Она расписалась на Рейхстаге
Тамара и Александр Поцелуевы

Она расписалась на Рейхстаге

Тамара Васильевна Поцелуева (Казанина) родилась в Ленинграде 22 июня 1920 года. В 1938 году, после окончания школы, поступила в Ленинградский педиатрический институт, была старостой группы. Шестого января 1940 года Тамара Казанина вышла замуж за Александра Поцелуева, который сразу ушёл на финскую войну.

22 июня 1941 года Тамара работала медсестрой в пионерском лагере в посёлке Толмачево Ленинградской области. С началом Великой Отечественной войны вернулась в Ленинград. Все студенты института дежурили на чердаках клиник, боролись с зажигательными бомбами. Каникул летом и зимой не было, а госэкзамены в институте состоялись досрочно – в октябре 1942 года. После получения диплома, в период с 15 октября 1942 года по 27 февраля 1943 года, Тамара работала врачом-педиатром в детской поликлинике № 34 блокадного города.

[blockquote italic="yes"]«Обслуживала по вызовам, – вспоминала Тамара Васильевна. – Большинство квартир были коммунальные, и приходилось искать больного ребёнка по всем комнатам, часто находя его в кровати с матерью-дистрофиком. Детских инфекций не было – дети ослабленные, не ходили, не играли. Были случаи, когда идёшь по улице и сообщают, что по карточкам на 10 дней выдают суррогатные конфеты. Покажешь ребёнку конфетку – сморщенное личико выдаёт подобие улыбки».[/blockquote]

Родители Тамары – Василий Иванович и Евгения Никитична Казанины – умерли от голода в 1942 году во время блокады.

В феврале 1943 года Тамара Васильевна была мобилизована и направлена в эвакуационный госпиталь № 267, располагавшийся в Военно-медицинской академии. Большая часть персонала была эвакуирована, были лишь оставлены люди для организации его работы. Когда Тамара Васильевна приступила к своим обязанностям, в институте усовершенствования врачей были организованы хирургические курсы. Начальник торакального отделения госпиталя направил Тамару Васильевну по её собственному желанию на курсы, хотя знания по хирургии у неё были отличными.

Во время блокады Ленинграда немцы постоянно обстреливали места скопления людей, поэтому начальник госпиталя не выпускал врачей и медсестёр из отделения, врачи жили в общежитии. Тамара Васильевна жила рядом с Антониной Тихоновной Ковровой, которая работала в ортопедическом отделении. Антонина Тихоновна уговорила Тамару перейти в её отделение, и это спасло ей жизнь. В этот день при артобстреле в торакальном отделении снаряд пробил крышу и разорвался на третьем этаже – на месте бывшего поста, где работала Тамара Васильевна.

[blockquote italic="yes"]«Вслед за взрывом я побежала к зданию, надеясь на чудо, что вылеченных людей успели унести в бомбоубежище. Но ужас! Кто погиб, кто ранен ещё тяжелее. Многие подготовленные раненные погибли. Меня на моём посту заменил академик Майоров, он погиб, погибла врач с соседнего поста, медсёстры в перевязочной…», – из воспоминаний Тамары Васильевны. [/blockquote]

В эвакуационном госпитале № 267 она трудилась до сентября 1944 года, затем перешла на работу в эвакуационный госпиталь № 991 ординатором хирургического отделения. При движении на запад с эвакогоспиталем № 991 была на Белорусском фронте, три месяца находилась в группе хирургического усиления при танковой бригаде.

[blockquote italic="yes"]«Эшелоны состояли из товарных вагонов, – рассказывала Тамара Васильевна. – Один вагон был предназначен для медиков, другой для проведения медицинских процедур, ящиков с медикаментами, необходимым инструментом, перевязочным материалом.

На остановках принимали людей. Очень много было беременных. Наши войска приближались к Берлину. Были ужасные бои, раненые поступали без перерыва, сна не было. Я была ответственной в нейрохирургическом отделении госпиталя города Познани. Поступали с ранениями в спину, череп, позвоночник, с параличами. В операционной определяли будущее: если позвонки задеты пулей или осколком, но спинной мозг не пострадал, то делали операции на месте, извлекали осколки позвонков осторожно, постепенно чувствительность восстанавливалась, а если был повреждён спиной мозг, раненого эвакуировали в Советский Союз…

Последние бои. Небо красное. Наконец сообщают о капитуляции… Что было!!! Выздоравливающие выбирались из палат, был жуткий шум, все кричали и плакали, ведь многие были, как в семье, родные погибли…». [/blockquote]

Отгремели последние военные залпы. Тамара Васильевна была из тех, кому удалось расписаться на Рейхстаге. С группой офицеров она посетила концлагерь Майданек, где экскурсоводами выступали только что освобождённые из плена заключённые.

Тамара Васильевна Поцелуева была награждена Орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами.

Она была демобилизована в декабре 1945 года. С трудом разными видами транспорта добиралась домой. В Ленинград она попала 6 января 1946 года – 4,5 года не виделась с мужем. Поработав некоторое время ординатором акушерского отделения клинической больницы им. Ф.Ф. Эрисмана, в 1947 году Тамара Васильевна вслед за мужем приехала в город Сортавала. Седьмого января 1947 года в семье Поцелуевых родилась первая дочь Людмила. Друзья подарили Тамаре Васильевне на рождение ребёнка большой, а самое главное, драгоценный подарок – буханку хлеба.

С 3 апреля 1947 года по 24 августа 1948 года в Карело-Финском техникуме физкультуры города Сортавала Тамара Васильевна преподавала анатомию, была врачом.  С 30 мая 1949 года по 4 апреля 1951 года работала врачом-диетологом в военном санатории Беломорского военного округа и по совместительству врачом физкульткабинета в Сортавальской городской больнице, в апреле 1951-го зачислена в штат больницы. С 16 апреля 1952 года переведена в роддом на должность врача-педиатра, где и работала по 16 сентября 1952 года до отъезда из города Сортавала в Казань.

Всю жизнь Тамара Васильевна посвятила лечению детей, была врачом-педиатром. Умерла 28 ноября 2008 года.

Материал предоставлен Региональным музеем Северного Приладожья.
Подготовлено по письмам и рассказам Людмилы Поцелуевой, дочери Т.В. Поцелуевой.