Десятирублёвая медицина

Врач-эксперт Александр Давыдов:
«Завтра нас некому будет лечить».

 В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании», с 1 мая 2011 года россияне постепенно получают полисы ОМС единого образца. Те из сортавальцев, кто уже успел получить новый полис, знают: если прежний представлял из себя скромную на вид «бумажку», то нынешний — это красивый документ на бумаге с водяными знаками, штрих-кодом и голограммой. Но самое интересное, в полисе единого образца указаны только ваше имя-фамилия-отчество, а место жительства не обозначено. Не значит ли это, что теперь мы сможем спокойненько идти к докторам хоть в Санкт-Петербурге? Однако при ближайшем рассмотрении не все так просто и с самим новым полисом, и с возможностью получения медицинской помощи при его предъявлении.

Цена ошибок 

«Система оформления и выдачи полисов единого образца, во-первых, очень затратна и трудоемка. А во-вторых, она настолько сложна, что при этом большую роль начинает играть человеческий фактор и связанные с этим возможные ошибки», — считает директор офиса «Ингосстрах-М» в городе Сортавала, врач-эксперт Александр Владимирович Давыдов.

Каждый обратившийся в страховую организацию получает сначала временный полис, по которому он имеет право пользоваться благами медицины до оформления постоянного документа. Этот документ печатается в Санкт-Петербурге, на государственном Печатном дворе. Индивидуальные данные застрахованного гражданина по защищенным каналам передаются в головной офис страховой организации, а он находится в Петрозаводске. При получении готового полиса временный документ необходимо закрыть, постоянный — актуализировать.

Если раньше на оформление полиса старого образца у опытного специалиста уходило 30-40 секунд, то теперь не меньше 8 минут. Но самое главное, что при оформлении нужно внести практически все данные из паспорта, включая дату прописки, набрать без единой ошибки 25 цифр, в том числе — 16-значный номер полиса. При малейшей ошибке человек может в дальнейшем получить отказ в медицинской помощи.

А ведь все эти цифры придется, и не один раз, записывать медработнику на приеме в больнице,поскольку оплату за оказанные медицинские услуги больница получит после того, когда предъявит соответствующий реестр в страховую организацию. Но сложность новой системы изначально закладывает возможность ошибок, из-за которых больница потом не дополучит денег.

Также стоит отметить, что расходы на оформление временного и постоянного полиса нового образца — это, по сути, наши с вами деньги. Те самые, которые мы (или работодатель) перечисляем в качестве взносов на обязательное медицинское страхование.

Полис — он и в Москве полис

Полис ОМС единого образца может быть изготовлен либо в виде документа на бумаге со штрих-кодом, либо в виде пластиковой карточки с электронным носителем информации. Конечно, второй вариант предпочтительнее — он и более удобный, и более долговечный. «Бумажка», даже с водяными знаками, скоро изотрется. Но до нас такое счастье не дошло. Пластиковые карточки-полисы получили жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Ну и вот, самое интересное: а мы с новым полисом сможем обратиться к питерским или московским врачам? Ведь в полисе не указано, что мы из Сортавала. Тем более, что каждый гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи на всей территории РФ по базовой программе государственных гарантий.

«Полис единого образца не является анонимным документом, — утверждает А.В. Давыдов. — Номер полиса содержит сведения и о месте вашего проживания, которые могут быть прочитаны в медицинском учреждении, куда вы обратитесь. И скорее всего, попасть на прием к доктору в Санкт-Петербурге сортавальцу будет непросто. Конечно, в экстренных случаях, когда потребуется неотложная помощь, — ее окажут в любом городе. И страховая организация заплатит медучреждению за оказанную услугу».

Надо сказать, что если вы вдруг заболели в другом городе (хоть в Москве) — по Закону «Об основах охраны здоровья граждан», вступившем в силу в 2011 году, вы имеете право получить медицинскую помощь в любом медучреждении, входящем в систему ОМС. Если вас в тамошней поликлинике врачи упорно не пожелают принимать — они нарушают закон. Обратитесь с заявлением на имя главного врача этого медицинского учреждения. Как правило, это сразу подействует.

Можно ли работать без очередей

Нередко мы сталкиваемся с другой «темной стороной» бесплатной страховой медицины. Приходим в поликлинику, и как-то так получается, что если УЗИ бесплатно, то через приличное время. А если за деньги — то хоть завтра.

«В больнице на видном месте должен находиться документ — программа госгарантий по бесплатному оказанию медицинских услуг, — разъясняет А.В. Давыдов. — Я считаю, очередь на УЗИ (или другие обследования на дорогостоящей аппаратуре) создается искусственно. Нигде не написано, что эта услуга должна быть платной. Но больного ставят в такие условия: или придется ждать (порой по 3-4 месяца), или пройти скорее, но за деньги. Конечно, если человек плохо себя чувствует, — зачастую он выберет платное обследование. Как ликвидировать очередь? Оборудование должно работать, если надо, хоть целый день. Нужны для этой работы специалисты — значит, их надо найти. И оказывать платные услуги после основного приема, а не в рабочее время».

К слову, если вы недовольны качеством оказанных в больнице услуг (а уж тем более, если вашему здоровью причинен вред) — смело обращайтесь в свою страховую компанию. Но тут надо учесть, что в нашем районе только «Ингосстрах-М» имеет врача-эксперта.

«В год официально к нам обращается порядка 50 человек, — говорит А.В. Давыдов. — И людям удается помочь. Так, по вине хирурга и неработающего рентгена  жительница Сортавала стала инвалидом, у нее ограничена подвижность руки в суставе. Но после проведенной экспертизы она смогла обратиться в суд, и в итоге получила в качестве возмещения за нанесенный ее здоровью вред сумму, сопоставимую со своей годовой зарплатой».

Еще пример: житель Сортавала обратился в железнодорожную поликлинику на прием к врачу. Больному потребовалось сделать флюорографию. Но в этой поликлинике такого оборудования нет. И вот человек пошел уже в центральную районную больницу, где с него за флюорографию потребовали деньги. Однако после обращения в страховую компанию вопрос был решен.  

Десять рублей за приём

Врачам остается только посочувствовать: ошиблись в одной циферке или еще в чем при оформлении приема больного — страховая компания не заплатила за лечение. Непросто медучреждению отстоять свои же деньги. Еще один случай. Жительнице поселка Вяртсиля в тяжелом состоянии потребовалась срочная операция. Медицинский работник переписал номер ее полиса из карточки. Операцию сделали. А потом, когда дело дошло до оплаты страховой компанией, выяснилось, что больная на тот момент поменяла полис. И больница не получила довольно приличных денег.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения доктора и медсестры у нас в дефиците. Так, по данным Центра занятости, в районе на 21 мая имелись 27 вакансий врачей и 8 — медицинских сестер.

«В нашем районе складывается тревожная ситуация, — считает А.В. Давыдов. — Если ничего не изменится, завтра нас некому будет лечить. Большинство врачей — пенсионеры, а молодежь не рвется в медицину. Да и не удивительно, если оклад начинающего доктора составляет примерно 5 тысяч рублей, доктора со стажем — тысяч 15. По моим подсчетам, молодой терапевт за прием одного пациента получает примерно… 10 рублей. Наша районная медицина пока держится за счет «старых кадров», — замечательных докторов, которые видят в пациенте прежде всего человека, и знают, что больного надо сначала эмоционально поддержать, успокоить, а потом — лечить. Наша медицина много лет «недодавала» врачам, еще с советских времен. Отсюда берут начало истоки многих современных проблем, в том числе — безразличное отношение к больным, иногда даже вымогание денег с пациентов».

С ног на голову

«Что касается страховой медицины, то с самого начала она была поставлена «с ног на голову». По моему мнению, сама больница должна рассчитывать, сколько у нее стоит «койко-день», сколько требуется на лечение больного. Но больницу никто не спрашивает. Это все решается «наверху», а финансирование зависит от собранных налогов и страховых взносов. В больницу спускается план, сколько больных необходимо принять, сколько отработать «койко-дней». А денег на это достаточно не выделяется, — подводит итог А.В. Давыдов. — Куда это годится, если стоимость пребывания в больнице оплачивается дешевле, чем ночевка в гостинице средней руки?».

Зададимся вечным русским вопросом — так что же делать?

«На мой взгляд, те деньги, что идут на страховые взносы, лучше выплачивать людям, чтобы каждый мог застраховать себя сам, — убежден А.В. Давыдов. — Не надо посредников. Государство обязано страховать за свой счет разве что малоимущих граждан. А все работающие могут страховаться на свои деньги (те самые, что за нас сегодня платит работодатель на обязательное медицинское страхование). То есть, мне отдают эти деньги — и я плачу за медицинскую страховку, самостоятельно выбирая ее сумму. В этом случае, каждый будет иметь мотивацию вести здоровый образ жизни, а если уж заболел — спросить с врача за качество оказанной медицинской помощи. А до больниц и врачей будет доходить больше средств на качественное лечение».

И в заключение, хочу как пациент подчеркнуть: лично мне нужна такая медицина, чтобы со своим полисом я могла бы обратиться в любое медицинское учреждение (в Сортавала, в Петрозаводске или в Москве) и получить там качественную помощь.

А если вся «модернизация» системы оказания бесплатной медицинской помощи будет заключаться в замене одной бумажки на другую, и при этом ничего не изменится в качестве и доступности медицинских услуг — то такая «модернизация» мне не нужна.