В этом году любимому сортавальскими, и не только, зрителями коллективу исполняется двадцать лет. В его биографии много ярких событий, удивительных открытий, отличных постановок и впечатляющих побед на престижных конкурсах. Понедельник, надо полагать, оказался счастливым днём для наших актёров – вопреки выводам известной задорной песенки. В канун Всемирного дня театра и юбилейного «капустника» наш корреспондент встретился с руководителем и главным режиссёром народного молодёжного театра-студии «Дети понедельника», заслуженным работником культуры Карелии Артуром Ладысевым. Кстати, Артур Валерьевич 19 марта отмечает и свой личный юбилей. И это хороший повод поговорить об искусстве театра, заглянуть «за кулисы» и узнать о творческих планах.
- Артур Валерьевич, начнём с самой интересной новости: недавно «Дети понедельника» снова побывали в Москве, выступили на одной из самых престижных столичных сцен – в Центральном Доме актёра. Поделитесь подробностями!
- Четвёртого марта на сцене Центрального Дома актёра мы показали свой спектакль «Артистки» по пьесе чешского драматурга Арношта Голдфлама «Женская гримёрка». В этой истории рассказывается о том, что происходит за театральными кулисами во время представления и когда опускается занавес; артистки приглашают зрителей в гримёрку – «святую святых» театра. Спектакль «Артистки» в 2019 году стал лауреатом первой степени и был отмечен дипломом за лучший актёрский ансамбль на одиннадцатом Международном фестивале-конкурсе любительских театров и театров-студий «Авангард и традиции» в Гатчине.
В поездке в Москву участвовали наши актрисы Вера Дмитриева, Елена Писаренко, Ксения Алешина и Анастасия Сапронова, художник по свету Юлия Качанова, художник спектакля Оксана Сапронова. В Центральный Дом актёра нас пригласили уже во второй раз в рамках проекта «Театральная провинция». В первый раз мы выступали на этой знаменитой сцене в конце 2018 года со спектаклем «Мамки: чужой войны не бывает» по пьесе Аси Котляр. Наш коллектив получил приглашение в Москву на XI Международном открытом фестивале молодёжных театральных коллективов «Виват, Театр!», проходившем в Тамбове в 2018 году. На фестивале «Дети понедельника» были удостоены диплома за лучший спектакль в категории «любительские театры».
В рамках проекта «Театральная провинция», который существует уже более десяти лет, приглашение в Москву получают коллективы – лауреаты Всероссийских и международных конкурсов. Надо отметить, что все эти коллективы являются профессиональными, и «Дети понедельника» – единственный провинциальный любительский театр, который удостоился чести выступить на одной из главных театральных площадок столицы.
В первый раз москвичи – а среди зрителей были известные театральные деятели, встретили сортавальских артистов очень тепло, 15-минутной овацией. Не менее эмоциональную реакцию вызвал наш спектакль и в этот раз: наши артистки просто устали кланяться! Очень приятно, что искушённые московские зрители так высоко оценили наш труд. Затем состоялось обсуждение спектакля, на котором нас пригласили в гости с новыми постановками.
- Чем «Дети понедельника» успели порадовать сортавальских зрителей в юбилейный год, и какие сюрпризы ещё ждут ценителей театрального искусства?
- Год мы начали с юбилейной недели, во время которой показали ретроспективу лучших постановок последних лет – это спектакли «Концерт Высоцкого в НИИ», «Мамки», «Не Ёжик» (спектакль детской студии), «Экзамен про любовь» (работа юношеской студии). Мы очень благодарны сортавальцам за поддержку и внимание к нашему творчеству; радует, что постоянных зрителей у нас становится всё больше. Ко Дню театра мы готовим зрителям в подарок юбилейный «капустник» под названием «Двадцать лет счастья». В этой постановке будет занята вся наша труппа. Кстати, юбилейные «капустники» – это одна из наших традиций, и на этот раз мы также надеемся не разочаровать своих поклонников, удивить их необычным сюжетом.
На свой юбилей мы пригласили тех, кто был в первом составе нашего коллектива. За 20 лет через наш театр-студию прошли более 250 артистов. Андрей Матюков стал профессиональным актёром, играет в Александринском театре, снимается в кино. Евгений Чукаров работает в Москве на известных телеканалах. Елена Писаренко – тоже наша артистка, она с отличием закончила Санкт-Петербургский университет культуры и искусств и вернулась в наш город, теперь – режиссёр юношеской студии нашего коллектива. Вера Дмитриева в школьные годы играла в коллективе, закончила Петрозаводский колледж культуры и искусств, ныне руководит нашей детской студией.
Юбилейный год получается очень насыщенным: спектакли на сортавальской сцене, поездка в Москву, подготовка к участию в предстоящих театральных фестивалях. С 14 по 17 мая в Германии, в городе Штутгарт состоится театральный фестиваль «AMAFEST-2020», в нем примут участие коллективы из многих стран мира. «Дети понедельника» будут единственным коллективом, представляющим Россию. Для показа на фестивальной сцене мы выбрали спектакль «Артистки», который уже очень хорошо себя зарекомендовал и в Сортавала, и в Гатчине, и в Москве. В октябре этот же спектакль покажем на фестивале в Вильнюсе (Литва).
В апреле в рамках национального проекта «Культура» выезжаем в Кострому, где проведём целую неделю на фестивале народного творчества. Туда везём спектакль «Медведь» по Чехову.
Также в апреле юношеская студия выезжает в Минск на международный фестиваль «Театрон» со спектаклем по пьесе Аси Котляр «Только верь мне!».
График у нас в этом году такой плотный, что не представляю, как справимся!
- Что для вас самое важное во время работы над спектаклем?
- Сегодня во многих театрах стараются в первую очередь удивить и даже шокировать зрителя, отсюда преобладание формы над содержанием, экстравагантные персонажи вроде Ромео и Джульетты в джинсах и так далее. Вспоминается такая фраза: разучились думать, научились придумывать. Но я считаю, что в театре главное – не форма, а то, что происходит между людьми. Разумеется, со времен Ермоловой и Комиссаржевской театральный язык изменился, и надо искать новые средства выражения, более понятные и близкие современному зрителю. Но всё-таки нас по-прежнему интересуют вечные человеческие чувства, взаимоотношения, их содержание – и это мне кажется главным. По сути, можно поставить спектакль вообще без формальных ухищрений и даже без декораций – и он будет интересным публике. За Голливудом нам не угнаться, да и не стоит этого делать.
- Что можно назвать главным достижением в развитии сортавальского театра?
- Хотелось бы подчеркнуть, что далеко не каждый город, тем более небольшой, может похвастаться наличием собственного театра. «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации», - так сказал наш классик Островский. И в этом плане Сортавала – город совершеннолетний.
У нашего театра есть свой «дом», свой зрительный зал; театр стал репертуарным, - спектакли идут каждый месяц.
Культура очень важна для любого общества, но она не может быть на хозрасчёте, ей требуется поддержка. И в этом отношении нам также везло все двадцать лет: мы находили поддержку и понимание со стороны всех руководителей города и района за эти годы, неоценимую поддержку нам всегда оказывали и продолжают оказывать в муниципальном учреждении культуры «Центр досуга».
Театр был, есть и будет. И если зрители выходят из зала после спектакля с улыбкой, со слезами на глазах – значит, мы смогли сказать что-то важное, волнующее многих, и наша главная цель достигнута.
Беседовала Елена Глибина.
Фото из архива театра-студии «Дети понедельника».