Недаром говорят, что школа – это второй дом. С этим трудно поспорить, ведь когда входишь в двери Сортавальской школы № 1, ставшей для многих горожан такой родной и любимой, мгновенно окунаешься в теплую атмосферу безусловной любви.
Родные яркие стены напоминают о лучших детских годах, проведенных здесь, а улыбки любимых учителей дарят тепло и радость. 25 октября любимая первая школа празднует свой 95-летний юбилей!
Сколько счастливых моментов было в этих стенах! Но школа – это не только стены, это – прежде всего люди! Это те, кто на своих хрупких плечах несут бремя ответственности, и смело ведут за собой в мир знаний.
В преддверии праздничной даты корреспондент газеты пообщался с директором школы, заслуженным работником образования Республики Карелия Емельяновой Татьяной Валерьевной и заместителем директора по воспитательной работе, почетным работником сферы образования Российской Федерации Шаргала Ольгой Николаевной. Это уникальные педагоги, которые за годы своей трудной и ответственной работы стали настоящими школьными мамами для сотен учеников и выпускников.
- Татьяна Валерьевна, расскажите об истории школы и о Вашем личном пути, связанном со школой?
- Наша любимая школа имеет статус исторической, ее история начинается еще на территории Финляндии. Здание было построено в 1929 году по проекту архитектора Юрье Васкинена, и оно с самого начала служило по назначению, здесь располагалась народная школа. До 1940 года это была финская школа, а в 1941 году здесь учились уже первые советские ученики, правда совсем непродолжительное время. Выпускники первого советского выпуска прямо со школьной скамьи ушли на фронт. Был и учитель Винниченко Василий Максимович, который преподавал в школе физику, также отправился отсюда в 1941 году на фронт. Затем в тяжелые военные годы школа не работала.
С 1945 года школа снова распахнула свои двери для советских ребят. Можно сказать, что официально история советской школы начинается с 1945 года. Мы долго думали с родителями наших учеников, с сотрудниками музея, каким образом вести отсчет. Все-таки, мы сошлись во мнении, что необходимо сохранить историческое начало школы, поэтому было принято решение вести отсчет с самого начала, со дня открытия. Для нас было очень важно не забыть этот важный период в истории школы, понять, как жила, чем дышала, как она была построена.
Здесь учились финские ребята, получали образование и воспитание, поэтому мы помним этот период. Получается, что в этом году мы празднуем 95 лет!
Мой путь, связанный со школой начался, когда я пришла сюда работать еще студенткой, в 1987 году. Я вышла замуж, а мужа направили сюда по распределению работать учителем физкультуры, а меня взяли в школу на несколько месяцев перед рождением моего ребенка работать в группу продленного дня. Так началась моя трудовая деятельность, с группы продленного дня в очень тяжелом классе, было очень трудно, но теперь, смело могу сказать, что эти ребята одни из моих самых любимых. К сожалению, у многих из них очень трагическая судьба, потому что на период их взросления выпали тяжелые 90-е годы и многие ребята потерялись, когда разрушилась система советского образования. Но многие стали очень успешными и известными людьми, добрыми друзьями, которые не забывают родную школу, а я этому очень рада! Например, Алексей Рак – большой друг нашей школы. Именно благодаря Алексею появились исторические кадры школы. Алеша благотворительно снимал на видео наши уроки, внеклассные мероприятия, самые первые дни самоуправления. Затем Алексей все это нам отформатировал, и благодаря этому на юбилее школы многие впервые увидят эти исторические кадры! Многие из ребят, которые есть на этих кадрах, привели сюда уже внуков! Есть на видео и учителя, которых помнит не только город Сортавала, но и Республика Карелия, например, Нина Николаевна Глинская!
Потом я стала учителем русского языка и литературы. В 2000 году я стала участником конкурса «Учитель года», где была победителем вместе с моей коллегой из Рускеала, мы с ней разделили первое место, затем отправились на республиканский конкурс. С этого момента началась совсем другая, интересная учительская жизнь. До этого момента было непросто, так как я все еще узнавала для себя эту профессию, чему-то училась, еще сама становилась на ноги, доучивалась заочно, растила Алешку, и было трудно. Я всегда всем говорю, что не стоит волноваться, ведь сложно только первые 10 лет, а дальше будет веселее и легче.
Затем директор школы Леонид Васильевич Фетисов попросил меня стать помощником заместителя директора по воспитательной работе, и я помогала Ольге Николаевне организовывать праздники, поэтому могу сказать, что этот опыт стал замечательной возможностью реализовать свой творческий потенциал. В 2002 году я стала завучем школы, а уже в 2009 году директором. Вот уже целых 15 лет, даже не верится! Все годы работы в школе я вела уроки и веду по сей день. Нагрузка конечно совсем небольшая, но хотя бы один класс я обязательно беру, без детей мне сложно.
- Как Вы решили стать директором, ведь это такой серьезный и ответственный шаг?
- Конечно, это было очень непростое решение, я думала, что готова работать в школе кем угодно, но только не директором. Единственный мотив, который был у меня, который переборол все страхи – это такой вот инстинкт самосохранения. Мне хотелось, чтобы все начатое, ранее созданное нами не разрушилось. Я думала, что придет человек, который может все поменять, может разрушить то, что мы так долго создавали. А ведь в школе сложилась семейная атмосфера, здесь царили и взаимовыручка, и помощь, и наставничество. Педагогам были свойственны и творческое отношение к работе и ответственность. Здесь было уютно как дома. И этот инстинкт самосохранения помог мне сделать мой правильный выбор. Конечно, со мной разговаривала администрация города, они в меня поверили, и я должна была это доверие оправдать. Но мне было очень непросто первые два года, ведь нужно было понять другие сферы деятельности школы: экономическую, юридическую, финансовую, хозяйственную. Но потом появились рядом люди, помощники, например, наши родители, благотворители, которые очень по-доброму относились к школе, они мне очень помогали, и совместными усилиями мы стали менять всё к лучшему, улучшали наши условия. Сейчас ждем капитального ремонта. Мне кажется, школа должна быть яркой, ведь в жизни итак много печальных серых дней, трудных для ребят, и я всегда думаю о том, что каждый прожитый день является настоящей ценностью для каждого, и надо стараться создать условия, чтобы жизнь ежедневно становилась яркой и красочной. Я очень стараюсь, чтобы здесь было уютно и по-домашнему. Когда-то у нас в школе даже не было занавесок, и я помню, как принесла из дома первые занавески перед 1 сентября, и ведь кабинет мгновенно преобразился. Я считаю, что воспитывает все вокруг, окружение, среда. Стены учат, все вокруг учит. Школа – это вся моя жизнь, мой дом, ведь здесь я с 19 лет.
- Что существенно изменилось за эти годы?
- Конечно, изменились возможности современного образования, которые появились у учителя, и это очень радует. Я вспоминаю, сколько усилий нужно было раньше приложить для того, чтобы хорошо подготовиться к уроку по литературе. Достать книгу, которая была нужна, например, для старшеклассника. Я заказывала книги по межбиблиотечному абонементу, книги даже привозили из Петрозаводска. А сейчас все быстро и удобно.
Скорость, стремительность, доступность, компьютерные технологии – все это характеризует современное образование и облегчает жизнь и ученика и учителя. Важно, конечно, сохранить желание работать. Дети и родители всегда похожи, единственное, что изменилось, наверное, теперь много родителей, которые очень заботятся об образовании, и они оценивают качество образования, могут дать эту оценку, они этого не стесняются, могут даже где-то и обидеть учителя, что печально. Мы в свою очередь настраиваем родителей на то, что мы живем в доверии друг к другу. Если вы пришли отдавать ребенка в нашу школу, вы живете вместе с нами одной жизнью, вместе мы смотрим в одну сторону. Если родители нас слышат, не мешают нам воспитывать детей, то все хорошо. Есть те, кто оспаривают учительскую позицию, подход педагога, стараются дать понять ребенку, что учитель не прав, тем самым, конечно, они очень вредят своим детям. Дети теряют авторитет к учителю, но хороших и активных родителей очень много, которые хотят помогать, ездить, всячески участвовать, быть вовлеченными в процесс. Им тоже хочется организовать пространство и благоприятную среду для своего ребенка. Сколько бы я не обращалась к родителям, большинство их них не отказывают, всегда готовы помочь школе. Желание быть вместе чувствуется.
- Что самое сложное в Вашей работе и что самое приятное?
- Самое сложное – сохранить желание независимо ни от чего любить ребенка. Если эта любовь есть, то учителю будет легко работать и это – залог успеха. Но не все могут априори полюбить ребенка, к сожалению. А самое приятное это то, когда выпускники приходят, приезжают, когда мы о них слышим, когда они пишут письма, когда вспоминают в день учителя или в день рождения, когда получаешь весточку, это так согревает. Это такая положительная энергия, это так искренне, поэтому учителя все молодые, потому что им дети отдают свою молодую энергию. Это замечательно, когда дети видят в учителе того человека, которому они хотят подражать, хотят на него быть похожими, то есть он для них во многом определяет дальнейшую судьбу.
Вот я когда-то хотела стать геологом, затем врачом, у меня были разные идеи, пока я не попала в «Артек». Меня наградили путевкой в седьмом классе, я поехала одна из Мурманской области на международную смену, где я познакомилась с вожатыми. И вожатый Сережа был просто удивительный, он был учитель с большой буквы, и я оттуда ехала с полной уверенностью, что я стану учителем, я точно знала, кем я буду. Я мечтала быстрее окончить школу, чтобы стать учителем. Для меня это была встреча с человеком, который определил мою дальнейшую судьбу.
- Конечно, есть множество выпускников, которыми может гордиться школа. Назовите наиболее выдающихся из них?
- Безусловно, в каждом выпуске обязательно были ребята, которые заслуживают внимания. Но поскольку сейчас мы говорим о тех, кто прошел достаточно большой путь, прославил нашу школу, наш город на разных уровнях, я, конечно, хочу сказать о наших друзьях, которые не забывают нас, приезжают сюда постоянно, вносят огромный вклад в воспитание наших детей. Это лишь малая часть наших выпускников. Это Людмила Ивановна Баулина – выпускница нашей школы, в этом году их выпуску исполнится 55 лет. Людмила Ивановна – актриса театра «Творческие мастерские» в Петрозаводске, со своим мужем Валерием Николаевичем Баулиным они приезжают к нам для различных мастер-классов, они показывают ребятам спектакли, тем самым принимают активное участие в воспитании наших детей. Людмила Ивановна она очень скучает по школе, с огромным желанием приезжает сюда.
Наш батюшка Андрей Баранов, для меня этот человек очень дорог, потому что его семья непосредственно связана с нашей школой, и дети и внуки, все здесь, и самое главное, что он очень по-доброму относится к школе, всегда приходит на юбилеи, на встречи, это наш духовный наставник. Все наши иконы, которые нас охраняют – это все подарки отца Андрея.
Еще один наш замечательный выпускник Александр Михайлович Воронов, он долгое время был министром спорта Республики Карелия, сейчас он руководит школой олимпийского резерва в Кондопоге. Александр Михайлович всегда нам очень помогал и часто приезжал, помнил своих учителей.
Александр Тимофеевич Балашов – ректор медицинского института ПетрГУ, доктор, врач, известный человек в республике, он очень по-доброму относится к своим учителям, до сих пор навещает свою учительницу.
Юлия Николаевна Замятина – знаменитая оперная певица, которую знает весь мир, тоже наша выпускница.
Также и известные спортсмены, прославившие наш город, республику, школу на международном уровне – Петр Анатольевич Коваленко, Михаил Васильевич Артюхов, Юрий Витальевич Калинин, Юрий Михайлович Иванов, Николай Александрович Аксенов. Мы годимся нашими выпускниками!
- В городе говорят, что первая школа всегда и во всем первая, с этим трудно поспорить. Почему же это так?
- Это очень приятно, думаю, номер нашей школы обязывает. Наша школа – это те традиции, которые заложили с самого начала наши предшественники, наши ветераны педагогического труда. Именно они вдохнули жизнь в это здание, именно они выстроили внутреннюю систему, где каждый отвечал за свой уровень. Сегодня мы очень стараемся этому соответствовать.
Мне кажется, что благодаря нашим наставникам, нашим ветеранам первая школа и стала во всем первой. Дай Бог нашим ветеранам доброго здоровья, мы их очень любим, помним, навещаем. За ними стоит огромная история. Это именно они постарались когда-то сделать нашу школу первой, а мы не можем поступить иначе.
- Есть ли у Вас идеи, как сделать школу еще лучше?
- У меня есть большая мечта, я хочу привести наше историческое здание в порядок. Очень хочется сделать такую красивую школу, чистую, неразрушенную. Мне всегда кажется, что это мой дом и он на данный момент такой, к сожалению, запущенный. Я очень этого жду, конечно, и боюсь с одной стороны, потому что, как говорят, ремонт хуже пожара, но в то же время я понимаю, что он принесет улучшение, поэтому я жду капитального ремонта.
Я хочу, чтобы наше здание заиграло совсем новыми красками, чтобы был восстановлен исторический первозданный вид. Капитальный ремонт точно сделает нашу школу еще лучше. Также, я бы очень хотела видеть в нашей школе музей, мечтаю, чтобы после ремонта здания на втором этаже появилась настоящая экспозиция, посвященная ладожской флотилии. Ведь мы живем на улице Ладожской флотилии. Мы нашли очень интересные архивные документы. Будем воплощать в жизнь эту мечту!
- Что бы Вы еще хотели сказать в преддверии такого замечательного праздника?
- В первую очередь, конечно, я поздравляю с этим праздником всех моих коллег! Это общая огромная заслуга, это ежедневный кропотливый труд. Каждый оставил свой след в истории школы! Наши учителя, педагогический состав, благодарю всех за работу и хочу пожелать вдохновения в работе, чтобы искорка никогда не гасла, чтобы сердце было открыто для любви ко всему, что мы делаем, чтобы каждая грустная минутка была лишь каплей в океане счастливых и радостных эмоций, чтобы дети радовали, чтобы родители понимали. Поздравляю наших детей, родителей, выпускников! Пусть все будет так, как должно быть, и мы вместе будем находить во всем счастливые моменты и двигаться вперед!
С праздником, дорогие друзья!
- Ольга Николаевна, Ваша история, связанная со школой уникальна, расскажите о Вашем личном пути и о Вашей работе в школе сегодня?
- Действительно, моя история очень интересная. С 1974 года по 1977 год я училась в нашей школе, окончила ее, а уже в 1982 году я пришла работать в школу пионерской вожатой, поэтому смело могу сказать, что всю свою сознательную жизнь я провела в нашей школе.
После восьмого класса я хотела поступать в педагогическое училище, на тот момент меня не отпустила учиться мама, но от призвания никуда не уйдешь. Когда я работала в библиотеке в Рускеала, Нина Николаевна Глинская, которая была тогда в нашей школе завучем, пригласила меня работать в школу пионерской вожатой, и я отработала на этой должности целых 9 лет, потом меня назначили на должность заместителя директора по воспитательной работе.
В апреле будет 43 года, как я работаю в школе. На протяжении этого времени школа менялась внутренне, менялось оформление школы, сегодня школа становится уютнее благодаря нашему самому лучшему директору – Татьяне Валерьевне. Говорят, что дети изменились, а мне кажется, что дети какие были такие и есть. И раньше были и отличники и хулиганы, и сейчас также. Это же дети, где-то дерутся, где-то влюбляются. Традиции школы сохраняются, что-то приумножается, многое зависит от того времени, в котором мы живем, многое меняется, но главное – неизменно.
Наша хорошая традиция – последний звонок. В следующем году мы будем отмечать 25 лет, как праздник последнего звонка проводится в Молодежном центре, гордимся, что ни в одной школе города нет таких грандиозных праздников для выпускников как у нас.
Я очень счастлива работать в нашей школе. Я пока себя не вижу на пенсии, я не представляю себя без своих коллег, у нас замечательный коллектив, я не представляю себя без своего 8Б класса, у меня замечательные дети. Я не представляю себя без школы, на свою любимую работу я бегу, я не могу сидеть дома.
Что касается воспитательной работы сейчас, конечно появилось много новшеств в различных направлениях, то от чего мы в свое время уходили, снова к этому приходим, это, конечно, интересно. Формы работы изменились, а вот содержание остается прежним. Мы стараемся всячески заинтересовать наших детей, проводим тематические лагеря. В прошлом году на базе нашей школы проходил городской лагерь. На каникулах пройдет профильный математический лагерь для 8 классов и профильный лагерь ученического актива для 5-7 классов.
На сегодняшний день в школе обучаются 816 человек, это 26 классов. В старших классах у нас предусмотрено профильное обучение, то есть у каждого ребенка свой индивидуальный план. Мы очень гордимся, что в прошлом учебном году у нас 16 медалистов, из них 11 золотых, 5 серебряных.
В преддверии прекрасного праздника я хочу пожелать своим любимым коллегам, детям, родителям и выпускникам сил, терпения, хорошего настроения, счастья, здоровья и успехов!
25 октября в Молодежном центре состоялась торжественная церемония празднования юбилея школы, где были рады видеть каждого выпускника. Сразу же вспоминаются теплые строки гимна школы №1: «С лаской и добротой – сколько потрачено сил! К каждому всей душой школа номер один …»
Екатерина Лесная.