Сортавальцев приглашает «Пряничное чудо»

Сортавальцев приглашает «Пряничное чудо»

Во вторник, восьмого декабря в Региональном музее Северного Приладожья открылась новая выставка под интригующим названием «Пряничное чудо».

Выставка создавалась в соавторстве с известным сортавальским мастером Мариной Рыбаковой и рассказывает о чудесном лакомстве, имеющем богатую историю, погружает нас в атмосферу предстоящих рождественских и новогодних праздников.

Пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста, в которое для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Пряник – символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.

Есть города, где традиционное пряничное производство существует с давних времён и поныне – Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули). Среди европейских «пряничных» городов – польский Торунь, чешский Пардубице, немецкий Нюрнберг. 

Название «пряник» (пряжник, пряженник) в одном из вариантов произошло от способа приготовления данного мучного изделия в печке. Пряжение – один из этапов старого способа изготовления пряника. Пряник обмазывался маслом практически весь, не пригорал и не прилипал. Слово «пряжение» сегодня практически утрачено, но встречается в сказках, самая известная – пожалуй, сказка о колобке, который «на сметане мешон, да в масле пряжон».

В большей части рецептов (включая старинные) отсутствуют пряности – из-за их дороговизны (колониальный продукт, привозимый из мусульманского мира, с которым во времена происхождения слова «пряник» торговля практически не велась из-за воинственности мусульманских соседей), тогда как пряник был издревле достаточно массовым продуктом. Позднее под влиянием западной культуры (где схожий по консистенции продукт был либо имбирным, либо с изрядным наличием пряностей, которые практически монопольно ввозились колониальными компаниями) пряник поменял корень на существующий ныне. Об историческом прошлом говорят лишь популярные рецепты пряников без единого грамма пряностей и специй. В конце VIII – начале IX века пряники представляли собой равную смесь из ржаной муки и мёда с добавлением ягодного сока, и называли их тогда «медовым хлебом» или «хлеб хлебов». Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья.

Искусство пряника – живая национальная традиция. Как не может иссякнуть родник, дающий начало великой реке, так никогда не иссякнет народное творчество. Муд­рое и прекрасное, оно учит видеть красоту в простом и малом. Русские пряники – явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Какое ещё блюдо может похвастаться таким длинным списком пословиц и поговорок, ему посвящённых: «и пряником не заманишь», «ломается, как пряник», «без работы пряников не купишь», «кнутом и пряником», «как пряник в ухе», «под пиво и пряник покатит», «весёлый пряник и под мышкой пролезет», «слаще пряников медовых», «купи себе пряник»... А вяземскому прянику нашлось место в творчестве известного русского поэта, пушкиниста Владислава Ходасевича (1886-1939 годы) – стихотворение «Не матерью, но тульскою крестьянкой...». В знаменитом карело-финском эпосе Элиаса Леннрота «Калевала» в рунах дано описание свадебного обряда. На свадебном пиру гостей потчевали многими блюдами, в их числе были и пряники: «Тут прибывших накормили, накормили, напоили, дали мясо им кусками, дали пряников красивых, дали ячного им пива, дали браги из пшеницы. Было много что покушать, что покушать, что и выпить…».

Новая выставка будет работать до 15 января 2021 года. Приходите в музей и соблюдайте противоэпидемические правила!

Возрастная категория 6+.

Е.А. Никонова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея.