Сортавальская учительская семинария

Сортавальская учительская семинария

В 1880 году, ровно 140 лет назад, в приграничной Карелии произошло событие, которое ознаменовало новый этап в экономическом и культурном развитии края – в городе Сортавала открылась учительская семинария.

Парламент Финляндии, дав разрешение на её открытие, преследовал две главные цели: препятствовать русификации православного карельского населения приграничных районов и подготовить финноязычных учителей для народных школ Карелии. До этого момента в Финляндском княжестве существовала только одна финноязычная семинария – в Ювяскюля, которой было явно недостаточно в условиях растущего количества народных школ.

Уже в начале 1870-х годов наблюдалась острая нехватка профессиональных учителей. Вопрос о создании второго училища впервые поднимался на парламентских сессиях ещё в 1872 году, но в отношении города, где оно будет открыто, развернулись долгие споры. Претендентами выступили города Савоннлинна, Куопио и Раахе. Депутат от Сортавала, тогдашний бургомистр города судья К. Берг, предложил свой город, приведя как главный аргумент, что ничего не может быть важнее, чем воспитание национального самосознания проживающих в приграничных районах карел и приобщение их к финской культуре.

Проголосовали за Сортавала

На упомянутой парламентской сессии не было вынесено окончательного решения. И хотя основание семинарии было отложено, всем казалось, что усилия К. Берга в защиту Сортавала оказались напрасными, так как правительственные круги Финляндии поддерживали Савонлинну. Решающим стало вмешательство сортавальских меценатов супругов Германа и Елизаветы Халлонблад. Ещё в 1864 году на земельных участках в пригороде Кюмеля (территория нынешнего погранотряда), принадлежащих отцу Елизаветы купцу Ийване Сийтонену, они построили на свои средства первую народную школу в Карелии, которая носила его имя. В 1877 году Халлонблады заявили, что подарят её государству, если в ней разместится учительская семинария. Кроме того, они пожертвуют сумму в 200 тысяч марок, выделенных на содержание школы.

От дара никто не осмелился отказаться, но борьба за место для семинарии продолжалась. На парламентской сессии в 1877 году было предложено основать учительскую семинарию высшей ступени в Савонлинне, а в Сортавала – низшей. Бургомистр Берг продолжал вести упорную борьбу за Сортавала. Когда ему заявили, что школа И. Сийтонена находится далеко, в четырёх верстах от центра города, Берг достал карту и показал, что путь до семинарии станет короче, когда будет построен пешеходный мост через залив. Наконец, депутаты проголосовали за Сортавала.

Восемнадцатого октября 1880 года прошли вступительные экзамены для будущих учителей. Из 47 абитуриенток были зачислены 30, а на мужское отделение были приняты все 27 соискателей, хотя их уровень знаний был невысок.

Двадцатого октября 1880 года состоялась торжественная церемония открытия семинарии. Погода в тот день была уже зимней, бушевала метель, но, несмотря на холод, в городе царило оживление, и празднично одетые сортавальцы стекались в сторону Кюмеля. Все столичные и губернские газеты Финляндии откликнулись на это событие. Выборгская газета «Илмаринен» от 20 октября 1880 года подчеркивала огромное значение открытия учебного заведения для Восточной Финляндии.

Студенческий городок

Занятия в семинарии начались уже на следующий день. Первым ректором Сортавальской семинарии стал пастор, магистр философии Клаес Моландер (1880-1888 годы), который до назначения в Сортавала служил главным школьным инспектором в Выборге. Заведующей женским отделением была назначена Эмилия Берг­ман. Моландеру пришлось решать самые сложные задачи не только по организации учебного процесса, но и по строительству новых зданий для семинарии, оснащению их мебелью и всем необходимым. Товары доставляли по Ладоге из Петербурга. Самому ректору приходилось несколько раз ездить в столицу. Тогда приобретено было так много оборудования, что его хватило вплоть до празднования 50-летия семинарии в 1930 году. Строительные материалы перевозили на подводах из Выборга. С течением времени в Кюмеля вырос настоящий студенческий городок протяженностью почти в километр, насчитывающий 60 строений: учебные корпуса, столовые, общежития, спортивные залы, так называемые «образцовые школы», концертный зал, а также теплицы и оранжереи. Иногородние учащиеся, как правило, снимали комнаты в городе, а малоимущие жили в интернате при семинарии на полном государственном обеспечении. Их количество порой достигало 90 человек. Попечители учебного заведения супруги Халлонблад также оказывали материальную помощь особо нуждающимся семинаристам.

Поскольку территория семинарии в 1880 году представляла собой скалы и чистое поле, то под руководством Моландера учащиеся начали высаживать различные деревья и кустарники. Так был разбит красивый парк на мысу Хиллиниеми, где могли гулять и горожане, скверы, аллеи и большой сад.

Семинарский сад, парк и лесные угодья предоставляли хорошую возможность для практических занятий. Сад служил образцом для изучения во всей Ладожской Карелии. Учебный предмет «садоводство» позже был расширен и стал называться «сельское хозяйство».

Образовательный центр

В 1882 году начали действовать так называемые «образцовые школы» для мальчиков и девочек, где будущие учителя проходили практику. В 1883 году были открыты детский сад и ясли для обучения воспитанниц женского отделения уходу за детьми. Ясли действовали до 1893 года, детский сад – до 1900 года, после чего на их основе сформировали два подготовительных класса при школе для девочек.

«Кюмельская семинария» с течением времени стала образовательным центром для карельской молодёжи, «Карельским университетом», как её иногда называли. Многие молодые люди до поступления сюда не бывали нигде дальше своей деревни, поэтому семинария и её преподаватели были для них новым миром, новой жизнью, где на каждом шагу их ожидали открытия. Им приходилось на первых порах учиться даже таким простым вещам, как необходимость снимать шапки в помещении.

Семинария готовила не просто учителей для народных школ Карелии, но формировала сельскую интеллигенцию в широком смысле этого слова. В учебном плане, помимо общеобразовательных предметов, педагогики и психологии, значительное место занимали основы сельского хозяйства, ремесла, рисование, музыка и хоровое пение. Выпускники семинарии не только учили детей, они вели большую просветительскую работу среди карельского населения: организовывали кружки и курсы для взрослых, хоры, внедряли передовые методы ведения сельского хозяйства, активно участвовали в общественной жизни поселений. Так, один из выпускников семинарии Юхани Леппяля, учительствовавший в Кирьявалахти, был постоянным членом Парламента Финляндии от Аграрной партии, куда он избирался неоднократно от Выборгского восточного избирательного округа и даже участвовал в 1925 году в президентских выборах.

Значение семинарии

Открытие семинарии имело огромное значение и для Сортавала. Из маленького захолустного городка он превратился в мощный образовательный и культурный центр Северного Приладожья, и это произошло во многом благодаря первым преподавателям семинарии, истинным патриотам Карелии, для которых просвещение живущего здесь карельского население было первоочередной задачей. Многие из них стали известны в качестве авторов учебников, писателей, исследователей, социальных и культурных авторитетов. Каждый из них был яркой и незаурядной личностью, оставившей свой след в истории города. Многие из них покоятся на сортавальском мемориальном кладбище.

Первая преподавательница финского языка в женском отделении Йенни Ивало основала на свои средства учреждение по подготовке сестёр милосердия и руководила им в течение 27 лет. При нём была больница для бедных, построенная в 1907 году, в здании которой после войны долгое время размещалась Сортавальская районная больница.

Оскара Ферсстрема (Хайнари), преподавателя анатомии, физиологии и физкультуры, уроженца местечка Тохмаярви, чрезвычайно интересовала карельская этнография. Он совершал экспедиции в карельские рунопевческие деревни и занимался исследованиями народного творчества, обычаев и традиций. Вместе с Германом Халлонбладом он основал Сортавальский этнографический музей. Особого уважения заслуживает активная деятельность О. Ферсстрема на благо народного просвещения. Так, на заседании Сортавальского городского совета в 1884 году он представил свой план, по которому в Приграничной Карелии должно быть основано 11 полных школ и 20 передвижных. Вместе со своей супругой Тилмой он собрал 97497 марок на их строительство, а также книги для комплектования 20-ти сельских библиотек. Учителей для передвижных школ готовили до 1917 года годичные курсы, руководимые Ферсстремом. Эту своебразную маленькую семинарию называли «академией Ферсстрема». По его инициативе на средства Елизаветы Халлонблад в 1911 году было открыто Народное училище в Импилахти. «Благородный рыцарь Карелии» – так называли его современники.

Преподаватель истории, педагогики и психологии Бруно Бокстрем собрал средства, спроектировал и построил дом отдыха для учителей в Ямилахти, основал Сортавальское (позже Карельское) евангелическое общество и был его председателем, издавал газеты «Педагогический вестник» (1893-1907 годы) и «Всем» (1908-1921 годы).

Создали газету, основали парк

Преподаватель математики Каарло Суомалайнен вместе с О. Ферсстремом создал городскую газету «Ладога» («Laatokka)» и долгое время был её редактором, основал в Сортавала Финское общество с целью поддержки финского языка, руководил городской библиотекой и читальным залом. Каарло Суомалайнен также широко известен в Финляндии как писатель и переводчик произведений европейских авторов, в том числе русских классиков.

Имя преподавателя естественных наук Арвида Генеца связано не только с историей семинарии, но и развитием сельского хозяйства во всем Приладожье. Его называли отцом огородничества и садоводства в Финляндии. Генец был пионером в этой области. Ему же принадлежит заслуга в основании парка Ваккосалми, который он сам в большой степени и спроектировал.

Четыре раза Арвид Генец избирался в финский парламент депутатом от Сортавала, участвуя в сельскохозяйственном комитете, в комитетах по коневодству и рыболовству. Он основал в городе Конное общество и Сортавальское (позднее его назвали Карельское) общество земледельцев.

Генец подарил для расширения городской территории 15 га своих земель в д. Лоплола. Позже эту часть города так и называли – Генецем. За этот дар город выплачивал его детям пенсию. Также он подарил в 1914 году свой участок земли на берегу Вакколахти под новую школу, которая была построена только в 1929 году. Городской дом Генецев находился в районе нынешней улицы Советских космонавтов, и именно здесь семья Рерихов провела зиму-весну 1918 года.

Ээро Мякинен – первый преподаватель рисования и ремёсел, а вместе с тем фабрикант, основавший в д. Мюллюкюля производство мебели и фисгармоний, землевладелец, общественный деятель. Его считают пионером в области профессионального образования, так как он первым в Финляндии открыл ремесленную школу в Рюттю и столярную школу при своей фабрике. Долгие годы Э. Мякинен руководил Сортавальской сельской общиной.

Можно было бы ещё долго перечислять общественные заслуги других преподавателей семинарии.

После войны это учебное заведение продолжило свою деятельность в Йоенсуу, где в 1969 году на его основе был создан университет Восточной Финляндии. За 60 лет существования семинарии из её стен вышло 2800 учителей, которые в свою очередь внесли свой вклад в развитие общества во всей стране.

Н.И. Зайцева, главный библиотекарь Краеведческого центра Сортавальской районной библиотеки.