Стажировочная площадка: когда все учатся у всех

Стажировочная площадка: когда все учатся у всех

Стажировочная площадка – это понятие хорошо известно педагогическому сообществу. Но деятельность таких площадок далеко не всегда очевидна и прозрачна. В большинстве случаев (знакомых нам, благодаря психолого-педагогическим исследованиям) она рассматривается как важный этап повышения квалификации современного учителя.

Что же здесь может стать отправной точкой профессионального роста педагога? С одной стороны, инновационный и результативный опыт коллег, с другой, осмысление и переосмысление собственного опыта в рамках специально созданных условий. Все эти задачи с успехом решила стажировочная площадки «Современный урок в практике учителя: опыт, проблемы, результаты», которая была открыта в конце февраля в Сортавала.

Идея проведения стажировочной площадки для молодых педагогов возникла неслучайно. Во-первых, одним из важных направлений работы методической службы города Сортавала является поддержка и сопровождение молодых специалистов. Во-вторых, присущие этому возрасту (а к молодым специалистам в РФ относятся все, кому до 35 включительно) азарт и желание попробовать свои силы в непростой профессиональной ситуации создают особую творческую среду, в которой все учатся у всех.

Проведению стажировочной площадки предшествовал установочный семинар, проведенный в конце января этого года силами методистов «Информационно- методического центра» Сортавальского района. По завершении семинара директор центра Татьяна Кучук предложила молодым учителям дать открытые уроки с последующим их анализом и самоанализом. Естественно, педагоги откликнулись на новый для них профессиональный вызов.  На подготовку уроков было дано несколько недель: за это время нужно было определиться с темой урока, его содержанием и формами взаимодействиями  с учениками. В случае необходимости можно было обратиться за помощью к наставникам, в том числе и методистам центра.

21 февраля директор Сортавальской школы №1 Татьяна Емельянова вместе со своим коллективом тепло встречала педагогов из других образовательных организаций в историческом здании Народной школы, которая была построена в 1929 году по проекту финского архитектора Юрье Васкинена.

Участниками стажировочной площадки по теме «Современный урок в практике учителя: опыт, проблемы, результаты» стали более 50 человек. Учителя с большим интересом отнеслись к программе площадки. Можно было выбрать одну из двух траекторий развития событий: просмотр открытых уроков молодых коллег с последующим их анализом или посещение двухчасового мастер-класса «Решение стереометрических задач», разработанного для старшеклассников и учителей математики председателем ассоциации учителей математики Республики Карелия Ириной Соболевой.

[custom_carousel autoplay="no" center_zoom="yes" speed="1" medium="1" large="1"][carousel_item] stazhirovochnaja ploshhadka 02 [/carousel_item] [carousel_item] stazhirovochnaja ploshhadka 03 [/carousel_item] [carousel_item] stazhirovochnaja ploshhadka 04 [/carousel_item] [carousel_item] stazhirovochnaja ploshhadka 05 [/carousel_item][/custom_carousel]

Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередующимися гласными», который провела учитель русского языка школы №1 Вера Правдина, запомнился его участникам хорошо выстроенной логикой современного учебного занятия. Каждый этап урока был связан с предыдущим и следующим, ребята хорошо ориентировались в содержании, грамотно отвечали на вопросы. Особенно запомнились их рассказы о воскресной уборке квартиры: в них незатейливо, но очень открыто и практически без ошибок в словах, «корни которых содержат чередующие гласные», были описаны житейские ситуации.

Урок истории в восьмом классе на тему «Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.»  учителя истории и обществознания школы №3 Екатерины Шолоховой затронул серьезную и важную для современного школьника (впрочем, и не только школьника) проблему – подвиг людей на войне. Своим рассказом об адмирале Павле Степановиче Нахимове Екатерина Сергеевна смогла увлечь восьмиклассников, заинтересовать их изучением исторических документов и вместе с тем выполнить целый ряд обязательных заданий.

Легкий по форме, но насыщенный по содержанию урок английского языка в четвертом классе «Вопросительная и отрицательная формы Past Simple» учителя английского языка школы №3 Екатерины Малой содержал различные интерактивные формы взаимодействия с обучающимися. Правильное произношение, только английская речь, хорошо подобранные вопросы, грамотная работа с текстом и аудиоматериалом – всё это говорит  об ответственном отношении молодого педагога к подготовке и проведению уроков.

На уроке окружающего мира вместе с учащимися третьего класса мы, благодаря учителю начальных классов школы №6 Марте Соловьевой, узнали, что такое... деньги. Важно, что на этом уроке ребята не только поняли, почему рубль называется рублем и что изучает нумизматика, но и в игровой форме раскрыли функции и роль денег в современном обществе.

Урок английского языка Виктории Ковалёвой на тему «Рассказ о себе» запомнился удивительной атмосферой доверия и принятия, созданной молодым учителем из школы №6. Увы, далеко не каждый взрослый сегодня может сказать о себе больше двух предложений на английском языке, а третьеклассники Виктории Алексеевны успешно справились с этой коммуникативной задачей.

«Подготовка к сочинению по картине Екатерины Сыромятниковой «Первые зрители» - методически сложный урок русского языка в 6 классе. Однако учитель словесности школы №6 Ульяна Баранова успешно справилась с этой профессиональной задачей. На ее уроке был достигнут важный метапредметный результат – развитие умения составлять план и работать по нему. К тому же, дети смогли не только освоить технологию написания сочинения по картине, но и увидели заложенные художником в произведение смыслы.

Мне также удалось поучаствовать в работе стажировочной площадки: увидеть уроки учителей и провести круглый стол, главной задачей которого явился анализ открытых уроков молодых педагогов. Важным здесь стал обмен мнениями, возможность задать свой вопрос и получить ответ. Хочется отметить, что всем педагогам, присутствующим в аудитории, было интересно, каким образом молодые специалисты выстраивают самоанализ и анализ уроков, а самим молодым учителям была искренне интересна реакция опытных коллег.  А значит, главная цель стажировочной площадки, когда все учатся у всех, была достигнута.

Алексей Доронин.

Об авторе:
Доронин Алексей Владимирович – учитель математики ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия – 2010».