Мистерия милосердия

Мистерия милосердия

В понедельник, 18 ноября в киноконцертном зале Социально-культурного молодёжного центра сортавальские зрители увидели уникальный спектакль по пьесе Николая Рериха «Милосердие».

Это единственное сохранившееся до наших дней драматургическое произведение выдающегося мыслителя, общественного деятеля, писателя и художника. Пьеса была создана 102 года назад именно в Сортавала (Сердоболе), куда Николай Константинович переехал по настоянию врачей из Петербурга в связи с тяжёлой болезнью лёгких. Пьеса была начата первого ноября 1917 года, а 12 ноября уже закончена. Однако, вплоть до недавнего времени, она ни разу не была поставлена на сцене. Первой командой, которая взялась за эту непростую задачу, стал коллектив Молодёжного театра на Фонтанке при поддержке Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.  Необычному творческому проекту уже три года, за это время пьесу увидели в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске.

Сам Рерих определял созданную пьесу как «народное наивное действо», а в письме к Александру Бенуа он назвал своё творение «мистерией». Современных зрителей поражает провидческое содержание пьесы, написанной под впечатлением катаклизмов первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Дух великого гуманиста восставал против зверств и разрушений ценностей культуры. Этот гневный протест сопровождался несокрушимой верой в грядущую новую эпоху торжества разума и света.  В пьесе «Милосердие» чувствуются индийские мотивы, имя главного героя пьесы, Гайятри, тоже индийское. Это название священной «спасительной песни», с которой жрецы-брамины обращались к Солнцу. Мыслитель, вдохновлявший Рериха на создание этого образа, – великий индийский подвижник Рамакришна, духовным  влиянием которого пронизано мировоззрение автора.

Режиссёром спектакля является Марина Ордина, актриса одного из лучших драматических театров Петербурга. Обращение к драматургии Рериха – это её третья режиссёрская работа. В главных ролях заняты заслуженный артист России Сергей Барковский, артисты Вадим Волков, Константин Хасанов, Полина Албот, Екатерина Высоцкая, Анна Родная, в роли Гайятри – Александр Ордин.

Спектакль смотрится на одном дыхании и производит очень сильное впечатление как талантливейшей игрой артистов, так и глубиной философского содержания. Остаётся только сожалеть, что в творческом наследии Рериха есть лишь одна,  но зато поистине замечательная пьеса. Высказанные  в ней мысли и художественные предвидения не потеряли  актуальности и в наши дни.

Е. Дмитриева. Фото автора.