Учителем прекрасна школа

Учителем прекрасна школа

5 октября свой профессиональный праздник отмечают учителя. Российские педагоги — истинное богатство страны, ведь они вкладывают в учеников не только знания, но и свою душу. Именно учитель может разглядеть в ребенке талант, помочь сформировать характер и развить его чувство ответственности. В преддверии профессионального праздника корреспондент газеты пообщался с учителем русского языка и литературы школы №3 Хижняк Снежаной Васильевной. О профессиональном пути, о радостях и трудностях в работе, о призвании быть педагогом – обо всем этом читайте в нашем интервью.

- Быть педагогом – огромная ответственность, с Вас берут пример тысячи школьников. Что для Вас быть учителем?

- Быть учителем – это мое призвание? Не знаю! Но я всегда восхищаюсь этой профессией и людьми, которые обучают детей в школах! Как только я пошла в первый класс, мне всегда хотелось быть похожей на свою первую учительницу Ирину Валентиновну Семенкову: красивую, талантливую, добрую, строгую, внимательную и отзывчивую. В образовании я уже почти 25 лет! Четверть века! Даже не верится! Но я ни разу не пожалела, что пошла в педагогику: мне это помогает не только учить, учиться, но и воспитывать своих дочек.

- Расскажите о своем личном и профессиональном пути, почему Вы выбрали именно эту профессию, как давно Вы в профессии? Почему Вы выбрали именно эти школьные дисциплины?

- Интерес к русскому языку и литературе у меня возник еще с 8 класса с творческим подходом к урокам Маргариты Алексеевны Венжик (учитель русского языка и литературы школы № 1). Именно благодаря ей, я начала увлекаться предметами: больше читать, анализировать, с интересом писать сочинения и любые творческие работы. Мне очень нравилось разбирать осложненные и сложные предложения, орфографическая зоркость мне досталась от моих родителей. Я с удовольствием читала произведения летом. И да, мне тогда уже начала нравиться «большая» классика: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Будучи студенткой 3 курса КГПУ, я зачитывалась этими писателями (читала все – потому что с каким интересом проводились лекции Тамары Владимировны Ивановой). После окончания школы я, не задумываясь, поехала поступать в педагогический институт, хотя тогда я еще вовсе и не планировала быть учителем. А вот педагогическую практику на 4-5 курсах я проходила в родной школе, и, конечно, благодаря умелым наставникам (Татьяна Валерьевна Емельянова, Маргарита Алексеевна Венжик) я приняла для себя серьезное решение – быть учителем!

Помню свой первый класс – первых своих пятиклашек! Они такие маленькие, все разные! Как быстро пролетело время – у них уже семьи, их дети тоже школьники.

Да, не сразу все получалось! Но методом проб и ошибок, благодаря первым ученикам, требовательным родителям – я не сдавалась. Но в жизни, говорят, нужно что-то менять! И на несколько лет я «оставила» школу, но не образование: перешла работать в районный комитет образования, где ни на минуту не расставалась со школой и даже в эти годы я работала учителем (школа № 3, Рускеальская школа).

С 2020 года я приняла для себя очень серьезное решение – вернулась в школу учителем. Сейчас работаю в школе № 3. И, знаете, вовсе об этом не жалею. Мне нравится делиться своим опытом, знаниями с подрастающим поколением. Я стараюсь строить свои уроки так, чтобы они были творческими, «живыми», иногда приходиться отходить от темы, чтобы дети раскрывались, не стеснялись, отвечали свободно и непринужденно.

- Что для Вас самое трудное в Вашей профессии и что наиболее радостное, приятное?

- Да, бывает и сложно в нашей профессии. Приходится идти в ногу со временем, изучать психологию, выстраивать уроки с учетом особенностей класса, выстраивать отношения не только с детьми, но и родителями.

Чему я радуюсь и огорчаюсь в своей профессии? В класс я прихожу с желанием, отличным настроением, очень приятно, когда дети не прогуливают мои уроки, не боятся писать контрольные (точнее, боятся, но пробуют ошибаться), выполняют домашние задания (даже почти не пользуются гдз), активно работают на уроках, читают (наверное, это то, что больше всего радует): и произведения, и наизусть или как умело они готовят свои устные сообщения, я смотрю на внимательно слушающих ребят и на рассказывающего (не читающего) выступающего – меня раздирает гордость! Смогла! Научила! Услышали! Поняли!

Здорово, когда ребенок участвует в конкурсах, и для меня не важен успех. Главное – ребенок не боится публики. На уроках дети слушают меня, а я – их. Каждое занятие – это диалог. Меня радуют успехи детей: высокие показатели ОГЭ и ЕГЭ, но главное – их личностный рост. Это моя главная награда!

Конечно, в работе учителя русского языка и литературы одно из самых сложных – это проверка сочинений, особенно с 8 класса – работы уже не только объемные, но и с огромным, порою философским смыслом. Именно на это и уходит много времени.

- Как Вам удается так успешно совмещать такую непростую работу и материнство, семью?

- Да, порою сложно совмещать работу и воспитание своих детей. Приходится и тут работать над собой. Девчонок своих приучаю к большей самостоятельности, обращению к словарям, чтению книг, стараюсь ограничивать от гаджетов, умению анализировать. Иногда дома приходится «включать образ строгого учителя». В своих учениках я вижу своих собственных детей, поэтому на уроках стараюсь излагать материал так, как могли бы понять мои дети.

- Есть ли у Вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением?

- Как заставить читать современных школьников? Только своим примером. Нахожу интересные эпизоды, пересказываю их, а затем задаю проблемный вопрос, и тогда ребенку становится интересно, порою и необходимо прочитать текст. Подключаю родителей, чтобы дети читали им, делились своими впечатлениями, приглашаю их на уроки.

- Какие произведения Вы бы посоветовали прочитать каждому школьнику, взрослому человеку?

- Мне нравится, конечно, классика 19-20 века. Но, считаю, что каждый человек обязан прочитать Булгакова «Мастер и Маргарита», Экзюпери «Маленький принц», Грин «Алые паруса». Мы должны верить людям и в людей, быть добрее, терпимее, отзывчивее, культурнее. Ведь «Человек – это звучит гордо!»

- Что бы Вы сказали своим коллегам в преддверии профессионального праздника?

- В преддверии празднования Дня учителя поздравляю своих коллег!

Мы, учителя, словно маяк, что помогает детям не потеряться в огромной стране знаний. Наша профессия требует от нас многого: ответственности и организованности, умения идти в ногу со временем.
Спасибо за ваше терпение, преданность делу, способность делиться своими знаниями, за свой талант, который дарите своим ученикам!

Учитель – это не профессия, это – призвание!

Екатерина Лесная.