Герман Данилин

Жизнь в дороге: история одного водителя

Когда человек выбирает профессию водителя, а в особенности, водителя-дальнобойщика, его часто притягивает романтика дальних поездок, ощущение некоего путешествия. Сегодня современные машины дальнобойщиков комфортабельны и оснащены по последнему слову техники. А каково было советским водителям, которые колесили по стране на самой обычной технике? О своей профессии корреспонденту газеты рассказал бывший водитель-дальнобойщик Герман Иванович Данилин.

- Когда я пошёл в шестой класс, то одновременно подал заявление в Куркиёкскую школу механизации, так как захотел получить права тракториста. Мне пришёл ответ, что я зачислен. После этого я бросил школу и поехал в Куркиёки. Там стал учиться на тракториста. Нашу группу так и называли «группа детсадников». Перед экзаменом на поступление меня вызвали и спрашивают: «Где ваш паспорт?». А я их немного обманул, так как мне было меньше лет и паспорта не было еще, поэтому сказал, что паспорт снимается с прописки. Вот так и стал учиться. А когда пришло время сдавать экзамены, то опять возник вопрос о паспорте. На сей раз ответил честно, что нет ещё.

В то время были такие трактора, которые работали на керосине. Когда я сдал экзамены, меня направили в совхоз Салми работать прицепщиком до совершеннолетия. Приехал в совхоз и говорю директору: «Давайте мне трактор, и я буду работать». В ответ руководитель у меня спрашивает: «А где ты будешь жить?». Я говорю: «Как где? В общежитии». А он: «Нет. Я найду тебе жильё у какой-нибудь хозяйки, чтобы тебя кормили и заботились».  Я отказался. Тогда директор сказал: «Езжай к матери, возьмись за юбку и держись».  Он отдал мне документы, и я вернулся обратно в Хелюля.

В районе не хватало трактористов. А у меня уже были права. Меня пригласили на беседу по поводу работы.  Но я сразу ответил, что мне не по силам будет завести трактор самому, так как надо было заводить кривым стартером. Мне пообещали найти прицепщика, который будет заводить технику, и отправили работать  на определенный участок. Сейчас на том участке дом инвалидов. Помню, прицепщик заведет мне трактор, и я работаю целый день. Когда надо сделать разворот, то я дергал за веревку и плуг вставал в рабочее положение. Веревку протянули специально для меня.

Потом я решил стать шофером. Это была мечта с детства. Но меня не отпускали с работы учиться. Директор был в отпуске, а его заместитель, женщина серьезная, противилась моему обучению. К счастью,  к нам однажды приехал министр сельского хозяйства. В его присутствии я зашел к заместителю директора. Министр узнал о моей проблеме, поговорил  с заместителем и меня отпустили. Так я уехал учиться в Харлу.

Там в учебном заведении готовили шоферов лесной промышленности. Я выучился, и меня направили работать  в поселок Лоймола. Затем снова вернулся в Сортавальский район и стал работать на легковой машине.

Далее я ушел в армию. Служил в Польше, поскольку  попал в спецнабор.  Меня и еще 13 человек приняли в автороту. Когда приехали в часть, то как раз был дембель. Командир сказал, что для тех, кто хочет сдать на права 2-го класса, будут организованы экзамены. Раньше водительские права были 1-го, 2-го и 3-го классов.  И я, молодой солдат, решил попытать счастья. У меня все получилось. Когда я получил 2-й класс, командир выставил всю роту, при всех присвоил мне звание ефрейтора, хотя может, по тем правилам еще не положено было, и наградил меня знаком «Отличный шофер». Похвалил меня перед ротой, мол, человек еще только пришел, а уже сумел сдать на классность. Так у меня служба и пошла. Возил командира части на «Виллисе». Присвоили мне младшего сержанта. Командир поручил мне подготовить группу, чтобы они сдали на 2-й класс. Так я стал им преподавать. Когда я учился, в то время машины работали на дровах.  У меня в группе были солдаты, которые никогда такой машины не видели и интересовались  у меня, как работает эта техника. Даже командир заинтересовался. И я им рассказывал про ЗИС-21. Но выпуск сделать не успели, у меня как раз был дембель, и я уехал домой.

После армии работал шофером в Сортавальском совхозе, шофером в сельпо. Вскоре нашел свою половинку  и женился. Родился старший сын. Как-то поехали семьей в отпуск в Хелюля, да тут  и решили остаться. Потом меня опять призвали в армию, где я был старшиной роты. Работал  в Хелюля на военных складах. Все воинские части у меня получали бензин. Когда демобилизовался, перешел работать шофером в СМЛК, где работал до его самого закрытия.

Был шофером-дальнобойщиком. Мой самый дальний рейс - до Оренбурга. Ездил  в Златоуст, Черновцы, объездил всю Прибалтику, побывал  в Белоруссии, Украине.

Когда начинал работать дальнобойщиком, то ездил на «Колхиде». Это такая машина, ее еще называют «горный тягач». Кабина у него опрокидывается, если нужно что-то починить. Поехал я как-то в Загорск, у меня пробило прокладку головки блока. Был мороз около 30 градусов. Заехал  на автостанцию. Просил механика, чтобы пустил меня в ангар починить машину. Он отказал. Пришлось мне поднять кабину, натянуть брезент, еще были с собой две паяльные лампы.  Машина до этого была прогрета. И вот так на жутком морозе  я починил свою технику!

Ездил в Москву. Она была для нас чудом. Столько всего интересного и необычного. В то время такого сильного  и быстрого движения не было. Не то, что сейчас.

Мы с напарником приехали в Москву на двух машинах  за грузом. Нужно было по определенному адресу. И как-то так вышло, что мы нечаянно разъехались, потеряв друг друга. Все документы на груз были  у него. И я сразу озадачился – как быть и что делать. Ведь это огромный город, как тут отыскать напарника. Хорошо, что я запомнил название нужной нам улицы. И поехал искать.  По пути спрашивал, как проехать у работников ГАИ, у других водителей. Мне помогали.  И нашёл! Смотрю, стоит машина напарника, и он рядом. Очень обрадовались, что нашлись.

Бывали разные ситуации в дороге. Раньше на заправках заправляли по талонам. Однажды случилось так, что был конец месяца. Давали по 20 литров бензина. А на второй день талон уже был не действителен, так как квартал кончился. Я возмутился, ведь мне ехать, а куда уедешь на 20 литров. Но оператор всё равно не давал бензин. Нашел я директора заправки и объяснил ему ситуацию.  Они мне заправили полные два бака.

Был еще такой случай. Поехал я во Владимирскую область, в Гусь-Хрустальный. Оттуда мы возили зеркала. Заехал в город Петушки. Встал на заправку. Заплатил оператору за бензин (уже была оплата деньгами,  а не талонами), стал заправлять машину. Обратил внимание, что позади меня стоит волга без номеров. Мне показалось странным, что машина стоит вот так без номеров у заправки. Было уже около полуночи.  Не успел я об этом подумать, как меня подняли и обчистили. Украли 650 тысяч. Это были очень большие деньги по тому времени. Хорошо, что больше ничего не сделали и отпустили. Когда меня отпустили,  я побежал к оператору заправки и попросил позвонить срочно в милицию. Объяснил, что меня обокрали, описал всю ситуацию. Но в милиции мне сказали ждать до утра, мол, утром приедем и разберемся. Я, конечно, подождал до утра, но толку оказалось никакого. Повезло, что у меня небольшая сумма денег была припрятана в самой машине, и грабители ее не нашли. Когда приехал домой, рассказал  об ограблении директору своего предприятия, где я работал. Мне возместили все деньги, которые украли.

Второй раз меня обокрали, когда я ехал в Москву. По пути захотел спать. Решил остановиться и немного вздремнуть. Вдалеке виднелась какая-то деревня. Только заснул, слышу - стучат в двери кабины. И в одну и в другую. Стучали два каких-то подозрительных мужика. Я им открыл, и спросил в чем дело. Они тут же мне: «Выворачивай карманы».  Я возмутился, как же так, мужики. Они залезли в бардачок, нашли там деньги, оставшаяся сдача с заправки. И забрали их.

Когда я получил новую машину, это после «Колхиды», вообще все дальние рейсы были мои. Поехал я как-то в Казань. В дороге, глянув на карту, немного ошибся. Очутился перед какой-то речкой и табличкой «Паром не работает до утра». Переночевал на берегу. Утром пришел паром, на нем перебрался на другой берег. Долго ехал по бездорожью, спрашивал у местных жителей направление, но всё было как-то путано. В итоге узнал, как мне проехать. Пришлось еще одну речку переезжать вброд. В следующем селении мне объяснили, что я вообще не туда еду, и дальше могут проехать только трактора да телеги. Потом сказали, что доеду до города Игры и окажусь на нужной трассе. Когда добрался до большой дороги,  я понял свою ошибку и осознал, столько проездил ненужных километров.

Разные дороги бывали: где хороший асфальт, а где попадалась и глина. Дождями ее размывало, и невозможно было проехать. Грузовым машинам это было особенно сложно, поскольку на глине их часто сносило в кювет. Потом приходилось искать трактор, чтобы вытащить. И со мной были такие ситуации. Ехал я как-то по плохой дороге, шофер, одной из съехавших в кювет машин, попросил помочь его вытащить, дал мне буксировочный трос. Я стал тянуть, но сам съехал в кювет по скользкой глине, благо недалеко. В итоге вместе с тем шофером дожидались трактора.

В то время машины часто были старые и выходили из строя. Нам приходилось самим их ремонтировать прямо в дороге, ведь помощи было ждать неоткуда. Разве что какой-нибудь такой же дальнобойщик остановиться и предложит свою помощь. Это современным водителям хорошо, есть множество станций техобслуживания, в каждом населенном пункте имеется возможность починить машину. Раньше было гораздо сложнее с этим.

Продукты мы брали с собой. Питаться в столовых было дорого. Готовили себе сами на керогазах. В Санкт-Петербурге затаривались продуктами и нам довольно-таки надолго их хватало. Остальные продукты покупали по дороге. Под конец моей работы дальнобойщиком я уже стал питаться в кафе и столовых. Поскольку мы стали ездить по одному, без напарника, кушать в кафе было проще, чем самому себе готовить.

Вот так и работали. А потом уже вышел на пенсию. Но все равно продолжил водить машину, теперь уже свою. У меня были разные машины. Часто ездили семьей и на пикники, и в поездки. Я и сейчас за рулем, регулярно ездим с женой на дачу, в лес по грибы и по ягоды, на рыбалку. Мои дети и внуки тоже водят машины, и я этому рад. Всем водителям, а особенно водителям-дальнобойщикам желаю хороших дорог, соблюдайте обязательно правила дорожного движения, ведь дома вас очень ждут любящие люди.

Записала Анна Котова.

Редакция не всегда разделяет мнение авторов опубликованных материалов.
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламы и объявлений пользователей.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на источник обязательна.
© 2018 АУ СМР "ИД "ЛАДОГА-СОРТАВАЛА"  12+