Место для непохожих людей

28 октября молодёжный народный театр-студия «Дети понедельника» открывает свой 18-й театральный сезон.

Сортавальский молодёжный народный театр-студия «Дети понедельника» открывает свой 18-й театральный сезон. Уже по многолетней предсезонной традиции — несколько вопросов художественному руководителю театра, Заслуженному работнику культуры Карелии Артуру Ладысеву.

Артур Ладысев и актрисы, исполнившие роли в спектакле «Мамки», отмеченном дипломами и победами на театральных фестивалях и конкурсах: Елена Писаренко, Ксения Алешина и Анастасия Сапронова.

— Артур Валерьевич, каковы итоги прошлого сезона?

— Прошлый сезон был успешным для коллектива. Театр выпустил пять премьер. Три во взрослой студии театра, по одной в детской и юношеской студиях. Коллектив со спектаклем «Мамки» в четвёртый раз подряд стал победителем фестиваля любительских театров Карелии, стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Театрон» в Солигорске (Республика Беларусь). Был отмечен дипломами «За лучшую режиссуру» и «За лучшую женскую роль».

И ещё — пусть не совсем творческое, но такое необходимое — начались долгожданные ремонтные работы в нашем новом театральном зале.

— Я знаю, что у вас недавно прошёл новый набор в коллектив. К вам приходят молодые люди, что они хотят у вас найти?

— Почему приходят? Я у них не спрашивал. Наверное, кто-то хочет стать артистом, кому-то просто грустно сидеть дома. Мы не даём театральных знаний, мы даём опыт, а опыт — это возможность в дальнейшем распорядиться своим потенциалом. Думаю, идут за общением, за новыми знакомствами, потому что молодёжи нужно где-то общаться, а у нас, поверьте, собираются интересные люди.

— Говорят, что молодёжь сегодня не столь вдумчива, не так хорошо образована. У вас в театре это тоже чувствуется?

— Ерунда всё это. Молодое поколение очень неплохое. А что не научили вдумчиво читать и смотреть — это не их вина.

Да, это поколение гаджетов. Телефон в руках с первого класса, с малых лет ползают по всемирной паутине. Вот детям и кажется, что в любую секунду они могут обратиться к интернету и получить любые знания. Но ведь это не знания, а всего лишь информация. Чтобы получить знания, нужно потрудиться. Те, кто это понимают, те и занимаются у нас в театре.

— Театр — это способ обратиться к зрителю. Но ведь нужно, чтобы зритель вас понял, чтобы ваш посыл, замысел не остался для него загадкой. Как вы общаетесь со своим зрителем?

— Замысел сначала надо сформулировать, потом донести его до актёров и потом уже пытаться его реализовать через репетиции. Успех начинается с нас самих, а не с того, чтобы придумать то, что должно поразить публику.

А дальше, понимая хотя бы на 80% то, что мы делаем и для чего, мы начнём создавать спектакль, способный вовлечь зрителя в сценическое действо. А в момент ясного понимания происходящего на сцене зритель начнёт и эмоционально в нём участвовать.

— У вас в репертуаре много комедий. Ими легче привлечь зрителей на спектакли?

— Абсолютно нет. У нас есть серьёзные спектакли, на которых заполняемость зала гораздо больше, чем на комедиях. Посещение зрителями спектаклей не связано с жанрами. Нам с актёрами одинаково сложно делать и комедии, и трагедии. Кстати, рассмешить человека бывает очень трудно. Вы вспомните, что легче человеку — рассмеяться или загрустить.

— Или «загрузить» человека….

— «Загрузить» — это жизнь сделает за нас. Радоваться — это труд, а научиться радоваться вообще почти невозможно. Посмотрите на большинство людей в нашем городе, они же грустные. Потому что грустить всегда легче, а слёзы лить — тем более. А радоваться — это трудно, но дарить радость — это ведь тоже миссия театра.

— Сколько, по вашему мнению, должен жить спектакль?

— Пока не умрёт. Некоторые постановки могут умереть после пяти показов, некоторые лучше и после первого показа задушить. А некоторые можно и сто раз показывать.

Хотя спектакль должен жить до тех пор, пока актуальна основная мысль спектакля. Как поётся в песне Сергея Суэтова «Сортавала — город маленький…», и чисто театрального зрителя наберётся на 3-4 зала максимум. Дальше идёт организованный зритель, который не посещает премьеры и нерегулярно ходит в театр. Тех, кто старается ничего не пропустить, очень мало.

— За 17 лет театром было сыграно более пятидесяти спектаклей. Какие свои спектакли вы можете назвать удачными?

— Насчёт удачных не могу сказать. Просто знаю, что есть спектакли, которые получились и которые не получились. Наверное, получились «Мамки», «Домовой», « Девушка и кентавр», «Шинель», «Танец одиночества», «Город, которого нет»…

Я, честное слово, не знаю, как получаются спектакли. Вроде на все спектакли тратишься в полную силу, хочешь, чтобы они получились. Но один получается, а другой — нет.

Даже один и тот же спектакль сегодня актёры играют хорошо, а завтра он не идёт, потому что в зале сидит другой зритель, потому что дождь пошёл и кто-то промок по дороге, потому что у кого-то беда какая-то. Или, наоборот, нужно играть трагедию, а настроение радостное. Но если много работаешь, то всё равно рано или поздно складывается. Не обязательно на том спектакле, где ты с актёрами вкалывал до седьмого пота. Может быть, на другом, над которым вроде бы и не перетрудился, ни с кем не конфликтовал, но он вышел и все сказали — вот шедевр. По-разному бывает.

— Есть спектакли, которые явно не получились?

— Конечно. Есть спектакли, за которые, можно сказать, стыдно. Но просто в тот момент деваться было некуда — нужно было выпускать. Ещё ни одному театру не удалось сделать каждый спектакль «шедевральным». Иногда видишь, что актёры не тянут роли, что я ошибся с распределением. Ну и что делать, разве актёры виноваты, если ошибся я? Или актёры играют хорошо, а художник или звукорежиссёр сплоховал. Ты понимаешь, что это будет не шедевр, но играть нужно.

— Как вы относитесь к критике?

— Если критика по существу и по делу, то положительно. А если человек после спектакля с ходу начинает указывать, как надо было делать, и как не надо было, то это не критика, а дилетантская болтовня.

Театр интересен ещё и тем, что однозначной оценки нет никогда. Поэтому одни зрители спектакли нашего театра игнорируют, заявляя, что ни на один наш спектакль они не пойдут из принципа, а есть зрители, которые говорят, что наш театр им интересен, и идут на наши спектакли с удовольствием. И это не значит, что одни дураки, а другие умные. Просто театр — это территория вкуса.

— В последнее время органы власти как будто пытаются предложить культуре и искусству своё видение творческого продукта. К этому подключаются и религиозные организации. Как к этому относятся творческие люди?

— Люди, занимающиеся творчеством, исходят из своих внутренних установок, у них должна быть своя собственная внутренняя цензура. Мне кажется, что власть и тем более церковь не должны вмешиваться в творческий процесс. Потому что это момент очень хрупкий и очень сложный.

Спектакли не должны всем нравиться. Наоборот, они должны вызывать споры. Если их нет, то спектакль не удался.

Направлять, ставить на какие-то «правильные» рельсы, тем более запрещать — это не тот путь, по которому надо идти. Конфликт между властью и художниками существует всегда. Властям никогда не нравятся художники, а художникам не нравятся власти. Я считаю, что отношения должны быть доверительными с обеих сторон.

— С какими проблемами сталкиваются «Дети понедельника» сегодня?

— Самый главный минус любительского театра в небольшом городе заключается в том, что он полностью зависит от городского бюджета, который, в свою очередь, сильно ограничен. С одной стороны я прекрасно понимаю администрацию Сортавальского городского поселения, с другой стороны — театру очень не хватает средств на создание спектаклей, на фестивальные поездки, на гастрольную деятельность. Хотя также понимаю, какие денежные средства потрачены на ремонт нашего нового театрального зала.

Но в основном мы находим точки соприкосновения с нашей властью и это радует. И вторая, более существенная проблема. На сегодняшний день в законодательстве и нормативных документах отсутствует градация категорий учреждений культуры в зависимости от их уровня и статуса. Это приводит к уравниванию на стадии формирования бюджета всех учреждений культуры и творческих коллективов.

— Какие планы на новый сезон?

— В городе мы открываем сезон 28 октября спектаклем «С юбилеем, дорогой!» по пьесе драматурга, друга нашего театра, который полюбился и сортавальским зрителям — Аси Котляр. Спектакли пройдут пока ещё в Доме культуры. А с нового года спектакли будут идти уже в нашем новом театральном зале. Наш театр станет репертуарным. На улицах города, в средствах массовой информации будет размещаться афиша с репертуаром нашего театра на целый месяц.

В этом сезоне сортавальцы ещё увидят два спектакля во взрослой студии и два спектакля в детской и юношеской студиях, которые успешно работают при нашем театре. Коллектив примет участие в трёх фестивалях: одном международном, одном всероссийском и республиканском.


Читайте также:
К 15-летию «Детей понедельника»: Театр системы Ладысева