Жизнь и судьба священника Никольской церкви протоиерея Философа Брянцева.
Среди священников Никольской церкви города Сортавала, которые служили в послевоенный советский период, выделяется личность протоиерея Философа Брянцева, отдавшего служению Богу и пастве почти тридцать лет своей жизни. Он прожил длинную сложную жизнь.
Философ Александрович Брянцев (1910–1995) родился 14 (27) апреля 1910 года в семье священника в селе Ловзанга Каргопольского уезда Олонецкой (Архангельской) губернии.
Среди его родственников были представители высшего духовенства России. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) был выпускником Олонецкой духовной семинарии. Он был расстрелян в 1922 году и через 70 лет причислен к лику священномучеников. Это дядя Философа Брянцева.
Философ учился в школе в Казани и закончил ее в 1926 году. С 18 лет работал учителем в школах Татарской АССР, преподавал анатомию и русский язык. Почти два года он работал помощником маляриолога Городской малярийной станции города Казани. В мае 1938 года Философ Брянцев женился, его избранницей стала Клавдия Ионовна Румянцева (1915-1985), они венчались в Серафимовской церкви Казани. По возвращении в Ленинград Философ поступил на историко-филологический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена, но госэкзаменов не сдавал. Чтобы содержать семью, он продолжил учительствовать в школах Ленинградской области, в Тихвинском и Лодейнопольском районах.
И призвал Господь на служение
В 1947 году его жизнь круто изменилась. 25 мая Философ Александрович уволился по личному желанию. 1 июня он был посвящен в сан диакона Епископом Лужским Симеоном, викарием Ленинградской Епархии, в Николо-Богоявленском Кафедральном соборе Ленинграда. На следующий день им же рукоположен в сан иерея в Никольской Больше-Охтинской церкви Ленинграда.
По направлению переехал вместе с семьей в Карелию, начал служить в Петропавловской церкви села Соломенное, потом вторым священником Екатерининской Неглинской церкви и Крестовоздвиженского собора. На пару лет выезжал служить в Никольской церкви села Ястребино Волосовского района Ленинградской области. Молитвами Святого Николая Чудотворца отец Философ вернулся в Карелию.
30 июня 1953 года иерей Философ Брянцев был назначен настоятелем Никольской церкви города Сортавала указом Митрополита Григория за № 760. Он дважды возглавлял приход Никольского храма: с 1953 по 1972 годы, с 1979 по 1981 годы, а в 1983 году был назначен вторым священником.
Заступив на службу, молодой священнослужитель начал с ремонта. В 1954 году были отремонтированы фасад и внутренние помещения церкви. Настоятель сообщал главе Ленинградской Епархии о проведении малого освящения церкви с благодарственным молебном после ремонта.
Учитывая значительную трудность в обслуживании одним священником столь большого района, руководство не только рекомендовало, но и изыскало возможность назначить в приход второго священника. Им стал священник Александр (Разумный). К сожалению, он прослужил только год — с 1957 по 1958.
«Является примерным священником...»
Богослужения в храме совершались только в воскресные дни, накануне церковных праздников и в праздники. Отец Философ отмечал:
«Упадка по сравнению с предыдущими годами не наблюдается, наоборот, заметно увеличение числа прихожан, больше приступают к таинству покаяния и причащения, чувствуется повышенный интерес к духовным вопросам у лиц, ранее далеко отставших от церкви».
За первое полугодие 1969 года в храме было совершено 250 общественных богослужений. За истекшее полугодие исповедников и причастников было около 670 человек, из них в Великом Посту было около 650 человек, на дому исповедано и причащено 7 человек.
Было прочитано 66 проповедей, вот темы некоторых из них: «Се творю все новое (размышление перед Новым годом)», «Первые женщины-христианки», «Св. Николай — «милости превеликое сокровище», «Святой мученик Философ», «Преподобный Иона Клименецкий Олонецкий чудотворец» и другие.
Совершено 9 крещений, 39 отпеваний, в том числе заочных 32.
Из разговоров с прихожанами у проверявших церковь членов комиссии получилась такая характеристика настоятеля Брянцева:
«Любим и уважаем нашего настоятеля о. Философа за его хорошую службу и проповеди. Он является примерным священником не только в церкви, но и в семейной жизни. Он справедливый и требует от прихожан, чтобы они в храме не шумели, не сплетничали, и за это некоторые прихожанки его не любят. Он много потрудился во время ремонта храма и сейчас наш храм находится в хорошем состоянии и чистоте. Мы выражаем ему сердечную благодарность за его пастырскую деятельность. Склочников и кляузников не слушайте».
Район обслуживания религиозных нужд был большой: Сортавала и район, Куркиёкский и Суоярвский районы. Не раз приходилось ходатайствовать перед уполномоченным по делам РПЦ о выдаче постоянных пропусков в погранрайоны для совершения треб. Жители поселка Леппясюрья просили приехать в любое время крестить детей, человек 30 или даже больше, только обязательно сообщить, чтоб могли встретить.
В 1962 году ко дню Святой Пасхи отец Философ был рукоположен в сан протоиерея.
В акте ревизии деятельности церкви было рекомендовано провести реставрацию чтимой местным населением иконы Святителя Николая Чудотворца. В апреле 1957 года Епархиальное управление Ленинградской и Ладожской Епархии рекомендовало художника Александра Александровича Смирнова для проведения реставрационных работ главной иконы храма.
Реставратор, сняв наслоения многократных записей, обнаружил подлинный красочный слой иконы. Он закрепил его, замастиковал отверстия и щели, дополнил недостающие места, придал иконе первоначальный вид. Как отмечал настоятель церкви Философ (Брянцев), работа выполнена с любовью и особым усердием, художник благоговейно относился к святыне.
Прихожане церкви и воинствующие атеисты
Кроме сына Павла, о котором речь пойдет ниже, помогали прислуживать в церкви пожилые прихожанки. Уборщица Ольга Васильевна Сафронова была в нескольких лицах — она же псаломщица, она же дворник. Регента не было, одна из певчих — Ирина Андреевна Захарова — управляла хором, причем работа строилась на добровольных началах.
Мариамна Трефильевна (Мария Трофимовна) Калошина — звонарь и пономарь (выносила кадило). Она присоединилась к православной церкви из раскола австрийского согласия. Ревностно посещала храм, была инвалидом, но много трудилась в церкви.
Как вспоминает протоиерей Андрей (Баранов), у Мариамны обнаружили онкологию в последней стадии, и жить ей оставалось три месяца. Она поплакала, а потом пришла в храм и стала работать в нем. Церковь стала ее домом, а в квартиру ходила только ночевать. И прожила она еще 16 лет. М.Т. Калошина была тихая, скромная, незаменимая староста прихода. Как только ее не стало, все сразу это почувствовали.
На колокольне был один колокол, переданный из Олонецкой епархии еще в 1947 году, но сам колокольный звон был запрещен в мае 1962 года. Согласно Решению Совета Министров КАССР в городе Сортавала ограничен колокольный звон, слышимость которого может быть только внутри храма.
Священник отец Философ начинал служение, когда гонения на РПЦ несколько поутихли после Великой Отечественной войны. Но с конца 1950-х годов они возобновились еще с большим рвением со стороны властей. В это время отец Философ жаловался в епархию на набеги школьников и молодежи. В 1957 году прихожане отправили благочинному епархии телеграмму следующего содержания: «Верующие, 25 человек, просят вас защитить Сортавальский храм от хулиганов-школьников. Больше терпеть нельзя».
Сам настоятель постоянно сообщал о произошедших безобразиях благочинному Архимандриту Геннадию. Эта докладная написана 55 лет назад:
«...Несколько десятков атеистической молодежи приступом брали храм. Но дело в том, что, несмотря на побитые стекла и на то, что немало избито людей, никто не отваживается выступить в качестве свидетелей... а помешать в какой-то степени антирелигиозным мероприятиям милиция, конечно, не посмела. Что пионеры в галстуках в церковной ограде во время пасхальной вечерни кричали, что попа надо повесить, что верующих надо бить, что церковь будет занята под столовую, это неслучайное явление. Стены храма были исписаны нецензурными словами и ругательствами. Я хотел сохранить на время эти шедевры творчества атеистической молодежи, но старушки буквально слезами смыли все».
Отец Философ обращался даже к Н.С. Хрущеву, не надеясь найти понимания у местных властей. Обращения остались, конечно, без ответа.
В 1960-е годы широко проводилась антирелигиозная пропаганда. Различные комиссии посещали службы, изучали характер проповедей, выявляли активных прихожан, собирали данные о посещаемости храма и количестве обрядов. В районной библиотеке работала школа атеизма, руководила которой заведующая библиотекой К. Козлова. Участники школы посещали церковь, слушали проповеди священника Брянцева, а потом писали заметки в местную газету, например, К. Емелина: «О чем умолчал в проповеди священник Брянцев».
На занятиях школы они использовали эти материалы для бесед, лекций и индивидуальной работы с верующими. С середины 1960-х годов число крестившихся в храме сократилось, так как надо было предварительно регистрироваться.
Путь продолжают потомки
В 1972 году протоиерей Философ ушел за штат. Но в 1979 году вновь вернулся, став во главе прихода. К этому времени заполнили должность второго священника. В 1979 году Иоанн Тереняк поступил в духовную семинарию в Ленинграде. Еще во время учебы он был назначен в Никольскую церковь вторым священником (1981-1983) при протоиерее Философе. По окончании семинарии начинающего священника назначили настоятелем Никольской церкви Сортавала. Служил он хорошо, был награжден набедренником и камилавкой, а затем переведен на служение в Петрозаводск, в церковь св. Екатерины. Ныне Иоанн Тереняк — протоиерей Александро-Невского собора.
Когда Иоанна перевели в столицу, опять отец Философ выручил приход, а ведь ему было уже за 70. В 1984 году отец Философ завершил службу окончательно. Прихожане писали письма о возврате настоятеля. Вот одно из них от 1984 года:
«... таких служб мы уже не услышим, как служил отец Философ. Когда он стоял у престола, кажется, все дышало благодатью. Верующие христиане высоко ценят его служение, проповеди. Он так мог донести, как будто и сам был участником в их подвиге... Отец Философ еще мог бы служить, сколько ему позволите. Он на своем месте стоял как столб, не считался ни с каким временем, и что лестно, что никогда не был вымогателем».
У священнослужителей есть свои церковные награды. Вот список наград протоиерея Философа Брянцева: набедренник (1948 г.), скуфья (1949 г.), камилавка (март 1953 г.), грамота (1955 г.), наперсный крест (1958 г.), палица (1966 г.), Крест с украшениями (1981 г.).
Пенсия отца Философа составляла всего 66 рублей, родственники и прихожане помогали ему во всем. В 1995 году он покинул этот мир.
Его путь, правда, не сразу, продолжил его сын, Павел Философович Брянцев (1946-2009). С раннего возраста он помогал отцу служить. С пяти лет Павел читал на клиросе, для чего подставлял табуретку. В местной газете «Красное знамя» отцу ставили на вид, что «сам священник Брянцев заставляет своих детей посещать церковь, привлекает старшего сына к обслуживанию церкви. По этой причине сын Брянцева нередко пропускает занятия в школе. Это сознательное нарушение закона о всеобуче».
При иерее Александре (Покрамовиче) Павел Философович пришел в церковь, работал дворником, истопником, чтецом. Затем был возведен в сан дьякона в 1995 году, в год ухода из жизни отца. Через пару лет получил священнический сан. По воспоминаниям, делал все как положено и был требователен к прихожанам. Был женат, матушка Светлана работала в свечной лавке, воспитали с супругой трех детей. Теперь правнук отца Философа — Максим не только посещает церковь, но и помогает в службах, особенно в родной Никольской церкви.
Протоиерей Философ Брянцев дольше всех служил в Никольской церкви, был образованным священником и хорошим настоятелем. Еще живут прихожане, кто помнят его. И пусть эта память будет вечной! При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные архивом Санкт-Петербургской Епархии, за что его сотрудникам огромное спасибо.
В следующем году будет отмечаться 70-летие освящения православной церкви в Никольскую. Региональный музей Северного Приладожья планирует обновить выставку в притворе церкви и обращается к горожанам и прихожанам церкви с просьбой посмотреть домашние архивы и принести на пересъемку те фотографии советского времени, где есть изображения церкви, людей, праздников и т.д. Заранее благодарны всем за помощь!