По традиции каждый год 18 декабря в России отмечается день работников органов ЗАГС. Их труд имеет большое значение в современном мире не только для каждого отдельного человека, но и для государства в целом. Когда началась история возникновения органа ЗАГС в России? Куда и кем в незапамятные времена записывались важнейшие сведения бракосочетания, рождения и смерти людей? За ответами на эти и многие другие вопросы корреспондент нашей газеты отправилась в Сортавальский отдел ЗАГС, где побеседовала с директором учреждения Галиной Сусловой.
– Галина Анатольевна, расскажите, как образовался и чем занимается отдел ЗАГС в городе Сортавала?
– Отдел ЗАГС в Сортавала был образован в 1940 году, после советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Самые первые записи гражданского состояния, которые у нас хранятся, о рождении и смерти – это летние записи за 1940 год.
В 1941 году началась война, и регистрация актов гражданского состояния была прекращена в связи с военными действиями. Эта территория была занята. Уже так называемый полноценный архив, начался с конца 1944 года. У нас хранятся записи этих годов.
В любом органе ЗАГС регистрируются семь актов, таких как: о рождении, о заключении брака; о расторжении брака; об установлении отцовства; о перемене фамилии, имени, отчества; об усыновлении (удочерении); о смерти. Все данные фиксируются в книгах записей актов гражданского состояния. Эти книги постоянного хранения, в нашем отделе хранятся 100 лет. Потом передаются на хранение в Архив управления ЗАГС. Там книги тоже хранятся 100 лет. И далее передаются в Государственный архив. Сейчас у нас на хранении находятся более 700 книг по всем видам актов гражданского состояния.
За время работы Сортавальского отдела, у нас было три ветерана органов ЗАГС. Все они являлись начальниками отдела: Евгения Александровна Козырева, которая проработала с 1956 по 1978 годы; Екатерина Михайловна Захарова, работала в период с 1978 по 1998 годы; Галина Михайловна Васина, трудившаяся с 1998 по 2007 годы.
Кроме регистрации актов гражданского состояния отдел занимается большой работой по внесению исправлений в записи, так как в них допущено много ошибок. При данной процедуре мы не зачеркиваем какие-либо буквы и не пишем сверху новые, заводятся дела по внесению исправлений. И на основании составленных нами заключений вносятся изменения.
Также отдел выдает большое количество повторных документов и архивных справок. Осуществляется информационная работа по разъяснению семейного законодательства в школах, трудовых коллективах. Ну и, конечно, проведение праздничных мероприятий к различным датам, таким как День семьи, День матери, День защиты детей, День Конституции, вручение первых паспортов четырнадцатилетним гражданам совместно с УФМС, торжественные регистрации рождений, торжественное заключение браков, семейные праздники (например, золотые или серебряные свадебные юбилеи) и т.п.
– Расскажите нашим читателям немного о том, как проходит процедура регистрации брака.
– По закону регистрация заключения брака может быть проведена в торжественной обстановке. Торжественная обстановка не подразумевает произнесения клятвенных речей жениха и невесты друг другу. Речь произносит специалист отдела ЗАГС, который произносит слова поздравления и напутствия, гражданам, вступающим в брак. После у жениха и невесты спрашивают, согласны ли они вступить в брак друг с другом. Когда пара подтверждает свои намерения, регистратор объявляет их мужем и женой. Молодожены обмениваются кольцами. Подписывается государственный акт о заключении брака. Выдается свидетельство о заключении брака. Вся церемония, как привило, проходит в присутствии родных, близких, друзей.
– Сегодня много говорят о едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Для чего нужен такой реестр?
– С 1940 по 2002 годы все записи актов гражданского состояния велись рукописным способом. Составлялась запись в двух экземплярах. Формировались две совершенно одинаковые книги записей актов. Одна хранится в отделе ЗАГС, а другая в Управлении в архиве. Два экземпляра нужны на случай непредвиденных обстоятельств, например таких как пожар, наводнение или военные действия, словом, для сохранности архива.
С 2002 по 2007 годы началась компьютеризация всех отделов ЗАГС, что положило начало постепенному переходу на печатную форму ведения записей. С 2007 по 2017 годы наш отдел работал в хорошей программе «Находка-ЗАГС». Но, время идет, всё меняется. По этой причине было принято решение о создании Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Сейчас происходит создание новой системы ФГИС «ЕГР ЗАГС». Она нужна для того, чтобы граждане могли максимально быстро, получить все нужные им услуги. Для этого также созданы МФЦ.
Органы ЗАГС переходят на новую систему, и это очень важно для граждан. Ведь люди рождаются, заключают браки, регистрируют своих детей в разных местах нашей большой страны. И если их документы по каким-либо причинам утрачены, то для восстановления может потребоваться немалый срок. Несомненный плюс Единого государственного реестра в том, что он дает возможность гражданину обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства.
Сейчас идет наполнение базы данной системы. Процесс ее формирования по всей стране должен быть завершен до 31 декабря 2020 года. И тогда любой гражданин сможет в отделе ЗАГС по месту жительства получить нужные документы, даже если, допустим, брак был заключен в другом российском городе. Благодаря этой системе сокращаются сроки обслуживания граждан. Это перспектива ближайшего будущего.
К Единому государственному реестру имеют право доступа определенные государственные службы, такие как Пенсионный фонд или Миграционная служба. По закону им не нужно будет писать запросы в ЗАГС за нужными сведениями. Они смогут получить всю необходимую информацию прямо из системы.
Подготовила Анна Котова. Фото из архива ЗАГС.