Герман Данилин
Герман Данилин

Жизнь в дороге: история одного водителя

Когда человек выбирает профессию водителя, а в особенности, водителя-дальнобойщика, его часто притягивает романтика дальних поездок, ощущение некоего путешествия. Сегодня современные машины дальнобойщиков комфортабельны и оснащены по последнему слову техники. А каково было советским водителям, которые колесили по стране на самой обычной технике? О своей профессии корреспонденту газеты рассказал бывший водитель-дальнобойщик Герман Иванович Данилин.

- Когда я пошёл в шестой класс, то одновременно подал заявление в Куркиёкскую школу механизации, так как захотел получить права тракториста. Мне пришёл ответ, что я зачислен. После этого я бросил школу и поехал в Куркиёки. Там стал учиться на тракториста. Нашу группу так и называли «группа детсадников». Перед экзаменом на поступление меня вызвали и спрашивают: «Где ваш паспорт?». А я их немного обманул, так как мне было меньше лет и паспорта не было еще, поэтому сказал, что паспорт снимается с прописки. Вот так и стал учиться. А когда пришло время сдавать экзамены, то опять возник вопрос о паспорте. На сей раз ответил честно, что нет ещё.

В то время были такие трактора, которые работали на керосине. Когда я сдал экзамены, меня направили в совхоз Салми работать прицепщиком до совершеннолетия. Приехал в совхоз и говорю директору: «Давайте мне трактор, и я буду работать». В ответ руководитель у меня спрашивает: «А где ты будешь жить?». Я говорю: «Как где? В общежитии». А он: «Нет. Я найду тебе жильё у какой-нибудь хозяйки, чтобы тебя кормили и заботились».  Я отказался. Тогда директор сказал: «Езжай к матери, возьмись за юбку и держись».  Он отдал мне документы, и я вернулся обратно в Хелюля.

В районе не хватало трактористов. А у меня уже были права. Меня пригласили на беседу по поводу работы.  Но я сразу ответил, что мне не по силам будет завести трактор самому, так как надо было заводить кривым стартером. Мне пообещали найти прицепщика, который будет заводить технику, и отправили работать  на определенный участок. Сейчас на том участке дом инвалидов. Помню, прицепщик заведет мне трактор, и я работаю целый день. Когда надо сделать разворот, то я дергал за веревку и плуг вставал в рабочее положение. Веревку протянули специально для меня.

Потом я решил стать шофером. Это была мечта с детства. Но меня не отпускали с работы учиться. Директор был в отпуске, а его заместитель, женщина серьезная, противилась моему обучению. К счастью,  к нам однажды приехал министр сельского хозяйства. В его присутствии я зашел к заместителю директора. Министр узнал о моей проблеме, поговорил  с заместителем и меня отпустили. Так я уехал учиться в Харлу.

Там в учебном заведении готовили шоферов лесной промышленности. Я выучился, и меня направили работать  в поселок Лоймола. Затем снова вернулся в Сортавальский район и стал работать на легковой машине.

Далее я ушел в армию. Служил в Польше, поскольку  попал в спецнабор.  Меня и еще 13 человек приняли в автороту. Когда приехали в часть, то как раз был дембель. Командир сказал, что для тех, кто хочет сдать на права 2-го класса, будут организованы экзамены. Раньше водительские права были 1-го, 2-го и 3-го классов.  И я, молодой солдат, решил попытать счастья. У меня все получилось. Когда я получил 2-й класс, командир выставил всю роту, при всех присвоил мне звание ефрейтора, хотя может, по тем правилам еще не положено было, и наградил меня знаком «Отличный шофер». Похвалил меня перед ротой, мол, человек еще только пришел, а уже сумел сдать на классность. Так у меня служба и пошла. Возил командира части на «Виллисе». Присвоили мне младшего сержанта. Командир поручил мне подготовить группу, чтобы они сдали на 2-й класс. Так я стал им преподавать. Когда я учился, в то время машины работали на дровах.  У меня в группе были солдаты, которые никогда такой машины не видели и интересовались  у меня, как работает эта техника. Даже командир заинтересовался. И я им рассказывал про ЗИС-21. Но выпуск сделать не успели, у меня как раз был дембель, и я уехал домой.

После армии работал шофером в Сортавальском совхозе, шофером в сельпо. Вскоре нашел свою половинку  и женился. Родился старший сын. Как-то поехали семьей в отпуск в Хелюля, да тут  и решили остаться. Потом меня опять призвали в армию, где я был старшиной роты. Работал  в Хелюля на военных складах. Все воинские части у меня получали бензин. Когда демобилизовался, перешел работать шофером в СМЛК, где работал до его самого закрытия.

Был шофером-дальнобойщиком. Мой самый дальний рейс - до Оренбурга. Ездил  в Златоуст, Черновцы, объездил всю Прибалтику, побывал  в Белоруссии, Украине.

Когда начинал работать дальнобойщиком, то ездил на «Колхиде». Это такая машина, ее еще называют «горный тягач». Кабина у него опрокидывается, если нужно что-то починить. Поехал я как-то в Загорск, у меня пробило прокладку головки блока. Был мороз около 30 градусов. Заехал  на автостанцию. Просил механика, чтобы пустил меня в ангар починить машину. Он отказал. Пришлось мне поднять кабину, натянуть брезент, еще были с собой две паяльные лампы.  Машина до этого была прогрета. И вот так на жутком морозе  я починил свою технику!

Ездил в Москву. Она была для нас чудом. Столько всего интересного и необычного. В то время такого сильного  и быстрого движения не было. Не то, что сейчас.

Мы с напарником приехали в Москву на двух машинах  за грузом. Нужно было по определенному адресу. И как-то так вышло, что мы нечаянно разъехались, потеряв друг друга. Все документы на груз были  у него. И я сразу озадачился – как быть и что делать. Ведь это огромный город, как тут отыскать напарника. Хорошо, что я запомнил название нужной нам улицы. И поехал искать.  По пути спрашивал, как проехать у работников ГАИ, у других водителей. Мне помогали.  И нашёл! Смотрю, стоит машина напарника, и он рядом. Очень обрадовались, что нашлись.

Бывали разные ситуации в дороге. Раньше на заправках заправляли по талонам. Однажды случилось так, что был конец месяца. Давали по 20 литров бензина. А на второй день талон уже был не действителен, так как квартал кончился. Я возмутился, ведь мне ехать, а куда уедешь на 20 литров. Но оператор всё равно не давал бензин. Нашел я директора заправки и объяснил ему ситуацию.  Они мне заправили полные два бака.

Был еще такой случай. Поехал я во Владимирскую область, в Гусь-Хрустальный. Оттуда мы возили зеркала. Заехал в город Петушки. Встал на заправку. Заплатил оператору за бензин (уже была оплата деньгами,  а не талонами), стал заправлять машину. Обратил внимание, что позади меня стоит волга без номеров. Мне показалось странным, что машина стоит вот так без номеров у заправки. Было уже около полуночи.  Не успел я об этом подумать, как меня подняли и обчистили. Украли 650 тысяч. Это были очень большие деньги по тому времени. Хорошо, что больше ничего не сделали и отпустили. Когда меня отпустили,  я побежал к оператору заправки и попросил позвонить срочно в милицию. Объяснил, что меня обокрали, описал всю ситуацию. Но в милиции мне сказали ждать до утра, мол, утром приедем и разберемся. Я, конечно, подождал до утра, но толку оказалось никакого. Повезло, что у меня небольшая сумма денег была припрятана в самой машине, и грабители ее не нашли. Когда приехал домой, рассказал  об ограблении директору своего предприятия, где я работал. Мне возместили все деньги, которые украли.

Второй раз меня обокрали, когда я ехал в Москву. По пути захотел спать. Решил остановиться и немного вздремнуть. Вдалеке виднелась какая-то деревня. Только заснул, слышу - стучат в двери кабины. И в одну и в другую. Стучали два каких-то подозрительных мужика. Я им открыл, и спросил в чем дело. Они тут же мне: «Выворачивай карманы».  Я возмутился, как же так, мужики. Они залезли в бардачок, нашли там деньги, оставшаяся сдача с заправки. И забрали их.

Когда я получил новую машину, это после «Колхиды», вообще все дальние рейсы были мои. Поехал я как-то в Казань. В дороге, глянув на карту, немного ошибся. Очутился перед какой-то речкой и табличкой «Паром не работает до утра». Переночевал на берегу. Утром пришел паром, на нем перебрался на другой берег. Долго ехал по бездорожью, спрашивал у местных жителей направление, но всё было как-то путано. В итоге узнал, как мне проехать. Пришлось еще одну речку переезжать вброд. В следующем селении мне объяснили, что я вообще не туда еду, и дальше могут проехать только трактора да телеги. Потом сказали, что доеду до города Игры и окажусь на нужной трассе. Когда добрался до большой дороги,  я понял свою ошибку и осознал, столько проездил ненужных километров.

Разные дороги бывали: где хороший асфальт, а где попадалась и глина. Дождями ее размывало, и невозможно было проехать. Грузовым машинам это было особенно сложно, поскольку на глине их часто сносило в кювет. Потом приходилось искать трактор, чтобы вытащить. И со мной были такие ситуации. Ехал я как-то по плохой дороге, шофер, одной из съехавших в кювет машин, попросил помочь его вытащить, дал мне буксировочный трос. Я стал тянуть, но сам съехал в кювет по скользкой глине, благо недалеко. В итоге вместе с тем шофером дожидались трактора.

В то время машины часто были старые и выходили из строя. Нам приходилось самим их ремонтировать прямо в дороге, ведь помощи было ждать неоткуда. Разве что какой-нибудь такой же дальнобойщик остановиться и предложит свою помощь. Это современным водителям хорошо, есть множество станций техобслуживания, в каждом населенном пункте имеется возможность починить машину. Раньше было гораздо сложнее с этим.

Продукты мы брали с собой. Питаться в столовых было дорого. Готовили себе сами на керогазах. В Санкт-Петербурге затаривались продуктами и нам довольно-таки надолго их хватало. Остальные продукты покупали по дороге. Под конец моей работы дальнобойщиком я уже стал питаться в кафе и столовых. Поскольку мы стали ездить по одному, без напарника, кушать в кафе было проще, чем самому себе готовить.

Вот так и работали. А потом уже вышел на пенсию. Но все равно продолжил водить машину, теперь уже свою. У меня были разные машины. Часто ездили семьей и на пикники, и в поездки. Я и сейчас за рулем, регулярно ездим с женой на дачу, в лес по грибы и по ягоды, на рыбалку. Мои дети и внуки тоже водят машины, и я этому рад. Всем водителям, а особенно водителям-дальнобойщикам желаю хороших дорог, соблюдайте обязательно правила дорожного движения, ведь дома вас очень ждут любящие люди.

Записала Анна Котова.