Баха, дубль третий

24 февраля в Сортавала стартовал первый этап Кубка Мира по ралли-рейдам «Россия — Северный Лес — 2017».

24 февраля в Сортавала стартовал первый этап Кубка Мира по ралли-рейдам «Россия — Северный Лес — 2017». Конечно, каждому сортавальцу приятно слышать, что именно наш город вот уже в третий раз открывает мировую раллийную серию. Российский этап, баха «Россия — Северный Лес», является единственным в мире снежно-ледовым ралли-рейдом. Это вам не пустыни со степями — это вам настоящее внедорожье и настоящий лес.

Баха по-сортавальски

Моторизованных гостей в раллийный путь отправляли с городской набережной, где для этого установили помост с аркой. С напутственным словом к спортсменам обратились министр по делам молодёжи, физической культуре и спорту Карелии Александр Воронов, глава администрации Сортавальского района Леонид Гулевич, глава Сортавальского поселения Сергей Крупин. Каждый экипаж получил рукопожатие и поздравление с первым стартом от многократного победителя Дакара Владимира Чагина и основателя бахи «Северный Лес» Руслана Мисикова.

Участников встретили концертом, гонщиков и зрителей порадовали своим выступлением театр антрепризы «Коробка с карандашами», солисты театра песни Сергея Суэтова и танцоры ансамбля «Сердоболь», руководит которым Юлия Камбура. Ведущая предстартового концерта Лейла Берая на этот раз отказалась от образа тётушки Импи, который так запомнился на прошлой бахе. На этот раз сюжет был сплошь масленичным, с персонажами типа Солнышка, Белки-барабанщицы и неимоверной женщины Маслёны с бантом. Ролики с этими невероятными и отвязными созданиями накрепко прикрепились к репортажам с бахи этого года и сделали эту компанию настоящими медийными персонажами.

И ещё одна фишка — весь день шёл густой снегопад. И здесь мы отличились — во время бахи № 1 была сырая слякоть, в прошлом году мороз, зато теперь вполне комфортные минус пять с заказанным снегом.

Гонка в Карелии собрала на старте 31 экипаж из 10 стран мира. Особый интерес вызвал приезд «настоящего аравийского принца». Да, Ясир Сейдан из Саудовской Аравии действительно самый настоящий арабский шейх. Ну и заодно неоднократный призёр этапов мировой кубковой серии. Ведущий стартовой церемонии пошутил, что арабские участники впервые участвуют в российском этапе гонки и вообще раньше не видели снега. А вот и зря — недооценивать автогонщиков с Аравийского полуострова нельзя. Три года назад на первой бахе «Россия — Северный Лес» Язид Аль-Раджи выиграл первый в своей жизни зимний ралли-рейд, обойдя всех своих северных соперников.

На этот раз Саудовская Аравия представлена двумя экипажами, также в Сортавала приехали спортсмены из Франции, Польши, Латвии, Чехии, Словакии, Катара, Белоруссии, Финляндии, Казахстана, Туркменистана.

Первый скоростной участок проложили на аэродроме в посёлке Хелюля. Трассу такого спецучастка обычно делают короткой и замкнутой в кольцо — для удобства болельщиков и к радости представителей прессы. Трехкилометровый «зрительский» спецучасток с поворотами и трамплинами заставил потрудиться спортсменов — обильный снегопад подрихтовал трассу, сделал её более скользкой и рыхлой. Лучшее время бахи здесь показал польский экипаж Арона Домзалы и Симона Господарчика.

Зачёт шёл в двух категориях — в рамках бахи «Россия — Северный Лес» проходит также этап чемпионата России. Среди всех участников лучшими стали петербуржцы Андрей Рудской и Евгений Загороднюк из команды SUPROTEC Racing. Они получили Кубок главы Карелии за самое яркое выступление. Призы были изготовлены из карельского шунгита специально для гонки.

По результатам первого спецучастка спортсмены могли выбрать стартовую позицию на следующий день. Это отдельный элемент гоночной стратегии, когда каждый экипаж определяет для себя наиболее выгодную позицию в спортивном канале, в зависимости от состояния трассы, погодных условий и мастерства соперников. Выбранные стартовые позиции первой десятки на 25 февраля выглядели так — по именам пилотов: Тапио Лауронен, Владимир Васильев, Андрей Новиков, Арон Домзала, Мирослав Заплетал, Владимир Фролов, Жан-Поль Ван-Боэм, Марцин Лукашевски, Виктор Хорошавцев и Александр Тереньтев.

День второй

Во второй гоночный день экипажам предстояло преодолеть два спецучастка, это около 240 «боевых» километров по Сортавальскому, Суоярвскому и Питкярантскому районам. Погода была солнечная, подморозило и получилась почти идеальная раллийная трасса — со льдом, со снегом и с другими неожиданностями.

С утра не завелся на сервисе польский экипаж Марцина Лукашевски, а на первом же спецучастке с дороги вылетели катарец Абдулла Адель Хуссейн, латышский пилот Алдис Вилцанс и француз Жан-Поль Ван Боэм. С оторванной дверью добрался до финиша скоростного участка пилот национального чемпионата Андрей Рудской. Его штурману пришлось несладко и на финише спецучастка Евгений Загороднюк признался, что изрядно замёрз. На буксире привезли в парк машины Александра Терентьева, Александра Потапова и Бориса Гадасина.

Лидером дня стал Тапио Лауронен — он ветеран зимних гонок, а эта трасса для него является практически «домашней». Однако у финна под конец третьего спецучастка начались проблемы с коробкой передач, на вечернем сервисе устранить неполадки вовремя не получилось, так что команде пришлось оформить технический и очень обидный сход. Лидером дня стал Владимир Васильев и именно он открыл следующий соревновательный день.

Поляки рулят

26 февраля на старте 180-километрового скоростного участка казалось, что исход гонки уже предрешён — в зачёте Кубка мира лидировал экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Их опыт выступлений на зимних гонках, а также лидирующая позиция оставляли соперникам немного шансов на победу. Но вот сюрприз — за 50 километров до финиша сломалась рулевая рейка и автомашина лидеров перевернулась. Поставить автомобиль на колёса удалось далеко не сразу и только с помощью соперников.

Андрею Новикову, который по итогам вчерашнего дня находился на третьей строчке турнирной таблицы, удалось показать прекрасный результат, несмотря на время, потраченное на попытку убрать с трассы перевёрнутый автомобиль Васильева. Однако от удара о камень машина Новикова получила повреждение подвески. В результате с правой стороны автомобиля свободный ход подвески на несколько миллиметров превысил допустимые правилами значения. Команда SUPROTEC Racing обратилась с просьбой произвести замеры и с левой стороны машины, но получила отказ от технического делегата Международной Автомобильной Федерации. Таким образом, российский экипаж был исключён из зачёта Кубка мира.

В результате, победителем первого этапа Кубка мира стал экипаж Арона Домзалы и Симона Господарчика из Польши. Серебро досталось чеху Мирославу Заплеталу со словацким штурманом Мареком Сикорой. А на третью ступеньку подиума поднялся российский экипаж Виктора Хорошавцева и Антона Николаева. В зачёте серийных автомобилей Т2 подиум тоже стал мультинациональным. Победу завоевал российский экипаж Алексея Титова и Андрея Русова.

Серебряными призёрами стали Ясир Сейдан из Саудовской Аравии со своим французским штурманом Лораном Лихтлёйхтером. «Бронза» досталась экипажу из Туркменистана — Шаймурату Гурбанову и Курбанберды Данатарову. К сожалению, не добралась до финиша единственная багги на этой гонке, которую пилотировал французский экипаж Жана-Поля Ван Боэма и Эрве Лаверня.

На подиуме чемпионата России тоже встретились разные флаги. Победу в абсолютном зачёте одержали финские гонщики Йоуни Ампуйя и Маркку Хурскайнен. Серебряными призёрами гонки стали братья Андрей и Владимир Новиковы, бронзу завоевали Виктор Хорошавцев с Антоном Николаевым.

Зачёт серийных автомобилей чемпионата России выиграл — как и зачёт Кубка мира — экипаж Алексей Титов-Андрей Русов. На вторую ступеньку подиума поднялись Константин Иванов и Александр Горьков. Третье место — у Леонида Петрова и Антона Плетенёва.

Зачёт Рейд-Спорт выиграли Михаил Коструков с Олегом Нежновым на Газели Next. Единственная девушка-пилот в спортивном канале, звезда кроссовых гонок Татьяна Елисеева вместе со штурманом Александром Семёновым завоевала второе место, а бронзовыми призёрами стали белгородцы Максим Кирпилёв и Павел Ушаков.

Эстафету от Карелии принимает Дубай, где в марте пройдёт второй этап мировой внедорожной серии.

При подготовке материала использованы пресс-релизы Аuto Sport Media