Лес под крылом

Будни Приладожской авиалесоохраны.

Если вы, дорогой читатель, увидите в сортавальском небе маленький самолетик, летящий над лесами-озерами — знайте, это облетает дозором свои «владения» наша служба авиалесоохраны. После реорганизации в 2012 году она называется
по-новому — государственное бюджетное учреждение «Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов. Приладожское авиазвено». Именно эта служба стоит на страже нашего леса, выявляет очаги пожаров и занимается их тушением. В канун профессионального праздника работников леса Приладожское авиазвено вместе с Сортавальским центральным лесничеством пригласили всех любопытных на День открытых дверей. Дети и взрослые смогли увидеть аэродром и самолет «Сессна», новую технику для тушения пожаров и даже понаблюдать за тренировкой десантников-пожарных.

Как выяснилось, в настоящее время в Карелии нет своей малой авиации. Из-за высокой стоимости содержания и обслуживания авиатехники (самолетов АН-2 и вертолетов МИ-8), которые находились на балансе Северо-Западной авиабазы, республика не смогла обеспечивать финансирование, и авиабаза была ликвидирована. Понятно, что это негативно отразилось на возможностях авиалесоохраны.

Теперь авиатехника работает по договорам с организациями, выигравшими соответствующий тендер. В этом году в охране карельских лесов задействованы 4 легкомоторных самолета «Сессна» из НП «Невский аэроклуб», самолет АН-2 из Краснодара, который в настоящее время базируется в Калевале, также для доставки на лесные пожары в труднодоступных местах привлекается верто- лет МИ-8 из Петрозаводска.

Содержание авиатехники, действительно, обходится дорого. Например, бензин для АН-2 стоит 120 рублей за литр, а расход его составляет 150 литров в час. Маленькая «Сессна» гораздо более экономична, да и скорость развивает приличную — до 200 километров в час. Один такой самолет базируется на аэродроме в Хелюля и регулярно патрулирует наши приладожские леса, хотя десантников-парашютистов с него, конечно, не высадишь.

Невский аэроклуб проводит техническое обслуживание своей техники, пилотирует самолет летчик этого клуба, а рядом во время полета находится сортавальский летчик-наблюдатель. На этом месте — Алексей Александрович Селиванов, командир Приладожского авиазвена, он работает здесь с 1981 года.

Опасный сезон

«Под нашей охраной очень большая территория — 1,85 миллиона гектаров, сюда входят Суоярвский, Питкярантский, Лахденпохский и Сортавальский районы, — рассказывает Алексей Александрович. — В штате — 16 парашютистов и десантников-пожарных, 4 водителя, радиооператор, который обеспечивает связь с самолетом, диспетчерским пунктом Петрозаводска, центральными лесничествами и группами, работающими на пожаре. В центральных лесничествах подопечных районов мы создали свои команды в составе 5 человек каждая. На пожароопасный сезон дополнительно нанимаем сезонных рабочих.

В этом году повезло — сезон был „негоримым“, прохладная и дождливая погода спасла нас от крупных пожаров. Всего на нашей территории случилось 35 пожаров на площади 44 гектара, в том числе по Сортавальскому району — 11 на площади 19 гектаров, это немного. Для сравнения, в прошлом году был 181 пожар на площади около тысячи гектаров, в 2006 году — 460 пожаров, в 1999 — 525! Тогда горело все ладожское побережье. Но, поскольку в то время наша служба являлась федеральной, нам оказывали помощь коллеги со всех регионов. А наши парашютисты-десантники во время крупных пожаров направлялись на подмогу в другие области. Теперь такого маневрирования практически нет, так как все затраты ложатся на субъекты».

Минувшим летом самый крупный пожар случился в июле на полуострове Рауталахти — том самом, который по плану должен будет войти в состав национального парка «Ладожские шхеры». Пока парка нет, всенародное достояние продолжает гореть. Пламя охватило площадь в 14 гектаров.

«Загорелся сосняк на побережье, а тут ветер с Ладоги подул, — вспоминает Селиванов. — Пожар и „попер“ в гору, как паровоз. Тушили огонь две наших группы, помогали нам „бобры“ — добровольные лесные пожарные из Санкт-Петербурга. Собственно, они и обнаружили этот пожар, сообщили нам, а тем временем сами приступили к тушению огня. Справиться с огнем удалось совместными усилиями лишь на следующий день».

Кто чаще всего виноват в лесных пожарах? Увы, в основном это беспечные туристы-отдыхающие. Многие даже не знают, как правильно затушить костер. А в результате через некоторое время ветер вновь раздувает пламя... Большой бедой ежегодно становятся палы сухой травы, когда огонь перекидывается на соседние леса.

Но бывает и так, что пожар возникает во время грозы, от удара молнии (7-8 процентов пожаров приходится на этот фактор). Причем, коварная молния «выбирает» самые труднодоступные вершины, попробуй туда подними пожарную технику!

Новая техника

Достаточно ли у наших лесных пожарных технических возможностей, чтобы отразить беду во всеоружии? Тут, можно сказать, не было бы счастья, да несчастье помогло. Помните печально знаменитые пожары в Москве летом 2010 года? Дым от огня дошел до кабинетов власти, и впервые за много лет на перевооружение лесных пожарных по всей России выделили немалые средства.

«До этого в течение 20 лет нам никакой техники не покупали, в нашем автопарке стояли три старых машины, — говорит Селиванов. — И вот в 2012 году на выделенные деньги для нас приобрели шесть УАЗов с противопожарным снаряжением, два пожарных ГАЗа и два пожарных КАМаза, а также КАМаз с тралом для доставки тяжелой техники к месту пожара, вахтовый автобус для перевозки наших сотрудников, трактора и бульдозеры — для прокладки противопожарных полос в лесу. Недавно на вооружении появился и новый катер „Урал“ вместимостью 5-6 человек. До этого приходилось добираться к месту пожара на островах на моторке, группами».

И тем не менее, для быстрого и успешного тушения лесных пожаров техники пока недостаточно. Например, не помешало бы обновить мотопомпы. Напрягает и тот факт, что самолет АН-2 на всю республику только один. Случись жаркое и сухое лето, как в 2006 году — как справимся?

В прошлом году АН-2 в нашем регионе работал, производил высадку парашютистов-десантников в труднодоступные места. В этом году, к счастью, он не понадобился. Хотя трениров- ку с прыжками наши парашютисты «на всякий пожарный» прошли.

В 1980-е годы в Сортавальском районе была разработана действенная система пожаротушения в лесу — на нашем аэродроме базировались самолет АН-2, вертолет К-26, имелось 6 парашютных и 4 десантные группы, в результате удавалось на самой начальной стадии ликвидировать до 95-97% лесных пожаров. Но сначала разрушить вполне эффективную схему, а потом с трудом воссоздавать почти с нуля — в этом «наше все».

Смелые люди

В Карельском центре авиационной и наземной охраны лесов работают смелые люди, их служба, вот уж без всякого преувеличения, и опасна, и трудна. Недаром здесь год службы идет за полтора, а ежегодный отпуск —100 дней.

Но вот сейчас вы точно удивитесь: оклад десантника-парашютиста сегодня соста- вляет всего 3573 рубля. Понятно, что в сезон люди могут заработать побольше, за счет доплат за прыжки, спуски, участие в тушении пожаров. Но все равно получаются не миллионы, в районе 30 тысяч рублей. А в межсезонье остается только потуже затянуть пояса. Немного получают и молодые сотрудники, — ребята, которые недавно пришли из армии.

В канун профессионального праздника хочется назвать тех, кто самоотверженно спасает наши приладожские леса от огня, многие годы служит в рядах лесных пожарных. Это руководитель пожарно-десантной службы Виктор Николаевич Панасюк, инструктора противопожарной группы Михаил Васильевич Горунков, Сергей Николаевич Павлов, молодые инструктора десантно-пожарной группы Александр Горунков, Дмитрий Кузьмин, парашютисты-пожарные Вячеслав Николаевич Никитин, Сергей Александрович Сидоров, Сергей Анатольевич Кобылин, водитель Виктор Юрьевич Летунов, радиооператор Екатерина Павловна Агафонова и другие.

Поздравляем всех работников леса с профессиональным праздником!