Хаапалампи, дом родной

21 апреля впервые отмечается новый праздник — день местного самоуправления. О жизни и о работе: Вадим Ильин, глава Хаапалампинского поселения.

10 июня 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ
об учреждении в стране Дня местного самоуправления, который будет отмечаться 21 апреля. В этом году день МСУ будет отмечаться впервые и самое время оглянуться назад и прикинуть тот путь, который местное самоуправление прошло за эти годы.  6 октября 2003 года был принят Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ №131). Этот законодательный акт называют «Законом о МСУ». Именно этот закон положил начало той системе местного самоуправления, которая действует
в России сейчас.

Сегодня о практическом применении этого закона, о самом местном самоуправлении и о своём персональном опыте на ниве руководителя муниципального образования рассказывает глава Хаапалампинского сельского поселения Вадим Ильин. Это будет не интервью, а рассказ от первого лица — повествование самого Вадима Ильина с некоторыми журналистскими отступлениями.

С этим законом — как и со многими другими законами в нашей стране — сразу всё пошло не так гладко, как хотелось бы. Времени на то, чтобы закон начал действовать, понадобилось больше, чем планировалось. Весь 2004 год решались вопросы территориального деления, распределения полномочий и создания общей схемы властных структур. В октябре 2005 года состоялись первые выборы глав поселений. В 2005 году Вадим Ильин был избран главой Хаапалампинского поселения.

Вадим Ильин:
Полномочия на поселенческий уровень были переданы 1 января 2006 года. С этого дня местное самоуправление начало действовать. Тогда даже бюджетов у нас не было своих — их формировали в финансовом отделе районной администрации и назывались они «бюджетные сметы». Это была как бы часть районного бюджета.

С октября до Нового года мы занимались управленческим хозяйством — разрабатывали Уставы и нормативную базу, создавали административный аппарат. Всё делалось с чистого листа, от печатей до подбора кадров. Сейчас вспомнить страшно — жили в автомобилях, всё время надо было куда-то ехать.

В этой связи надо бы отметить вклад в становление МСУ на сортавальской земле Анатолия Рыженкова — первого главу Хелюльского городского поселения. У него был опыт работы во властных структурах, связи и организаторский талант, благодаря его советам многое делалось быстрее и вернее. Спросить глав поселений «первого призыва» — все отметят его помощь, тогда это стало большим подспорьем.

Вадим Ильин:
В 2006 году ФЗ №131 содержал 27 полномочий для поселений. Сейчас их уже 37. Сейчас вспоминаю — тогда в Хаапалампи было не так трудно с бюджетом — работой население обеспечивало МУП «Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко», всё было более менее стабильно. В 2006 году как такового бюджета в поселении не было, жили по смете, по расходным обязательствам. Собственноручно сформированный бюджет появился в поселении в 2008 году. Сейчас бюджет поселения составляет 4 миллиона 860 тысяч рублей, 57% бюджета формируется за счёт межбюджетных трансфертов — то есть он более чем наполовину дотационный.

Проблемы в поселениях сходные. И проблема №1 — это ЖКХ во всех его негативах. Спросить у любого главы, какая самая головная боль. Ответ будет: «коммуналка».

Вадим Ильин:
Нет, ну сейчас совсем другое дело. Сейчас на территорию пришло «Петербургтеплоэнерго» — все три наших котельные (в Ниэмелянхови, Хаапалампи
и Заозёрном) работают теперь стабильно. Это огромное бремя было — вечная нервотрёпка с дровами и углём, с сетями, с оборудованием.
Вот придёт в 2016 году газ в район — будет вообще хорошо.

Хаапалампинское поселение всегда значилось, как проблемное. Даже полномочия по его теплоснабжению район год за годом скрепя сердце брал на себя. Арифметика здесь была простая — убытки при теплоснабжении Хаапалампи и посёлков составляют более пяти миллионов рублей за сезон. Это при стопроцентной оплате населением услуг. Сам же бюджет поселения до пяти миллионов не дотягивал. Полномочия полномочиями, а тепло людям давать надо было. Создали МУП районного подчинения «Тепловые сети», предприятие работало, на него ложились все убытки. Другого выхода из ситуации тогда не было, но за всё надо платить.

Вадим Ильин:
Наши коммунальные сети — и тепло-, и водоснабжения, и канализации — старые,
им по 30 лет. Два года назад мы месяц работали, чтобы можно было воду подать
в котельную Хаапалампи, трубы были как решето, устранили 16 утечек.

Сейчас с водоснабжением не всё ладно. В Заозёрном этим занимается «Карелводоканал» — там более-менее. В Хаапалампи до недавнего времени эту услугу обеспечивала коммерческая структура — УК «Пульс». После года работы, «Пульс» — банкрот. С водоснабжением вообще надо всё переделывать. Станция подкачки была оборудована насосами мощностью 55 киловатт — чтобы качать большие объёмы воды и обеспечивать потребности совхоза. Сейчас такая мощность не нужна.

Потратили на реконструкцию станции почти миллион по наказам избирателей. Поставили насосы на 25 киловатт, экономим электроэнергию и воду теперь, станция автоматическая, экономим и на персонале. Следующая боевая задача — реконструкция водопроводных сетей.

Сейчас водоснабжением Хаапалампи формально занимается конкурсный управляющий «Пульса» — это точно проблема, хоть всё и по закону. Искать надо нового водоснабженца и искать быстро. Правда, Вадиму Ильину и его администрации удалось улучшить инфраструктуру водоснабжения посёлка и она при правильной эксплуатации вполне может стать рентабельной уже сейчас. «Карелводоканал» опять может заинтересоваться предложением, глава поселения очень на это надеется.

Вадим Ильин:
В этом году из республиканского Дорожного фонда получим более 400 тысяч рублей, продолжим асфальтировать дворовые территории и улицы. Мы это и раньше делали, но за счёт своего бюджета. Теперь будет легче.

Основное преимущество вот такого поселенческого управления — доскональное знание местных насущных проблем и путей их решения. Средств вот только никогда не хватает. Ну, и от главы многое зависит.
Когда Вадим Ильин баллотировался на пост в первый раз, расклад голосов был такой: 40 с чем-то процентов были отданы за него. Во второй раз он победил вообще триумфально — собрал за 70 процентов голосов. Опроса общественного мнения можно не проводить — всё ясно, ему доверяют. Это при том, что последние годы для Хаапалампинского поселения лёгкими ну никак не назовёшь.

Вадим Ильин:
После ликвидации племсовхоза главная задача у нас была — сохранить социальную стабильность. А как это сделать, если столько людей потеряли работу? Была огромная проблема с трудоустройством населения. И администрации пришлось этим вопросом заниматься, и контактировать с Центром занятости населения в Сортавала. Сейчас люди адаптировались, нашли работу в городе и в других местах.

Жалко, конечно, наше хозяйство. Не смогли мы его сохранить, хоть и воевали до последнего. Но всё объективно — пришли новые времена, и сохранить предприятие в том виде, в котором оно существовало, не было возможности. Совхоз был обречён. Производство было нерентабельным, энергоёмким, трудозатратным, с низким
уровнем механизации. Чудес не бывает.

У нас в стране всё внезапно. Перестройка, например. Или вот 131-й закон.
Изменения в закон тоже вносятся как-то неожиданно. Неожиданно прежде всего для тех, кого он в большей мере и касается — для местных администраций. С 2003 года ФЗ-131 так изменился, что его уже не узнать. Правила игры постоянно меняются и такое ощущение, что не в пользу власти на местах.

Вадим Ильин:
Основной алгоритм изменений законодательства — перекладывание региональных и федеральных полномочий на плечи местных администраций.

Сегодня глава поселения должен заниматься и борьбой с терроризмом, и противопожарной деятельностью, и экстремизму противодействовать.
У нас вся администрация — четыре человека, с этого года. Раньше было три.
И людям каждый раз не станешь объяснять про полномочия поселенческие и районные. Люди приходят в местную администрацию с конкретными проблемами.
И эти проблемы надо решать здесь и сейчас.

Экстремизм — это важно, конечно. Но у нас в районе ни в одном поселении до сих пор нет порядка с муниципальным имуществом, например. Нам как имущество передавали? Вот вам сети и котельная и всё остальное в общей массе. Имущество
не оценено, земля не отмежёвана — это вообще работа неподъёмная по времени,
по силам, по финансовым затратам. Мы в Хаапалампи одними из первых начали работу с Кадастровой палатой. Я там две недели жил, чтобы никуда не ездить.
Тогда у нас появились первые реальные, правильно оформленные земельные участки. У совхоза земли вообще не было, она даже закреплена за хозяйством не была в юридическом смысле — это была госсобственность. Пользовались по принципу «Землю — крестьянам», без документов.

Вадим Ильин по образованию сельскохозяйственный инженер-механик, вторая профессия — экономист. До того, как стал главой, заведовал совхозным гаражом. Теперь рулит поселением. Третья по счёту специальность. У нас все главы
с похожими биографиями. Все сходятся, кстати, в одном: было бы достаточное финансирование, проблем бы на глазах убавилось — решили бы своими силами
с минимальными затратами и проволочками — для себя же делаем, не для дяди.
Но у нас так не бывает. У нас всё сложно, как всегда.

Вадим Ильин:
Бюджет пополняем, как и все остальные. Основной источник пополнения бюджета — продажа земли. Землю продаём — половина денег остается в нашем бюджете, половина отправляется в район.

Ликвидное имущество, можно сказать, уже реализовали — там крохи остались.
НДФЛ — 60% уходит наверх, 12% нам, 28% — в район.

Земля — конечный ресурс. Ею нельзя торговать вечно. Большая часть земель  это сельхозугодья, которые сейчас зарастают бурьяном и никому не нужны.
Ищем инвесторов, каждый день ищем, но желающих заняться сельхозпроизводством
в нынешней экономической ситуации найти почти невозможно. Сборочных линий автопрома у нас здесь не будет точно.

Перспектива — это туризм. Пусть будет и для богатых со всеми удобствами —
на территории поселения уже есть такие объекты: «Ладожская усадьба» достраивается, в Тарулинне туркомплекс. Всё зарегистрировано у нас, налоги наши. Рабочие места тоже. Туризм экологический — тоже хорошо для незатейливого местного сервиса. Москва, Питер к нам едут. Пользоваться этим надо.

В горных разработках тоже нет ничего страшного — тут дело в применяемых технологиях и в месторасположении самих карьеров. Это у нас до сих пор взрывают,
в развитых странах этого нет давно — аккуратно высверливают из породы то, что нужно — никому это не мешает. Вся Скандинавия этим занимается, это не проблема давно уже.

Действительно, без финансов ничего ни на каком уровне решить невозможно.
В 2007 году в Хаапалампинском поселении было собрано 49 миллионов рублей в виде налогов, акцизов и сборов. Из 49 миллионов в поселенческом бюджете осталось
800 тысяч. Вот так поделили всё по закону. Да и сейчас принцип тот же, хоть
и с налётом либеральности. Оставляли бы на местах больше средств — не надо было бы гонять финансовые потоки по вертикали, откармливая и без того коррумпированную бюрократию и впустую растрачивая время и ресурсы.
Не надо было бы и тратиться на изобретение разных программ — по жилью,
по социалке, по спортивным объектам — на местах большую часть этих проблем сами бы решили. Есть сомнения в правильности расходования средств — проверяйте. Может, так с нашим МСУ и будет когда-то. Ведь не обязательно законы должны меняться в худшую сторону.