Царь мусорной горы

Полигон ТБО остаётся главным объектом мусороуборочного бизнеса. Городская свалка — это не только социальный объект. Это и эффективная экономическая площадка, постоянный источник дохода и залог финансовой стабильности для её владельца.

В 2006 году в полную силу заработал Закон РФ №131 «О местном самоуправлении». Появились поселенческие администрации со своими полномочиями. Одной из первых инициатив главы Сортавальского городского поселения Николая Заяц стало создание собственного муниципального предприятия «Чистый город». Новое предприятие взяло в свои руки заботы
о благоустройстве в городской черте.

С тех пор прошло немало времени, но все эти годы «Чистый город» сохраняет позицию в верхних строчках рейтинга по популярности в местных СМИ.
Это предприятие то жалеют, то ругают, то дают ему советы.
Все сходятся в одном — в Сортавала грязно, и с этим надо что-то делать.

Впрочем, достаётся время от времени и его профильному собрату —
МУП «Благоустройство и озеленение» с его главным объектом — городской свалкой. Свалка, она же — «полигон твёрдых бытовых отходов», «полигон ТБО». В экскурсии по этому объекту меня сопровождает директор «Благоустройства» Дмитрий Суслов. Показывает, рассказывает, отвечает на вопросы и даёт пояснения.

Дмитрий Суслов

Дмитрий Суслов: 
МУП «Благоустройство и озеленение» обслуживает почти в полном объёме все поселения района. В пределах Сортавала в ведении предприятия находятся все заботы по вывозке мусора от муниципальных объектов районного уровня. К таким объектам относятся учебные заведения, детские сады и другие районные учреждения. Прибавить к этому обеспечение выполнения договоров с некоторыми управляющими компаниями на вывоз мусора от жилых зданий. Обслуживание свалки тоже в этом списке. Ряд объектов имеется на обслуживании в Лахденпохском районе. Занимаемся грузоперевозками, чисткой снега, вообще всеми благоустроительными работами, приносящими доход.

Дмитрий Суслов вспоминает то и дело про недавнюю передачу ТК «Брэвис», где речь шла, в том числе, и о его предприятии. На прямой эфир пригласили депутата Законодательного собрания РК Михаила Савина и депутата Совета Сортавальского городского поселения Виктора Небытова. Тема дискуссии заинтересовала зрителей, от одного из горожан по телефону поступил вопрос о проблемах уборки мусора
в Сортавала. Депутат Небытов высказался по этому поводу в том смысле,
что одной из причин недостаточно эффективной работы МУП «Чистый город» является хозяйственная политика другого профильного МУП — «Благоустройство и озеленение».

Мысль такая — МУП районного подчинения «Благоустройство и озеленение» только принимает мусор на свалке и больше ничем не занимается. Отсюда вывод, что было бы правильным передать свалку в ведение «Чистого города». Тогда проблемы рассосутся вместе с мусором, и в Сортавала станет чисто.

А может быть, и так. Может, и прав депутат Небытов. Сколько раз уже тасовали эту коммунальную колоду, а в городе чище не становится. Давай перетасуем ещё раз, перераспределим городскую свалку — почему нет?

Дмитрий Суслов:
На полигоне постоянно находится наш персонал. Регулярно проводится мониторинг экологической ситуации. Делаются необходимые санитарно-эпидемиологические экспертизы и многочисленные анализы. На содержание этого объекта расходуются немалые средства.

При всей внешней простоте объект «городская свалка» не так прост, как может показаться. Много здесь своих особенностей и закавык. При въезде имеется свой КПП. Здесь приёмщик оценивает объём мусорных поступлений и записывает
в журнал сведения о грузе — кто привёз, сколько и откуда. Вообще хорошо бы иметь и специальные автомобильные весы. Но чего нет — того нет.

В эфире прозвучали разные претензии к директору «Благоустройства» Дмитрию Суслову. Что порядка нет на вверенном его попечительству объекте «Полигон для ТБО», что лампы люминесцентные, например, выбрасываются просто так, а не утилизируются должным образом.

В прошлом году «Благоустройство» достало всех с этими люминесцентными лампами. Дошли до каждого предприятия и каждому директору прояснили ситуацию. Старые лампы собирали и отправляли в Петрозаводск на утилизацию. Законопослушные руководители и сейчас собирают отслужившие своё лампы в ожидании посланцев Суслова. Старые лампы на городскую свалку никто не пустит.

Там, на свалке, суровый мужчина Михаил Васильевич просматривает весь прибывающий мусор. Как выразился сам Дмитрий Суслов, показывая на беспрерывно курящего Михаила Васильевича, «...анализирует морфологический состав». Если что не так с мусором, то Михаил Васильевич сразу реагирует. Ставит в известность руководство предприятия. У Михаила Васильевича два высших образования.
Про мусор он знает всё.

Дмитрий Суслов:
Наибольший объём мусора поступает от «Чистого города», это около 35 тысяч кубов в год. Если с их мусором непорядок по составу, то вопросы решаются быстро и полюбовно. Проблем у нас пока не было со взаимопониманием. Мусор или забирается обратно или складируется тут же на свалке для последующей правильной утилизации. За год полигон принимает более 60 тысяч кубов ТБО. В КаМАЗ умещается 8 кубов. Значит, за год на свалке выгружается 7,5 тысячи КаМАЗов мусора.

По территории свалки беспрерывно двигается бульдозер Т-130. Тяжёлый бульдозер трамбует мусор и раздвигает завалы сравнительно ровным слоем по всему полигону. Над Т-130 с воплями носится туча чаек. Приезжали финские орнитологи, изучающие птичьи миграции. У них с собой был хитрый прибор, вроде бинокля. Ведёшь им по птичьему базару, и прибор сам считает количество птиц.
Прибор в прошлый раз насчитал 732 чайки.

Дмитрий Суслов:
Сейчас обсуждается вопрос об объединении двух предприятий — «Чистый город» и «Благоустройство». Раньше мусором занималось одно предприятие. Я тогда никаким образом к этой сфере не относился. Но вот по своему обывательскому ощущению помню, что было как-то чище. И город лучше содержался, и в поселениях порядка было больше. Мусор во дворах кучами не валялся.

На мой взгляд, такое предприятие должно быть одно и районного подчинения. Тогда ситуацию легче контролировать. Эффективней можно наладить работу. Я понимаю, что каждое поселение будет тянуть одеяло на себя, полномочия у них для этого есть. Но основную работу должно выполнять муниципальное районное предприятие. В том числе и обслуживать городскую свалку. Это всё же социально значимый объект.

После разграничения полномочий и появления в коммунальном секторе новых предприятий с различной формой собственности появились и экономические отношения хозяйствующих субъектов этого бизнеса. Договорные связи пронизывают всю эту отрасль и главным договорником здесь остаётся «Благоустройство». Всё благодаря полигону ТБО, без которого никому не обойтись.

Дмитрий Суслов:
Предприятия собирают мусор, везут на свалку, утилизируют привезённое. Коммунальщики начисляют населению плату за эти услуги. Около 20% от этих платежей поступают на счёт МУП «Благоустройство и озеленение», как плата за пользование полигоном ТБО. «Чистый город» — наш наиболее солидный по объёмам привозимого мусора партнёр. Правда, вот уже второй год «Чистый город» плохо оплачивает наши счета. Судебные разбирательства заканчиваются в нашу пользу. Появляются исполнительные листы, но они всё равно не оплачиваются, лежат без движения, потому что в «Чистом городе» нет средств.

Получается, городская свалка — это не только социальный объект. Это и эффективная экономическая площадка, постоянный источник дохода и залог финансовой стабильности для её владельца. «Чистый город» задолжал «Благоустройству» более 1 миллиона 300 тысяч рублей за пользование этой самой площадкой, за тот мусор, что они привозят. И всё равно «Благоустройство» остаётся рентабельным.

Дмитрий Суслов:
Площадь свалки не так уж велика, она составляет 8,7 гектара. Я был у коллег
в Финляндии. Свалка возле Йоэнсуу занимает площадь в 100 гектаров.
Но там всё по-другому. Мусор поступает уже отсортированным по видам. Перерабатывается практически всё. Плохого запаха нет. Свалочный газ — это тот же метан, только в более разрежённом виде. На свалке имеется специальное оборудование, с помощью которого метан «отжимается» из отходов, конденсируется
и затем служит топливом для котельной. «Свалочным газом» отапливается 800 домов.
У нас же всё трамбуется и закапывается.

Несколько лет назад было административное движение относительно строительства мусороперерабатывающего завода в Сортавальском районе. Выделили под это дело площадку на месте бывшего АБЗ. Но потенциальные инвесторы так и не вложили средства в проект и всё заглохло.

Дмитрий Суслов: 
В Финляндии есть компания «Технопарк Йоэнсуу». Компания занимается вопросами экологии в Финляндии и на территории Северной Карелии. Есть у них и проект «Поддержка устойчивого развития г. Сортавала в целях улучшения экологической обстановки». Проект предусматривает, в том числе и оборудование нашего полигона системами сортировки и первичной переработки мусора. Картон, пластик, стекло —
на всё это вторсырьё уже сейчас есть покупатели в той же Финляндии.

Я встречался с представителем компании Георгом Черемисиным. Он из России, работает в Финляндии. Как стало ясно из предварительных переговоров, для «Технопарка» коммерческая составляющая не является главным фактором. Во главу угла они ставят экологическую безопасность региона. Линия по переработке мусора является небольшой частью масштабного проекта по очистке стоков в Ладогу. С нашей стороны этим занимается «Карелводоканал». Финансирование проекта берёт на себя Евросоюз.

Неизвестно пока, что там возьмёт на себя «Евросоюз». Пока же у нас полигон
на 8,7 гектара. Мусор там трамбуют и ровняют, ровняют и трамбуют.
Возможно, что «Чистый город» и «Благоустройство» объединят в одно предприятие, и вопрос о принадлежности свалки потеряет административную остроту. Возможно, что и к «трамбовать и ровнять» мы сами сможем
добавить что-то технологически продвинутое.
В помощь Михаилу Васильевичу и его двум высшим образованиям.