3000 рублей, а за отсутствие в салоне такси необходимой информации и невыдачу пассажиру кассового чека — 1000 рублей. За незаконную установку «шашечек» и фонаря, кроме того, можно лишиться и регистрационных знаков. Разрешение юридические лица и индивидуальные предприниматели должны оформить в Минэкономразвития (Петрозаводск, ул. Андропова, 2, каб. 316, тел (142) 79-23-79). Выдается разрешение сроком на 5 лет.

Но пока все, что мы, сотрудники ГИБДД, можем сделать — это вести разъяснительные беседы с нашими сортавальскими таксистами. Штрафовать на данный момент мы не имеем права! Почему? Разъясняю: внесенные в Кодекс об административных правонарушениях положения могут применяться ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Когда будут внесены эти изменения, мы сказать не можем, это зависит не от нас. Но как только это произойдет, мы начнем применять административные санкции.

Также хочу отметить, что во время проведения профилактических рейдов мы установили, что ряд сортавальских ИП уже получили разрешения на таксоперевозки. Однако, пока не внесены изменения в ПДД, всех таксистов, которые зарегистрированы как ИП (пусть даже у них и нет еще разрешения), нелегалами назвать нельзя. Ведь они являются предпринимателями, платят налоги. Определение «нелегальный» на данный момент применимо к тем, кто перевозит пассажиров без оформления ИП, то есть осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность. Но тут мы столкнулись с такой тенденцией, когда сами пассажиры не хотят содействовать сотрудникам ГИБДД, чтобы раскрыть деятельность «левого» перевозчика. При остановке такого транспорта, пассажиры уверяют, что это их знакомый подвез. И что мы можем поделать в таком случае? У нас нет аргументов, чтобы привлечь такого «бомбилу» к ответственности. Так что и самим гражданам стоит быть сознательнее, тем более, что за дачу объяснений пассажирам ничего не грозит. В случае выявления нарушений, мы направляем информацию в Управление Госавтодора по РК для принятия мер административного характера. Наказание водителей, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, не входит в компетенцию ГИБДД. Это уже дело налоговых органов, но мы готовы с ними сотрудничать, проводить совместные рейды».

Нам сложно постичь логику, в рамках которой «наверху» принимают закон, но при этом не спешат внести нужные изменения в КоАП РФ. Но бесспорно одно: люди не должны становиться заложниками ситуации, в сфере пассажирских перевозок необходимо наводить порядок, а общественный транспорт должен жить. Иначе мы вернемся в каменный век.

Елена ГЛИБИНА. Фото автора.