Строить надо на любви

Театр-студия «Дети понедельника» начинает новый театральный сезон. Интервью с Артуром Ладысевым.

Театр — это особый мир, развёртывающий перед нами панораму человеческих чувств. Всё, что знает наша душа, в виде неясных ощущений, театр преподносит в ярких образах.
О том, чем живет Народный театр-студия «Дети понедельника», что он подарит сортавальцам в новом сезоне, мы побеседовали с художественным руководителем театра Заслуженным работником культуры Карелии Артуром Ладысевым.
 

— Артур Валериевич, 1 ноября открытие нового — шестнадцатого — театрального сезона. Что ждёт сортавальцев и гостей города в этом сезоне?

— Труппа к началу сезона пополнилась новыми актерами, мы их сейчас активно включаем в работу. Мы живём с надеждой на то, что театр развивается, что никакие перипетии и никакие проблемы не помешают нам двигаться вперёд.

Открывать новый сезон мы будем спектаклем «Отдам в хорошие добрые руки» по пьесе Антона Финка. Это хорошая, добрая комедия.

В декабре зрители увидят ещё одну нашу премьеру — спектакль по пьесе Татьяны Комылиной «Требуется мама». Вечная тема — взаимоотношения детей и родителей.

— Планируются ли гастроли, участие в театральных фестивалях?

— Да, конечно. Запланированы гастроли в Петрозаводске, по Сортавальскому, Суоярвскому, Лахденпохскому районам. «Дети понедельника» примут участие в третьем фестивале любительских театров Карелии, который пройдёт с 27 по 29 ноября в Петрозаводске. На первых двух карельских фестивалях наш театр уже становился победителем.

Есть приглашения на участие в международных фестивалях в городе Барановичи Республики Беларусь, в Самаре, и Пензе. Будем с ребятами решать, куда поедем.

— Сейчас, на мой взгляд, есть равновесие между классическими спектаклями и новаторскими постановками. Будет ли эта тенденция сохраняться?

— Безусловно, мы не будем бояться экспериментов. Возьмём всё современное и новое, но не забудем и классику. Это фундамент, на котором держится искусство и формируется понимание актёрского мастерства.

— В этом году «Детям понедельника» исполнилось 15 лет. Наверное, уже можно сформулировать главную задачу вашего театра?

— У нас таких задач две. Первая касается наших спектаклей — мы стремимся рассказывать наши театральные истории как можно более понятно.

Когда я ставлю тот или иной спектакль, я всегда нахожусь на месте зрителя, потому что не люблю приходить в театр, чтобы разгадывать «кроссворд»: а зачем это, а к чему это. Зритель хочет прийти в театр и насладиться театром, получив эмоциональный опыт.

А вторая задача — она касается наших актёров. Мне неважно, станут они в дальнейшем артистами или нет. Важнее раскрыть в них потенциал, помочь стать яркой индивидуальностью.

Мы с педагогами театра просто пытаемся больше развить ребят, раскрыть их творческий потенциал, индивидуальность мышления, научить красиво, оригинально высказывать собственное мнение для того, чтобы потом, когда ребята закончат заниматься в театре, они стали интересными, творческими людьми.

— При театре работают две детские студии. Какие у них задачи?

— В этих студиях больше педагогики, воспитания, чем театра как такового. Здесь у нас главный девиз: «Не навреди», то есть не преврати ребёнка в актёра в плохом смысле этого слова, а сделай так, чтобы он раскрылся и стал самим собой, не боялся, не стеснялся, был естественен, был интересен. И это получается.

Учителя наших школ не раз говорили мне о том, что ребята, которые ходят к нам в студию, совсем по-другому отвечают у доски. Совсем по-другому общаются, не стесняются выражать собственное мнение и не всегда соглашаются даже с учителями. У них начинает работать фантазия, которая только приветствуется.

— Как решается вопрос об отдельном помещении для вашего театра?

— Да никак не решается. Все должностные лица говорят что да, действительно, театру нужен собственный зал, чтобы театр стал репертуарным. Но дальше разговоров дело не идёт.

Я думаю, что если бы речь шла о каком-то учреждении, которое приносило бы деньги, вопрос решили бы за один день. Но, к счастью, наша работа не исчисляется в денежном эквиваленте. Просто надо понимать, что чем больше будет культурных, образованных людей в нашем городе, тем лучше будет и сам город.

— А какой зал нужен театру?

— Нам нужен небольшой зал. Я убеждён, что театральный зал должен быть не более 150 мест. Наше искусство «контактное».

В театральном сленге есть такое понятие «чёрный кабинет»: три стены затягиваются чёрным бархатом. При определённом освещении чёрный бархат скрадывает свет, и зритель оказывается как будто в пустоте. На большой сцене актёр не видит зрителей, которые сидят перед ним.

А в камерном театре актёр видит каждого зрителя, его глаза, и это меняет артиста, не даёт ему сфальшивить.

— Как стать актёром вашего театра?

— Теоретически в нашем театре может играть каждый. Но часто люди приходят и избавляются от иллюзий: одно дело быть зрителем, другое дело — оказаться внутри творческого процесса. Многие приходили, но надолго не задерживались.

— Кто сейчас играет в театре?

— Это энтузиасты. Мы встречаемся пять раз в неделю. Меньшее количество репетиций плохо сказывается на качестве постановки спектакля.

Но случайных людей, к счастью, у нас нет.

— Кто приходит на ваши спектакли?

— За 15 лет наш театр сформировал особый мир театральных любителей. Пусть их немного, человек 500, но это тоже не случайные люди.

Раньше бывало, что, не досмотрев постановку до конца, люди, которых я сам пригласил, уходили. Тогда я понял, что никогда никого не надо приглашать специально.

На спектакль должны прийти те, кому хочется прийти. У нас есть пригласительные билеты, но мы приглашаем тех людей, которые постоянно помогают нашему театру. А прийти или не прийти — это их дело.

— Пожалуйста, несколько слов о спектакле, который будет открывать новый сезон.

— В этом спектакле много любви. А в сегодняшнем мире существует болезнь, которая называется «недостаток любви». Люди не борются за любовь, легко сходятся и расходятся.

Может быть, весь мир так дисгармоничен сегодня, потому что это чувство из него уходит. Нас с потрохами съел материальный мир, все занимаются делёжкой квартир, детей и переполнены общей ненавистью друг к другу. А так быть не должно, всё должно строиться на любви и взаимопонимании.

— Ну что ж, сезон предстоит, как обычно, насыщенный. Желаем театру творческих успехов.

— Спасибо. Я, в свою очередь, надеюсь, что сортавальцы придут на спектакли этого сезона.

Использованы фотографии со спектаклей:
«Самый последний поцелуй», «Полет на Марс», «Девушка и Кентавр».
 


Читайте также:
К 15-летию «Детей понедельника»: Театр системы Ладысева