В преддверии нового учебного года Региональный музей Северного Приладожья приглашает читателей познакомиться с некоторыми страницами летописи Хелюльской школы.
Срывали сроки
Строительство нового здания для средней школы № 7 шло довольно трудно. Весь 1971 год в местной газете строителей ругали по поводу срыва сдачи объекта: «В Хелюля с нетерпением ждут того дня, когда вступит в строй новая школа. Однако за три года освоено только 40% средств, предусмотренных сметой. Согласно графику, школа на 960 мест в поселке Хелюля должна быть сдана в эксплуатацию к 25 августа 1971 года».
«Менее четырех месяцев осталось до сдачи в эксплуатацию школы в поселке Хелюля. Итоги прошедших четырех месяцев неутешительные, более того, тревожные, – говорилось в прессе. – Сейчас в учебном корпусе ведется настилка полов, монтируется внутренняя система отопления, ведется прокладка керамических труб канализации, монтаж колодцев. Хорошо потрудились работники «Севзапэлектромонтажа» (прораб А.С. Шор). Но безответственно, плохо и медленно ведет работу «Центросантехмонтаж», руководитель – А.В. Кузнецов. Еще сложное дело со строительством очистных сооружений. До сих пор не решен вопрос по наружным электрическим сетям. Проектом предусмотрена прокладка подземного кабеля длиной 2,3 км от фидерной подстанции. Кабель не закуплен».
Также в местной газете «Красное знамя» отмечалось: «Всего два месяца осталось до сдачи государственной комиссии строящейся в поселке Хелюля средней школы. Нерасторопно проявляет себя на этой стройке заказчик – Управление капитального строительства при Совете Министров КАССР. К 25 июня заказчик не сдал площадку под строительство станции биохимзащиты, не поставил трансформатор, панель уличного освещения и другое оборудование… Вопиющую безответственность на этой стройке проявляют работники «Сантехмонтажа» во главе с А. Колмачевым. Они выполнили свой план работы на 65%, качество работ низкое».
Несмотря на все старания и обещания, новая школа в посёлке Хелюля не открыла свои двери первого сентября 1971 года, а коллектив школы продолжал трудиться в старом деревянном здании, которое не соответствовало новым требованиям учебно-воспитательного процесса. (От редакции: открытие новой школы состоялось 11 января 1972 года).
Школьный календарь
Неполная средняя школа была открыта в Хелюля в 1940 году. В августе 1940 года директором и учителем физики и математики был назначен Пётр Иванович Павлов. 26 июня 1941 года он был уволен в связи с уходом в ряды Красной Армии. Началась война... В период Великой Отечественной войны (1941-1944 годы) школа была закрыта.
С 1 сентября 1945 года начали работу уже две школы: семилетняя и начальная.
В августе 1945 года директором семилетней школы посёлка Хелюля был назначен Александр Иванович Бугнин. В этом же месяце были назначены Стелла Петровна Мыльникова, учитель начальных классов, Анна Михайловна Лушина, учитель истории и географии, Мария Ивановна Андреева, учитель русского языка и литературы, а также завуч школы – Капитолина Яковлевна Лёвкина, и другие учителя.
В ноябре 1945 года приехали супруги Сапроновы. С первого декабря 1945 года Николай Федорович был назначен директором школы, Клавдия Ефимовна вела начальные классы.
В 1946 году были приняты учителями начальных классов Галина Ивановна Федорова, Анна Николаевна Гоменюк, Зоя Георгиевна Бурсина, а также военрук Иван Александрович Ефремов и учитель математики Степан Федорович Корнилов.
В школе учились в три смены. Дополнительно для обучения школьников использовалось рядом стоящее здание, где были размещены интернат и два школьных класса. Школа имела небольшой плодово-ягодный питомник. В 1946 году был заложен школьный сад, в котором ученики высадили из питомника 50 яблонь.
Десятого апреля 1947 года пионеры и школьники Чоботовской семилетней школы Московской области обратились ко всем учащимся школ Советского Союза с призывом «Украсим Родину садами!». Учителя и ребята Хелюльской семилетней школы призыв поддержали и в свою очередь обратились ко всем школьникам города, района с призывом подхватить начинание.
Весной 1947 года учителя и ученики Хелюльской семилетней школы посадили 30 яблонь, 10 вишнёвых деревьев и 100 саженцев чёрной и красной смородины. В своем питомники школьники проводили интересную работу по окультуриванию диких яблонь.
С 15 ноября 1948 года в Хелюля открылась школа рабочей молодёжи при Хелюльской семилетней школе.
Проблемы в новом здании
В связи с увеличением числа учащихся возникла необходимость постройки нового здания школы. По воспоминаниям жителя Хелюля Эркки Эйновича Кяхконена, в 1949 году была построена новая деревянная двухэтажная школа.
На основании приказа № 85 от 26.07.1950 года «Об утверждении номенклатурных работников Министерства Просвещения КФССР по Сортавальскому району», директором Хелюльской средней школы был утверждён Николай Федорович Сапронов.
Хелюльская семилетняя школа была реорганизована в среднюю школу 17 августа 1950 года. Тогда же были приняты на работу Александр Федорович Филатов, учитель математики и физики, Людмила Николаевна Малованова, старшая пионервожатая, Кира Никитична Веретенова, учитель географии.
В августе 1952 года директором и учителем истории Хелюльской средней школы был назначен Пётр Иванович Шпак. В 1952 году в школе было 17 классов-комплектов, и в интернате проживало 80 человек.
Девятнадцатого августа 1953 года Степан Федорович Корнилов был назначен завучем Хелюльской средней школы. С первого сентября 1953 года в интернате при Хелюльской средней школе находилось 123 учащихся.
Постройка нового здания не решила всех проблем школы. Её директор П.И. Шпак писал об этом в газете «Красное знамя»: «Средняя школа в поселке Хелюля испытывает большие трудности из-за отсутствия нормального освещения. С самого начала учебного года мебельная фабрика, которая обеспечивает школу электроосвещением, не дает нам достаточного количества электроэнергии, и школа работает в полумраке. Это сказывается на зрении учащихся и учителей, а равно и на успеваемости. По этому вопросу мы не однажды обращались и к директору мебельной фабрики, и в районные организации. Ничего не добившись, были вынуждены смириться с тем, что в школе не хватает света. Но с наступлением самых коротких дней фабрика установила для школы такой режим подачи энергии, при котором работать стало невозможно. Утром, когда начинаются уроки, и вечером свет совсем выключается, днем горит. Особенно трудно было в конце полугодия, когда школа подводила итоги. В течение урока приходилось по нескольку раз раздавать и собирать у учащихся листки бумаги, предназначенные для контрольной работы, так как свет то выключался, то опять включался. Такое же положение в интернате. Из-за темноты школьники не могут готовить домашнее задание. Администрация школы настойчиво требовала дать школе свет, но ни мебельная фабрика, ни отдел народного образования, ни райисполком не придали должного значения этому вопросу. Непонятно, чем объяснить такое равнодушное отношение к нуждам школы?».
Спрашивали строго
Приказом Министерства просвещения КАССР от 18 сентября 1956 года было принято решение в срок до первого октября организовать в школах городов и посёлков группы продлённого дня для учащихся 1-4 классов, нуждающихся в педагогическом надзоре во внеурочное время. Расходы, связанные с содержанием групп продлённого дня в школах, были отнесены за счёт средств родителей и бюджета города и района. Первого сентября 1966 года в Хелюльской школе были открыты две группы с продлённым днём, в которых было 63 ребёнка.
В ноябре 1956 года Министерство просвещения КАССР проверило в школах Сортавальского района состояние политехнического обучения и признало в целом работу неудовлетворительной:
«По оценке министерства, в Хелюльской средней школе (директор т. Шпак П.И.) программа по машиноведению в 10 классе полностью не пройдена, практикум по электротехнике проводится в отрыве от курса физики 10 класса, изучение автомобиля в 9 классе проводится на низком уровне, без изучения самой машины, хотя она в школе имеется, практикум по машиноведению в 8-х классах не проводился, хотя имелась полная возможность организовать его на мебельной фабрике. Руководители Хелюльской школы плохо контролируют работу преподавателя ручного труда в 1-4 классах, нет минимума материалов и инструментов. В Хелюльской школе не работают технические и агробиологические кружки».
В июне 1958 года районная комиссия проверяла работу на учебно-опытных участках и организацию летней учебно-производственной практики. В результате проверки было установлено, что «плохо организована летняя производственная практика учащихся 8 класса Хелюльской средней школы (директор Шпак Т.И.). Школа не провела подготовительную работу с учащимися и родителями. Посещаемость учащихся очень плохая. В первые два дня из 21 учащихся присутствовало 8 человек. Плохо организована работа по содержанию. Директор школы Шпак П.И. и завуч школы т. Чукова Д.М. сельскохозяйственной практикой учащихся не руководят».
Было выписано предписание в срок до 1 августа 1958 года достроить теплицы, в срок до 20 июня отремонтировать изгороди вокруг учебно-опытного участка.
В Первом районном празднике песни и танца школьников, организованном в 1958 году, Хелюльская средняя школа не участвовала, хотя в учебном заведении была хорошая самодеятельность.
«Во время зимних каникул пионеры Хелюльской средней школы посетили дом инвалидов в Рюттю, где выступили с концертом. Присутствующие тепло встретили выступление юных гостей, – говорилось в газете. – Многие номера программы по просьбе зрителей исполнялись повторно. Инвалиды остались очень довольны посещением пионерами, выразили им свою благодарность».
В ноябре1959 года директор школы Петр Иванович Шпак уволился, исполнять обязанности директора была назначена Лидия Николаевна Сержантова.
В семье учителей Терезы Михайловны и Александра Федоровича Филатовых родилась удивительная девочка Ирина, которая в дальнейшем стала детской писательницей. В 1964 году Ирина пошла в первый класс Хелюльской средней школы.
Ирина Александровна в этом году подарила музею свои учебники за первый класс, которые можно было увидеть на выставке «Сортавала. Школьные дневники».
Первого января 1965 года Хелюльская средняя школа была переименована в среднюю школу № 7.
О.Г. Собанина.
По материалам Архива Сортавальского муниципального района и газеты «Красное знамя».
Выражаем благодарность И.А. Никитиной (Филатовой) за предоставленные фото- и видеоматериалы, подаренные музею учебники.