Пива нет

Пиво приравняли к алкоголю, сначала полностью запретив его продажу на остановочных комплексах. В остальных павильонах и киосках можно было еще полгода торговать пивом крепостью менее 5 процентов. И вот с 1 января 2013 года пиво из «ларьков» исчезло. Навсегда.

В стране, где потребление алкоголя достигло катастрофических масштабов (около 15 литров в год на душу населения, включая стариков и грудных младенцев), давно было понятно: торговлю спиртным необходимо всемерно ограничить — как по времени, так и по месту продажи. Именно этим путем идут все цивилизованные страны. Но лишь когда молодое поколение массово «подсело» на пиво, наши законодатели спохватились. Пиво приравняли к алкоголю, с 1 июля 2012 года продажу пенного напитка полностью запретили на остановочных комплексах. В остальных павильонах и киосках можно было еще полгода торговать пивом крепостью менее 5 процентов. И вот с 1 января 2013 года пиво из «ларьков» исчезло. Навсегда.

Ночь без алкоголя

«В соответствии со статьей 16 ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», розничная продажа пива в нестационарных торговых объектах запрещена полностью с 1 января 2013 года, — поясняет специалист по развитию потребительского рынка администрации Сортавальского района Елена Александровна Розанова. — Это значит, что пивом ни в павильонах, ни в киосках торговать теперь нельзя. Только в магазинах и супермаркетах. Но и в них предусмотрено ограничение торговли алкоголем по времени — а именно, введен полный запрет на продажу алкогольной продукции (в том числе и пива) с 23 до 8 часов. В это время приобрести спиртные напитки можно только на предприятиях общественного питания».

Тут необходимо уточнение, чем стационарный объект отличается от «ларька»? Стационарной считается торговая «точка», представляющая собой «здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения». Площадь магазина, торгующего алкоголем, должна быть не менее 50 кв.м в городах и не менее 25 кв.м в сельских поселениях.

Смогли перестроиться

Не секрет, что пиво было для владельцев «ларьков» основным источником дохода. Покупатели чаще всего спрашивали именно этот ходовой товар. Как получилось «перестроиться» с 1 января, соблюдают ли в «нестационарных объектах» новые правила? Я беру фотоаппарат и провожу небольшой «рейд» по торговым точкам.

«Пива нет. Вообще», — четко отвечает продавец в павильоне возле «нижнего» рынка. И в самом деле, ни на прилавке, ни под прилавком запрещенного товара не наблюдается. Но вот что удивительно — без пива павильон отнюдь не опустел, на витрине полно товара. В большом ассортименте безалкогольные напитки шоколадки, чипсы. Значит, перепрофилироваться — не такая уж непосильная задача?

«С 1 января пивом торговать запрещено!», — знает закон продавец и в следующем «ларьке», на улице Победы. Правда, ассортимент здесь победнее и представлен больше табачной продукцией. А вот соседний киоск был закрыт. На замке оказался и «ларек» на улице Мира. На улице Карельской за мостом один павильон закрыт, а в другом торгуют фруктами и овощами, как и в павильоне на улице Маяковского.

«У предпринимателей было полтора года, чтобы принять решение по дальнейшему развитию своего бизнеса, — отмечает Е.А. Розанова. — Закон об ограничении торговли пивом был принят еще в июле 2011 года. И вступал он в действие постепенно, — с 1 июля 2012 года пиво запретили продавать на остановках, а в остальных киосках и павильонах до 1 января 2013 года разрешили торговать только напитком крепостью менее 5 процентов. Я считаю, что запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых объектах — это правильное решение. Пиво станет менее доступным для молодежи и подростков (как известно, именно в «ларьках» его нередко продавали детям), да и для взрослых граждан будет меньше соблазна купить лишний раз этот алкогольный напиток».

К слову, с 1 января запрещена также реклама алкогольной продукции в средствах массовой информации.

Цены и штрафы

С 8 января дороже стали крепкие спиртные напитки (28 процентов и более). В соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, установлены новые минимальные цены для розничной продажи: например, водка отныне должна стоить не меньше 170 рублей за 0,5 литра, коньяк — 280 рублей за тот же объем. Рост значительный, если учесть, что ранее стоимость 0,5 литра водки составляла 125 рублей.

Это значит, что дешевле минимальной цены крепкое спиртное в магазинах продаваться не может, даже если речь идет о рекламных акциях. Занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию грозит административным штрафом от 5 тысяч рублей (на граждан) до 100 тысяч рублей (на юридических лиц).

Кроме того, введено обязательное декларирование розничной продажи алкогольной продукции (в том числе пива). Предприятия, имеющие такую продукцию в ассортименте, обязаны отчитаться за последний квартал минувшего года до 20 января. За несданную декларацию грозят штрафные санкции, а особо злостных нарушителей могут даже лишить лицензии на продажу алкоголя (лицензирующим органом является администрация Сортавальского района).

Резко возросли и штрафы за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Так, штраф должностным лицам подняли с 10-20 тысяч до 100-200 тысяч рублей, юридическим лицам — с 80-100 тысяч до 300-500 тысяч рублей. Надо полагать, столь «тяжеловесные» санкции образумят иных не в меру корыстных продавцов.

Статистика пугает: сегодня в России 80,8% молодых людей в возрасте от 11 до 24 лет регулярно употребляют алкоголь, а в сельской местности этот показатель достигает 90%. Так что настоящая «война», объявленная злоупотреблению пивом и другими алкогольными напитками, по сути, еще впереди. И сегодня трудно сказать, кто в этой битве одержит победу — человек или алкоголь.

Однако программа ограничения доступности алкоголя уже дает свои плоды, если верить той же статистике. К примеру, годовое потребление водки в Чукотском автономном округе снизилось почти в 1,5 раза (с 24,2 до 16,3 литра на каждого жителя), в Калининградской области — почти на 40% (с 14,7 до 10,5 литра), в Петербурге — с 13 до 10 литров. Может быть, все-таки народ понемногу протрезвеет? Надежда, как говорится, умирает последней. Вы не поверите — но, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, аж 33% респондентов заявили, что не употребляют алкоголь. Совсем.