Войной испытанные строки
Александр Чежин

Войной испытанные строки

В воскресенье, четвёртого апреля в Сортавальской районной библиотеке открылась выставка «Войной испытанные строки». В экспозиции представлены книги, газеты и журналы времён Великой Отечественной войны. Перед первыми посетителями выставки выступили члены военно-исторического клуба «Стражникъ» Сергей Чернобай и Александр Чежин с познавательным рассказом о книгоиздании и периодике в СССР в военные годы. 

Книга как оружие

Накануне войны в Советском Союзе насчитывалось 220 издательских организаций и около пяти тысяч полиграфических предприятий.

[blockquote italic="yes"]«С началом войны работа книжных издательств была перестроена на военный лад, – рассказал в своей лекции Александр Чежин. – Задача состояла в том, чтобы при резком сокращении материальных ресурсов, значительно меньшем числе работников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой Красную Армию и Флот, тружеников тыла, партизан».[/blockquote]

Как отметил Александр Чежин, ведущее место среди книжной продукции заняла политическая литература. Большое значение имели книги, разоблачавшие фашизм как злейшего врага народов всего мира, как осквернителя культуры. На втором месте стояла литература по военному делу. Для населения выпускались практические рекомендации по тушению зажигательных авиабомб в городах, миллионными тиражами печаталась литература по вопросам противовоздушной и противохимической обороны. В соответствии с обстановкой широко печатались издания о бдительности, борьбе со шпионами и диверсантами. Вышло большое количество книг по военной медицине, производственно-технической, сельскохозяйственной и другой важной тематике. В тяжкие годы войны особое значение имело художественное слово. Оно было востребовано, как никогда, и сыграло огромную роль в мобилизации духовных сил народа. Впечатляющие цифры: всего в СССР за этот период было выпущено 109 100 наименований книг общим тиражом 1 691 700 000 экземпляров, что лишь немногим меньше, чем накануне войны. Подводя итоги сказанному, Александр Чежин подчеркнул, что книгоиздательство и библиотечное дело страны с честью выдержали все испытания войны и ценой огромного напряжения сил внесли свой важный вклад в победу над фашизмом.

«Пришлите снарядов и газет!»

Уже через неделю после начала войны в редакциях центральных газет были созданы военные отделы. Это были первые шаги в перестройке всей системы массовой информации на военный лад.

03zr92cq

[blockquote italic="yes"]«Новые задачи, поставленные перед прессой, потребовали перестроить её работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны, – рассказал в своей лекции Сергей Чернобай. – Предпринимаемая перестройка преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати. В связи с развёртыванием сети военных газет, а также необходимостью издания миллионов листовок потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18».[/blockquote]

В результате к 1942 году в стране осталось 4 560 газет, в то время как в предвоенном 1940-м их насчитывалось 8 806, а общий разовый тираж прессы уменьшился с 38,4 до 18 миллионов экземпляров. Даже «Правда» сократила свой гигантский тираж в 3 миллиона экземпляров наполовину. Журналов печаталось 1 800, к 1942 году осталось 350 наименований.

Сокращались и объёмы. «Правда», издававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 года стала выходить на четырёх. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах. Районные газеты, объём которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. Вот такие цифры привёл Сергей Чернобай. При этом он отметил, что высвободившиеся материальные средства, кадры, полиграфическая база направлялись, прежде всего, на развитие военной печати, которая в первые же недели войны сформировалась в единую систему. К концу 1942 года выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Объём их оставался постоянным – четыре полосы половинного формата центральной газеты. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР – азербайджанском, казахском, узбекском и других. В армии и на флоте выходило 20 журналов, самым популярным был журнал «Красноармеец», имевший тираж 250 тысяч экземпляров, а также литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация».

Об огромном значении прессы в жизни людей на фронте, в тылу и на временно оккупированных территориях говорят факты, приведённые в лекции Сергея Чернобая. С передовых позиций порой требовали: «Пришлите снарядов и газет!». В тылу свежую прессу читают в любой библиотеке или клубе, в газетных витринах на улицах, в партийных кабинетах предприятий, в избе-читальне на селе. Подчас на «общественных» экземплярах газет ставился штамп, грозно предупреждавший: «Не задерживай газету более одного часа». На чёрном рынке прессу меняли на продукты. На оккупированных территориях попавшие с «большой земли» экземпляры газет сберегались, как величайшая ценность, переходя из рук в руки. Известен случай, когда жители одной из деревень предложили партизанам корову за номер газеты «Правда».

Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие её воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и радио. «Правда» за годы войны получила свыше 400 тысяч писем, значительная часть которых была опубликована как отражение неразрывного единства фронта и тыла.

Первые посетители выставки «Войной испытанные строки» с большим интересом прослушали лекции, познакомились с представленными экспонатами. Выставка продолжает свою работу в холле третьего этажа Сортавальской районной библиотеки. Возрастная категория 6+.

Е. Дмитриева. Фото автора.