Человек на двух колесах

Сортавалец Дмитрий Величкин и Виталий Рудов из Лахденпохья совершили велопоход Сортавала — Мурманск.

Сортавалец Дмитрий Величкин и Виталий Рудов из Лахденпохья совершили велопоход Сортавала — Мурманск. 

Вроде и не такой экстремальный вид туризма. Хотя туризм сам по себе — это некий вызов окружающему пространству. А велосипедист от пешехода отличается скоростью передвижения, а в остальном так же зависит от погоды и при себе имеет и палатку, и спальник и все прочие туристические припасы, включая гречку, макароны и газовую горелку. Всё это должно быть соответствующим образом упаковано, чтобы уместиться на велосипеде. И весит килограммов под 50-60. А для велосипедиста и само дорожное покрытие имеет значение, и профиль местности. Есть такие подъёмы на наших дорогах, что не всякий одолеет.

Дмитрий Величкин бывалый велотурист — пять лет в прямом смысле колесит по родному краю. Зимой занимается и лыжами, и коньками. Ну а летом наматывает километры по велосипедным маршрутам.

Дмитрий Величкин:
— Велосипеды у нас, можно сказать, обычные горные. Ну, переделываем что-то «под себя» с учётом полученного в пути опыта. Рамы простые, алюминиевые, нагрузку выдерживают. Карбон не годится, это спортивный вариант, на дополнительные кэгэ не рассчитан.

Расчёт груза — это задача непростая. Нужно одновременно и взять всё нужное, и сделать так, чтобы с этим грузом можно было передвигаться.

Дмитрий признается, что тянуло вечно куда-то за горизонт. Первый свой велопробег совершил в 16 лет. Отправились с приятелем на велосипедах из Сортавала в Олонец. Доехали за 11 часов. Всё прошло удачно и без происшествий, в общей сложности проехали 400 километров. Для первого раза более чем достаточно. Сейчас Дмитрию 29 лет и за плечами множество велопробегов.

Дмитрий Величкин:
— Два раза в одиночку ездил вокруг Ладожского озера. С Мишей Дмитриевым проехали вокруг Онежского озера. В прошлом году ездил в Беломорск с Николаем Карповым. На весь путь ушло семь дней. Из Беломорска на судне переправились на Соловки. На обратном пути в Долине смерти встретил Виталия Рудова. У него тогда был свой поход вокруг Онежского озера. Пообщались минут сорок и уже на следующий год договорились вместе поехать в Мурманск, благо оба туда и собирались.
В Мурманск мы с Виталием стартовали 2 июля. Дополнительная задача была — делать в день не менее 200 километров, чтобы добраться до цели за шесть дней. Делали, конечно, скидку и на погоду, и на рельеф, но всё же дорога среди сопок в Хибинах отняла много сил.

За шесть дней доехали до Оленегорска — это 90 километров от Мурманска. В Мурманск въехали на седьмой день под проливным дождём. Спидометр показал, что проехали 1224 километра.

На следующий год у Дмитрия Величкина запланирован пробег до Анапы и обратно. На всё он отвёл 40-45 дней, из них 5-7 дней остаётся на сам курорт, всё остальное время он будет крутить педали.

И не сказать, что такой круиз обходится дешевле, чем путешествие на авто или поездом. Всё это время надо нормально питаться, чтобы восстанавливать силы, да и разные другие расходы догоняют в дороге.

Велотурист — он же всё равно турист. Опыт походной жизни здесь нужен не меньше. Разбить палатку, а до этого — правильно выбрать место для ночлега — обязательно у воды. Развести костёр, приготовить еду. Всё надо делать быстро, без проволочек, чтобы оставалось время на сон, ведь утром опять в дорогу. И снова — переодеться из «привальной» одежды в «дорожную», палатку и всё прочее нужно аккуратно упаковать и закрепить на велосипеде.

Дмитрий Величкин:
— В дороге рассчитывать надо только на себя, не надеяться на другой сервис. Мурманский маршрут ещё раз подтвердил верность этого вывода. За Медвежьегорском длинные отрезки вообще без признаков жизни — ни бензозаправок, ничего, леса да болота. Даже пришлось заезжать в Лоухи и Мончегорск, чтобы пополнить запас продуктов — что туда, что обратно.

Запаса продуктов у велосипедистов на два дня. Самое простое и рациональное. Тушенка, хлеб, рыбные консервы, рис, гречка, макароны, сыр. Три раза в день надо поесть горячего.

Дмитрий Величкин:
— Времени «на быт» остаётся очень мало, если «выкручивать» в день по 200 километров. В девять вечера остановка на ночлег, где-то в полночь отбой. Подъём в полшестого утра, на всю подготовку уходит часа два— два с половиной. До часа дня едем, потом привал, перекусим — и снова в путь.

Получается, что педали надо крутить от девяти до одиннадцати часов в сутки. Не каждому это под силу. Но и тех, кому под силу — уже тоже немало. Есть даже организации велотуристов — и наши, и зарубежные. Подсчитываются километры, проводятся соревнования.

Дмитрий Величкин:
— Если присмотреться, то велотуристов у нас в стране достаточно много. И из других стран к нам приезжают энтузиасты. Вот пока до Мурманска ехали, встретили трёх велосипедных иностранцев. Женщина из Мюнхена — на велосипеде едет из Мурманска в Сочи.
Ещё один турист на специальном маленьком велосипедике — преподаватель английского языка из Новой Зеландии. У него маршрут пролегал из Новороссийска до Мурманска — 4700 километров за три месяца.
Немецкий турист заехал из Финляндии в Сортавала, далее в Мурманск, потом через Киркенес в Норвегию и домой, в Германию. Такой вот круг.

Даже в повседневной жизни у Дмитрия всё как-то связано с велосипедом. Живёт в Сортавала, а работает составителем поездов в Ляскеля — вахтовым методом — неделю там, неделю отдыхает. Естественно, в Ляскеля добирается привычным велоспособом. Есть машина, но она по большей части простаивает. В семье к увлечению Дмитрия относятся с пониманием.

Дмитрий Величкин:
— Отпускает жена в походы. Я же велотуризмом занимался ещё до того, как женился. Так что сразу ясно было. Да времени, в принципе, на всё хватает, если его зря не терять. Мне даже в день рождения дарят вещи, которые пригодятся в походе.

Что привлекает человека в таких запредельных прогулках на велосипеде? Постоянное движение, возможность преодолевать трудности, открывать новые места, путешествовать, не отделяя себя от окружающего мира. Это всё так, но есть ещё что-то. Может, то, что заставляет людей карабкаться на вершины или погружаться с аквалангом под воду, летать на воздушном шаре или сплавляться по горным рекам. И отправляться на двух колёсах в многокилометровые маршруты, туда, где ещё не бывал.