Мы гостям рады

Туристов привлекают уникальные объекты и интересные мероприятия. На вопросы о сортавальском туризме, о его сегодняшнем дне и перспективах развития ответил руководитель филиала информационно-туристского центра Республики Карелия в городе Сортавала Андрей Фёдоров.

27 сентября отмечается Международный День туризма. На вопросы о сортавальском туризме, о его сегодняшнем дне и перспективах развития отвечает руководитель филиала информационно-туристского центра Республики Карелия в городе Сортавала Андрей Фёдоров.

ИТЦ работает в республике с 2001 года, филиал в Сортавала открыли в 2009 году. Филиал оказывает информационные услуги гостям и жителям города, причём совершенно бесплатно. Здесь можно узнать о том, где можно поесть, о транспорте, о гостиницах, об экскурсионных программах на территории трёх районов — Сортавальском, Лахденпохском и Питкярантском. Впрочем, здесь можно получить консультации и по другим районам Карелии. У Центра имеется свой сайт: ticrk.ru, здесь можно узнать обо всех объектах туристcкой отрасли республики, об экскурсионных турах, о достопримечательностях Карелии.

— Как себя чувствует туризм в Сортавала, что меняется и какие тенденции можно отметить?

— Туризм у нас меняет свою структуру. Это, например, относится и к национальному составу туристов. Если несколько лет назад в основном преобладали иностранные туристы, то теперь в сезон растёт «отечественный» туристический поток. В основном туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, но и остальные регионы России тоже поддерживают тенденцию.

Много организованных групп, но растёт и число самостоятельных туристов, которые добираются до Сортавала в основном на своём автотранспорте. К нам приезжают люди из Сибири. Из южных регионов тоже — отдохнуть от своей жары, наверное. Прогноз: поток ещё больше увеличится, когда откроется новая автодорога Санкт-Петербург — Сортавала. Так что сортавальцам нужно быть готовыми к туристическому наплыву.

— Наша местная туриндустрия шагает в ногу со временем?

— Туристический сервис совершенствуется. Растёт количество гостиничных мест, развивается ин- фраструктура, всё больше объектов, которые относятся именно к туристической отрасли. И отдельные направления тоже видоизменяются. Вот гостиничный бизнес в Сортавала предоставляет весь спектр профильных услуг — от «туркласса» до элитного уровня. Но параллельно появляются и другие варианты — гостевые дома и хостелы. И на всё есть спрос.

— А остальные направления?

— Общепит тоже развивается. Сортавальцам, наверное, не надо говорить, что в городе открываются новые кафе и другие точки. Если бы не было клиентов, вряд ли бы это происходило.

— Что привлекает туристов?

— Если говорить о туристических маршрутах, то Сортавала в этом отношении очень повезло. На нашей территории находится такой замечательный объект, как Валаамский монастырь. Он имеет воистину всемирную известность. Соответственно, Валаам ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников. «Валаамские» туристы появляются и в Сортавала.

Конечно, эти группы жёстко привязаны к графику, так как суда прибывают и убывают согласно расписанию круиза. Поэтому и времени на осмотр сортавальских достопримечательностей у этих групп немного. Как правило, знакомство представляет собой посещение культурно-выставочного центра им. К.А. Гоголева, затем коротенькая пешеходная прогулка по городу, поездка на Мраморный каньон.

Но ведь несколько лет назад и этого не было. На наших глазах появляются объекты, которые тоже становятся уникальными и вызывающими туристический интерес — вот горный парк «Рускеала», например. Практически 90% гостей города обязательно посещают парк. Примечательно, что этот центр туризма создан буквально «с ноля», на месте, где не было ничего, кроме старых горных разработок.

Привлекает туристов и организация различных мероприятий, на которых хочется побывать. Сортавала был местом проведения Дня Республики Карелия. Очень масштабный и в организационном плане непростой праздник, который прошёл на очень хорошем уровне. Сортавала был избран новогодней столицей России — это тоже добавило нам известности и привлекло к городу внимание. Эти праздники сделали Сортавала рекламу на центральных телеканалах и широко освещались в прессе. Всё это сработало на сортавальский бренд, множество людей узнало, что есть такой город, есть такое место, увидели телевизионные картинки. Многие захотели приехать сюда именно поэтому.

— Какие-то ещё факторы влияют на турпоток?

— Ещё один фактор — некоторые из направлений отдыха за рубежом были закрыты для россиян на достаточно длительный период. Соответственно, люди начали подбирать альтернативные варианты. И Карелия в этом плане оказалась в числе лидеров. Сказалась близость к мегаполисам, особенно к Санкт-Петербургу. До Москвы, конечно дальше, но это любителей турпоходов не очень останавливает. В наше время 1000 километров — это не такое большое расстояние. На южные курорты ехать гораздо дальше. С развитием инфраструктуры улучшается и сервис, качество отдыха. Многие побывавшие у нас вновь возвращаются сюда.

Туристическая отрасль — это не «вещь в себе». Образно говоря, каждый турист даёт работу половине города. Прежде всего, это относится к сфере обслуживания. Общепит, гостиничный комплекс, торговля во всём спектре и смежные направления — все так или иначе работают на туризм.

— Есть ли возможности для роста в туристической отрасли Сортавала?

— Конечно, никогда не надо останавливаться на пути развития. И возможностей для развития туристической отрасли у сортавальцев остаётся немало. Прежде всего, необходимо разрабатывать новые маршруты. Людям интересно будет увидеть у нас то, что они ещё здесь не видели.

Нужно поработать и с сезонной направленностью. Пока у нас туризм почти исключительно летний. Основной поток приходится на период с мая по сентябрь. Это пик посещаемости. В остальное время отмечаются довольно редкие группы. Возрастает поток во время новогодних каникул и на Рождество.

А возможности для организации именно зимнего отдыха у нас есть. Многие наши базы отдыха уже отследили конъюнктуру и активно работают в этом направлении. К слову сказать, уровень сервиса сортавальских туристических комплексов не отстаёт от уровня конкурентов из Ленинградской области, а во многом и превосходит их. Комфортное проживание, питание, дополнительные услуги — всё это есть.

Вот, кстати, ко Дню туризма были подведены итоги ХV республиканского конкурса «Лидеры карельского турбизнеса-2016». В номинации «лучший турагент» победило ООО «Дружба» — тургагентство «Ладога-тур». В номинации «Лучший загородный туристский комплекс» — загородный клуб «Ламберг».

Сейчас у крупных сортавальских туркомплексов места на новогодние праздники уже полностью забронированы. Люди находят интерес в том, чтобы отмечать Новый год за городом, одновременно на природе и с комфортом.

Кстати, относительно хорошей зимы с морозцем, природы и замечательного снега — мы вообще вне конкуренции и этим надо пользоваться. Или, например, создание «Калливо Парка» продемонстрировало востребованность такого вида отдыха, как горные лыжи. Этот инфраструктурный объект давал дополнительные возможности для проведения различных соревнований и опять же — способствовал привлечению гостей.

— А сортавальцы как-то регулируют, планируют развитие отрасли?

— Очень много сделала и продолжает делать для развития туризма сортавальская Ассоциация турфирм, возглавляет которую Г.Е. Лешкова. Эта ассоциация действительно объединила представителей отрасли на основе общих интересов. В ассоциации работают по-настоящему преданные своему делу люди, отличные специалисты, отдавшие развитию туризма не один десяток лет. У них колоссальный опыт, каждый вносит свою посильную лепту. В ассоциации удалось объединить работающих в одной отрасли друзей-конкурентов — для более успешного развития всей отрасли.

— Нужно ли нам сосредоточиться исключительно на туризме или есть другие возможности, а туристическая отрасль останется «вспомогательной»?

— Большинство жителей Сортавала относятся к развитию туризма на нашей территории положительно. Действительно, это очень «чистый» вид деятельности — не нужно вырубать леса, разрабатывать карьеры, взрывать скалы. Нужно совершенствовать инфраструктуру, следить за порядком и чистотой, поддерживать уровень обслуживания. И с точки зрения экологии это наиболее приемлемо. Однако мир таков, что выбирать что-то одно всё же не получится и нужно использовать все возможности для развития территории — не только туризм. В любом случае нужно стараться, чтобы больше средств поступало именно в местные бюджеты, иначе вряд ли люди поддержат такие экономические инициативы, которые не способствуют развитию самой территории.