Сельское хозяйство это не только планы, отчеты, статистика. Это в первую очередь люди, которые оставив свою Родину, рискнули - приехали на нашу небогатую землю поднимать сельское хозяйство.
Март 1940 года, только что закончилась Зимняя война, и на новой территории - КФССР, которая стала частью советского государства, нужно было все создавать с нуля.
В этом же году была проведена инвентаризация с/х земель района, и в течение месяца было выявлено, что ранее на землях финны выращивали бобовые культуры, зерновые: пшеницу, рожь, ячмень, горох, а также фрукты и овощи. Распространены были посевы многолетних трав, особенно красного клевера.
Ходоки
Для создания колхозов, промышленных предприятий нужны были люди. Но где их взять, ведь территории были абсолютно пустые? В мае 1940 года был специально издан закон о мероприятиях по восстановлению хозяйств в новых районах КФССС. Предполагалось пересилить граждан Белорусской ССР, Чувашской, Мордовской, Татарской, Рязанской, Кировской, Смоленской, Вологодской областей.
Политическая обстановка на тот момент в мире была неспокойная - Гитлер орудовал в Европе. Поэтому переселяться на приграничную территорию люди не спешили. Необходимо было агитировать! И к нам устремились ходоки – представители от колхозов «для ознакомления с местом и подыскания участка для переселения».
На примере Вытегорского района Вологодской области можно увидеть, как проходила агитация. В номерах газеты «Коммунист» в июле - августе 1940 года публикуются письма колхозников Мяксинского района, в которых они описывают желание и готовность отправиться из зоны затопления в Карелию. Названия статей говорят сами за себя: «На новые места – в Карело-Финскую ССР», «Готовимся к отъезду», «С большой охотой и радостью».
Райисполком выделял ходокам транспорт. Вернувшись, они на общем собрании колхозников рассказывали о богатстве и красоте Карельского края, что там «хорошие земельные угодья, много сеянных и естественных покосов, а в многочисленных озёрах и реках много разной рыбы». После таких рассказов колхозники «единодушно решили переселяться всем колхозом».
Была разработана и агитброшюра «В краю зеленого золота» с планами домов, которые будут предоставляться новым жителям КФССР.
Новые места
16 июля 1940 года первые 40 семей колхозников прибыли сюда из Белорусской советской социалистической республики. В газете «Красное знамя» можно было прочесть воспоминания одного из переселенцев «До нас здесь были посланные нами ходоки. Они осмотрели внимательно места нашего жительства. Подобрали место для поселения. Мы знали, что финны вырезали весь скот, и что все хозяйство надо было заводить заново. Зная это, мы привезли с собой 16 лошадей, 50 коров, 6 рабочих волов, много свиней, другого скота».
Чтобы людей с имуществом сюда переселить из другого региона, государство оказывало помощь. Предоставлялась продовольственная ссуда сроком на 2 года в размере до 300 кг на одного человека, кредит на покупку коровы сроком на 5 лет. Кредит погашался, начиная со 2-го года. Также выдавали ссуду на хозяйственное обзаведение в размере 300 рублей на семью. В 40-ом году средняя зарплата в промышленности составляла 339 рублей, то есть для колхозников это были хорошие деньги, причем живые. Ведь в своих колхозах на руки они денег не получали.
Переселенцам предоставлялись в собственность оставшиеся от финнов дома и надворные постройки. Погасить стоимость домов можно было по оценочной стоимости равными частями в течение 8 лет, начиная с 3 года после вселения. Таким образом, людей закрепляли на той территории, на которую они переезжали. Колхозам выделялась семенная сумма в соответствии с их планами. Вроде все красиво, но бывали случаи, что когда колхоз приезжал на место, и на деле все оказывалось иначе. Например, выделялись не те земли, на которые люди рассчитывали изначально.
По планам правительства КФССР необходимо было организовать несколько совхозов и колхозов. Темпы организации были внушительными! За 40-41 годы было образовано более 50 колхозов. К сентябрю 1940 года в районе было создано 64 переселенческих колхоза. Основные направления - животноводческие, животноводческо-зерновые, животноводческо-овощные. К началу 1941 года в район было переселено 27 тыс. 832 человека. В районе были созданы 15 сельских советов и 2 рабочих поселка.
Первые колхозники из БАССР приехали только в июле. А как же посевная? Стоит учесть, что первыми представителями на новой территории стали военные. В мае 1940-го мобилизованные военнослужащие с частей, которые дислоцировались на этих землях, были привлечены к работам. Военным выделили трактора, лошадей и те успешно провели посадку картофеля и овощей. А осенью культуры собирали колхозы, которые уже были организованы.
Проблемы
Перед новыми переселенцами вставал ряд проблем. Одна из них: сельскохозяйственные угодья при финнах были разбросаны в виде хуторных полей, полей среди массивов и озер. Такая система была нехарактерна для организации колхозов при советском государстве. И эту проблему переселенцам необходимо было решать самостоятельно.
Но, несмотря на внушительную цифру численности колхозов, многие из них были малочисленными по составу. Артели имели плохое оснащение, не хватало орудий труда, не было своего устава. Все это сильно влияло на производительность труда.
При этом люди приезжая привозили свою культуру, в том числе и культуру земледелия. Что в новых климатических условиях не всегда было оправдано.
Остров
На острове Риеккалансаари было образовано 4 колхоза: «Колхоз Красный остров», «Колхоз им. Коминтерна», «Колхоз им. Ворошилова», «Колхоз им. Чапаева». В основном на остров приехали жить и работать переселенцы из Гомельской области, где поля простираются до горизонта, привезя свою южную культуру хлебопашества.
Среди них было мало людей, разбирающихся в агрономии. Поэтому они и распахали поля как у себя на юге. По воспоминаниям Нины Дубровской, которая приехала в составе колхоза из БАССР, колхозники распахали поля, разбитые у финнов на узкие полоски.
В июне на наших полях поднимаются грунтовые воды, но белорусы об этом не знали, и удалив канавы, засеяли поля рожью. В июне поднялась вода, сверху припекало солнце. В результате таких климатических особенностей вся рожь сгорела. Колхозникам пришлось перепахивать угодья заново и заново засевать.
По воспоминаниям Якова Дубровского, который был первым председателем колхоза им. Чапаева, он приехал в составе колхоза в январе 1940 года. До этого белорусы никогда не видели и даже не знали, что бывают такие огромные озера как Ладожское. И когда их везли на лошадях по льду озера, они думали что едут по бескрайним полям. Только после того, как колхозники выбрали себе хутор, поняли, что поселились на острове.
Из колхоза в совхоз
В течение года колхозники трудились без зарплаты, а получали долю от продукции и дохода общего хозяйства. Чтобы рассчитать эту долю, использовались трудодни, которые обозначали «палочками». То есть, 365 дней в году денег нет совсем. Плюс зона рискованного земледелия требовала немало физических усилий, техники. Колхозникам необходимо было покупать трактор, мельницу, ведь зерно надо перерабатывать на муку, чтобы не возить его в город. Решения о покупке принимались на общем собрании. Так в колхозе им. Чапаева на общем собрании приняли решение - купить механическую мельницу. Купили, построили над ней навес. Через год мельница сгорела из-за безалаберности молодых людей, которые кинули сигарету.
Многие проблемы внутри колхоза без помощи государства решить было невозможно. Давали знать о себе и низкий уровень образования в хозяйстве, и зона рискованного земледелия, и невозможность заработать денег на технику, чтобы облегчить труд колхозников. Все это способствовало тому, что колхозы быстро исчезли. И уже к 60-ым годам колхозники бросили свое хозяйство, и ушли на зарплату в совхозы.
Судьба переселенцев
В 1941 году жители КФАССР были эвакуированы на Урал и в Казахстан. Тот, кто не успел эвакуироваться в первой волне, попали во вторую волну в Петрозаводск, где им была уготована участь узников финских концлагерей. Некоторые из них попали в Ленинград и разделили с городом его трагическую участь. Были и те, кто не успел уехать и попал в концлагерь Финляндии.
В 45-ом многие возвращались. Кто-то уже 9 мая находился в своих домах после эвакуации, кто-то встретил Победу находясь в эвакуации, кто-то праздновал в дороге.
От ранее существующих колхозов и совхозов сегодня не осталось ничего. Только вторичные названия некоторых мест ещё напоминают нам о той уже давно ушедшей бурной сельскохозяйственной жизни нашего района. Мы и сегодня называем «Большевик» (п. Хаапалампи); «Тельмана» (с. Хелюля); «Чапайка» (м. Хакала); «Коминтерн» (п. Нуккуталахти); «Красный остров» (п. Оявойс); «Ворошилово» (п. Ламберг); оз. Ленинское (оз. Лавиярви), но уже забывая о том, что это были названия колхозов, последний из которых прекратил своё существование в 1960 году. Это был колхоз им. Тельмана, он последним вошёл в систему государственных совхозов и стал частью большого совхоза «Сортавальский».
Информация подготовлена на основании исследований сотрудников музея северного Приладожья Татьяны Забируновой, Елены Никоновой и других.
Виктория Захарова.
Фото из сети Интернет.