Колокола большие и малые

11 апреля протоиерей Андрей Бондаренко и иерей Антоний Радин освятили новое помещение для школы звонарей.

Оказывается, есть у нас и такая школа — там учат искусству колокольного звона. Таких школ в Карелии всего две — одна в Петрозаводске, а вторая в Сортавала. В нашем городе обучать музыкантов, имеющих дело с таким специфическим музыкальным инструментом, как колокола, начали одиннадцать лет назад. Нужда заставила — как раз обновили звонницу Никольского храма и нужны были люди, умеющие обращаться с этим нежным инструментарием.

Именно нежным, здесь нет никакой оговорки. Это на вид церковные колокола массивные и непробиваемые. На самом деле, неумеха, войдя в раж, запросто может испортить звонкий голос колокола — от неправильного удара тело колокола треснет, от юбки отколется кусок или внутри металла образуются невидимые глазу повреждения. После этого колокол уже никогда не даст потребную чистую ноту, и никакой мастер не вернёт колоколу его первозданного звучания.

Поэтому и пасхальную традицию «Всем звонить» решили упразднить. Больно уж дорого такое развлечение обходится церковной звоннице — разбитыми колоколами и последующими ремонтными хлопотами. Отлить же новый колокол в наше время — нешуточное предприятие, требующее времени и сугубых денежных расходов.

Колокола имеют свой век, они старятся, как люди, умирают от своих болезней или становятся калеками от людской неразумности. Колокола на Руси даже подвергались казням и преследованиям — их секли розгами, им вырывали языки и отрывали уши за призывы к восстанию и прочие провинности. Старые мастера верили, что в каждом колоколе есть душа, воплощаемая в чистейшем звоне, который невозможно спутать ни с каким иным звуком. Колоколам и имена давали соответствующие — «Лебедь», «Пасхальный», «Елейный»...

Помещение под школу выделили в здании Социально-культурного молодёжного центра. Небольшая такая комнатка, примыкающая к танцполу на нижнем этаже. Раньше там хранили аппаратуру для дискотек и прочее культурно-массовое добро. Сейчас стены светятся белизной, главный предмет здесь пульт — тренажёр колокольной звонницы. Колокола в три ряда — уменьшенные копии своих церковных собратьев. Копии отлиты по спецзаказу в Санкт-Петербурге. Выполнены они из сплава титана с медью, поэтому и относительно легче оригиналов. И сплав дешевле — в нём нет дорогостоящего олова, определяющего конечную цену настоящего церковного колокола.

Хоть и копии, но колокола самые настоящие и звук у них настоящий — от басовитого набатного до мелодичного и тонкого. Сейчас мини-звонницу обтекают струйки ладанного дыма и комнату наполняют слова молитвы, призванной оберечь «...сиё начинание и учеников, посвятивших себя...».

Служба кончается. Иерей Антоний Радин подходит к пульту и аккуратными, точными движениями заставляет колокола звучать. Комнату наполняет благовест, перезвон, которому явно тесно в замкнутом пространстве и которому не терпится вырваться на простор вольного воздуха.

Иерей Антоний Радин начинает рассказывать о школе звонарей и сам увлекается рассказом, видно, что вложил он в это дело немало душевных сил и стараний: «Десять лет назад мы набирали в школу детей. Сейчас они уже взрослые, разъехались. Кто-то продолжает звонить. Это первый был выпуск. Сейчас у нас в школе девять детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Пятеро взрослых. Все обучаются, кто три года, кто год, кто только что пришёл. После Фоминой недели начнём на этом инструменте заниматься.

Главная задача школы — подготовить звонарей, способных звонить за богослужением. Звонарь на церковной колокольне первым оповещает православных о благой вести, отсюда и слово — „благовест“. Мы учимся правильно это делать, разучиваем звоны, технику владения инструментом — молитва помогает, всё делается с молитвою».

Воспитанники сортавальской школы звонарей уже поездили по России — принимали участие в концертах и творческих конкурсах — в Ярославле, Омске, Лахденпохье, Великом Новгороде, Москве, становились победителями и лауреатами. До последнего времени занятия проходили в Никольском храме или на квартире иерея Антония Радина. Пульта с колоколами тоже не было, его собрали совсем недавно, так что теперь в школе сразу два ценных приобретения — и помещение, и колокольный тренажёр.

Раньше занятия вне храма носили теоретический характер. Воспитанники по нотам разучивали партии, работу с колоколами только имитировали, чтобы уже на звоннице опробовать полученные знания. Теперь с помощью пульта можно вживую исполнить любую композицию безо всяких «на пальцах», а на звоннице закрепить полученный навык. Средства на пульт — это добровольные пожертвования прихожан.

Протоиерей Андрей Бондаренко дополняет: «С помощью пульта можно готовить целые музыкальные спектакли, не выходя из студии — на Рождество, на Пасху. Но только музыкой наши занятия не ограничиваются, звонарь не может быть оторван от Закона Божия, от Евангелия, от церковной службы. А для детей это лучше делать в форме игры, театра. Для детей образы намного понятнее, чем просто библейский текст. Священник служит в алтаре, на клиросе — певчий, а на колокольне — звонарь. Все они служат Богу».

В нашем храме звонарь через наушники слышит всю службу, он вступает, поддерживая хор, не видя его. Есть композиции, написанные для хора и церковных колоколов. На столе у отца Антония сочинения композиторов Лисицына и Никольского — признанных мастеров этого направления музыкальной культуры.

Первым днём новой студии сортавальских звонарей протоиерей Андрей Бондаренко и иерей Антоний Радин в один голос назвали 13 апреля, Вербное воскресенье. В этот день в студии собрались воспитанники — осваивались с помещением и с новым пультом. Иерей Антоний Радин не удержался — уже в окружении ребятишек у пульта — показывает, объясняет. Ребятишки внимают, через двери в комнату заглядывают родители. Проходит несколько минут и вот раздаются первые звуки, переходящие в колокольный перезвон — воспитанники освоились и с помощью отца Антония вызванивают уже знакомое по занятиям.

Скоро Пасха, над городом вновь проплывут звоны с колокольни Никольской церкви — мощные и раздольные. И прологом к ним сейчас звучат маленькие колокола в студии сортавальских звонарей — как обещание скорого светлого праздника.