На пути к объединению
Министр национальной и региональной политики Республики Карелия Сергей Киселёв

На пути к объединению

С 2015 года в Карелии реализуется административная реформа, связанная с укрупнением муниципальных образований. Восемь районов республики уже успешно реализовали данный опыт на своих территориях, сэкономив более 50 млн рублей. Раньше эти средства тратились на содержание штата муниципальных служащих в местных администрациях. После проведённой реформы чиновников на местах стало меньше, а сэкономленные бюджетные средства направили на решение актуальных вопросов местного значения.

В Сортавальском районе  к реализации идеи по слиянию в единую административную единицу Хелюльского и Сортавальского городских поселений приступили в текущем году. О том, как на практике происходит реформирование системы местного самоуправления, мы поговорили с министром национальной и региональной политики Республики Карелия Сергеем Киселёвым.

- Сергей Викторович, расскажите, по какому пути реализуется реформа?

- Механизм реформирования был заранее тщательно продуман, возможные риски и последствия просчитаны. Действующее законодательство позволяет провести объединение муниципальных образований одним из двух из способов. Первый из них – создание городского округа, путём объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района. Такой сценарий развития событий  с виду кажется простым и понятным, если не брать в учёт экономические последствия. Дело в том, что на сегодняшний день Вяртсиля входит  в число моногородов. В случае включения Вяртсильского поселения в городской округ, территория автоматически потеряет статус моногорода и, как следствие, лишится возможности по созданию особой экономической зоны.

Если Сортавальский район станет городским округом, то одномоментно доходная часть бюджета потеряет сразу  117 млн рублей! Согласно республиканскому законодательству городские округа получают лишь 7% от суммы перечисленных налогов на доходы физических, в то время как районам выделяется 22%.

Второй способ осуществления реформы оказался более выгодным и предпочтительным. Он предусматривает объединение двух соседних территорий, имеющих общую границу. Таковыми являются Хелюльское и Сортавальское поселения.

- А зачем жителям поселений нужно объединяться?

- Необходимость объединения именно этих поселений обусловлена не только территориальной близостью, но и процессами которые протекают в обоих муниципалитетах. Жители Хелюльского поселения неразрывно связаны с городом Сортавала, в который многие из них ездят на работу, за покупками, отвозят детей в школу или детский сад. В определённом смысле Хелюльское поселение является микрорайоном большого и растущего города, соседство с которым идёт обеим территориям на пользу.

Сегодня органы местного самоуправления сталкиваются с такими трудностями, как слабый экономический потенциал, недостаточная финансовая обеспеченность закреплённых полномочий, нехватка квалифицированных кадров. Решение указанных проблем может быть достигнуто на основе совершенствования территориальной организации местного самоуправления – через  объединение поселений.

В случае преобразования двух территорий в единое  муниципальное образование административным центром станет город Сортавала. Функции по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях будет исполнять администрация Сортавальского района. Передача полномочий на уровень районных властей позволит полностью сократить штаты двух городских администраций, в результате чего бюджет Хелюльского поселения за год сможет сэкономить около 2 млн рублей, а в казне Сортавальского поселения останется более  7,5 млн рублей! Таким образом, будет достигнута колоссальная экономия бюджетных средств за счёт сокращения избыточного числа муниципальных служащих.

- Насколько местная власть окажется доступной для населения после  реформы?

- Объединение муниципалитетов не означает, что жители Хелюльского поселения останутся один на один со своими проблемами. Регулярно  в посёлке приём граждан будет вести специалист от районной администрации, а значит, жители смогут получить необходимую справку или помощь в оформлении документов,  решить другие вопросы.

В связи с увеличением объёма работы незначительно вырастет число чиновников  в районной администрации. Вакантные места, по всей вероятности, смогут занять работники Сортавальского городского поселения. Свободные помещения в зданиях администраций можно сдавать в аренду, и получать дополнительный доход в бюджет, такая практика имеется в Калевальском районе.

- Какие на сегодняшний день созданы меры поддержки для новых муниципальных образований?

- Правительство Карелии положительно оценивает опыт поселений, где состоялось объединение. В целях поощрения им выделяется дополнительное финансирование. Например, в этом году новые муниципальные образования получат дополнительно  по 5 млн рублей. Средства пойдут на мероприятия по энергосбережению, повышение энергоэффективности, на создание комфортных условий  в зоне приёма граждан в зданиях администраций. Кроме того, на протяжении последующих 4 лет каждый новый муниципалитет сможет ежегодно рассчитывать на помощь  из республиканской казны,  а это ещё 2 млн рублей.

Согласно проведённым расчетам, в случае успешной реализации административной реформы в Сортавальском районе мультипликативный финансовый эффект для консолидированного бюджета нового муниципального образования может составить около 17 млн рублей в год! Данные средства останутся в местном бюджете и дадут возможность властям использовать эти деньги на проекты благоустройства, ремонт дорог, решать другие социально-значимые вопросы.

- Кто будет распоряжаться консолидированным бюджетом двух поселений?

- Управление бюджетом нового муниципального образования будет осуществляться представительным органом  в лице депутатов и председателя Совета, он же глава поселения. Курс на централизацию полномочий повысит управляемость территорией. У властей будет единое понимание концепции развития района и финансовой стабильности местного бюджета. Для граждан  создадут понятную систему приёма обращений и заявлений  по принципу «одного окна».

- Расскажите, как на деле реализуется административная реформа, и в чём основные трудности?

- В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых  поселений.

В Сортавала и Хелюля состоялись публичные слушания, народ сказал своё слово и внёс предложения относительно объединения. Далее в Хелюля местные депутаты проголосовали за вхождение территории в состав нового муниципального образования. Однако депутаты Сортавальского городского поселения, начиная с апреля, не могут собраться и принять решение по столь важному вопросу. По всей вероятности, часть депутатов свою позицию однозначно выразить не в состоянии, народные избранники не приходят на сессии, в результате чего, по сути, блокируют работу всего Совета. В рамках публичных слушаний сортавальцы выразили готовность к объединению с жителями Хелюльского поселения, но вопреки этому, часть народных избранников с их мнением не согласилась. Некоторые депутаты придерживаются позиции не ходить на сессии, чтобы максимально оттянуть принятие столь судьбоносного решения.

- По вашему мнению, почему депутаты уклоняются от процедуры объединения поселений?

- Безусловно, действующему депутатскому корпусу Сортавальского городского поселения предстоит сделать сложный выбор. Их можно понять – ведь каждый народный избранник, согласившись на объединение поселений, должен будет сложить с себя депутатские полномочия.  По закону преобразование поселений путём их объединения влечёт досрочное прекращение полномочий представительных органов, выборных должностных лиц и членов выборных и (или) формируемых представительным органом поселения органов местного самоуправления, главы местной администрации, назначаемого по контракту.

Но необходимость объединения поселений – это реальный вызов времени, на который нужно отвечать. Надеюсь, что в условиях перемен, действующие депутаты найдут возможность вновь доказать свой авторитет и востребованность среди граждан, работая уже  в новом поселении с большими возможностями.

В настоящее время ситуация с Советом депутатов Сортавальского поселения вызывает обеспокоенность в правительстве республики. Возникшие противоречия  в составе депутатского корпуса необходимо преодолевать. Деструктивное поведение  не способствует реализации грамотной политики управления территорией, на вопрос преобразовании поселений, как бы кому ни хотелось, должен быть дан чёткий и ясный ответ. Впрочем, если в ближайшее время депутаты не сумеют собраться и проголосовать относительно объединения,  в законодательстве на этот случай есть решение.

Так, если избранный представительный орган муниципального образования  в течение трёх месяцев подряд не проводил правомочного заседания, то любой гражданин имеет право обратиться в суд и потребовать роспуска действующего Совета депутатов. Данная процедура повлечёт за собой назначение выборов, а это очередные траты для местного бюджета. Более того, после принятия народными избранниками решения  о преобразовании территории, депутатский корпус прекратит полномочия, и опять будут назначены новые выборы в уже объединённый Совет муниципального образования.

У властей всех уровней – федеральной, республиканской и местной - общая ответственность перед одним народом. Сегодня в органах местного самоуправления Карелии формируется новая вертикаль управления. Процесс происходит постепенно, но с учётом особенностей каждого района, города и поселения.

Призываем депутатов Сортавальского городского поселения не доводить ситуацию до судебного разбирательства, избегать лишних расходов для местного бюджета. Необходимо мыслить в едином ключе развития территорий и прислушиваться к мнению народа.

Текст подготовил Роман Захаров. Фото с сайта ВКонтакте.