Одной из визитных карточек Сортавала, несомненно, является Карельский мост, соединивший когда-то два берега нашего города. Длина 200 метров дала ему право называться самым длинным мостом Финляндии, а его строительство стало делом всей республики.
Ещё в конце XIX века, после появления на стороне Кюмеля Сортавальской учительской семинарии, а затем и при строительстве железнодорожной станции, ставился вопрос о постройке автомобильного моста через городской залив Вакколахти. Очень дорогой проект для маленького города долгое время был только мечтой. В 1900-х годах городские власти занимал более существенный вопрос – строительство водопровода. Поверхностные исследования дна Вакколахти в 1910-х годах показали, что строительство моста будет очень затратным.
Талантливый инженер
Пятого января 1917 года сортавальский купец и городской меценат Калле Ниссинен из собственных средств выделил 100 тысяч марок для осуществления этого проекта, но это была только капля в море финансовых затрат. В 1926 году по инициативе члена Городского совета и инженера Арви Оксала городские власти организовали сбор средств для строительства моста в Сортавала.
Будущий министр обороны Финляндии Арвид (Арви) Адиэль Оксала родился в Ювяскюля в1891 году в семье коммерсантов Сакари Таппера и Марии Оксанен. В 1914 году, закончив школу Хейнола, получил диплом инженера. В 1914-1915 и 1918-1919 годах работал сначала помощником, а затем инженером железнодорожного строительства.
Железнодорожная ветка Суоярви – Маткаселькя – один из первых проектов, над которым он трудился. Во время Первой мировой войны принимал участие в проектировании оборонных сооружений Аландских островов. С 1920 года Арви Оксала был назначен на должность исполнительного директора компании «Lauttauskalusto OY», где решал проблемы и задачи сплава грузов по порожистым рекам от Янисъярви, а также в округе Салми. Был преподавателем в Финской школе лесопильного производства. В 1926 году Арви Оксала опубликовал справочник, который позже был назван «Технологии сплава», в нём он подробно изложил свои мысли, как проще и дешевле спускать грузы по порожистым рекам.
В том же 1926 году он был выбран в члены Сортавальского городского совета. С этого момента началась его бурная деятельность в нашем городе, в том числе и по строительству городского моста через залив Вакколахти.
Этапы стройки
«Vakkolahdensilta» – именно такое название получил мост в начале строительства. В 1927 году, после призыва о сборе средств на строительство моста, в городской Ратуше Арви Оксала провёл собрание для всех горожан в формате «вопрос – ответ», где подробно, с использованием статистики и чертежей рассказал о рентабельности работы городского моста. Мероприятие привлекло большую аудиторию горожан.
«Исследование дна Вакколахти показало, что строительство будет непростым: слои ила, мягкой и твёрдой глины, чередуясь между собой, составляют 0,5-0,7 метра до крепкого каменного дна, которое обеспечит устойчивость моста», – говорилось в речи Арви Оксала, опубликованной в газете «Ладога».
Чтобы удешевить строительство, Оксала предложил сделать с двух сторон насыпи с каменными стенами, которые, во-первых, сократят длину полотна самого моста, во-вторых, сделают его более прочным. Также для экономии предлагалось использовать только местный камень, которым так богаты районы Сортавала.
В конце 1929 года министр финансов Финляндии одобрил выделение 3 миллионов марок для строительства моста в Сортавала. 12 февраля 1930 года на Городском совете были выбраны руководители для осуществления этого проекта: городской глава Й.А. Саволайнен, инженер Л. Алопеус, строительные мастера Й.К. Алхайнен и К.Ф. Пуоламяки. После формирования рабочей группы, было решено заключить договор с датской фирмой «Christiani and Nielsen», специализирующейся на строительстве мостов и железобетонных конструкций.
Первого апреля 1930 года для точного исследования дна залива компания «Christiani and Nielsen» пригласила авторитетного в то время голландского инженера и исследователя морских глубин Ван Дер Пула. После его анализа 5 апреля 1930 года начались работы по возведению моста. Начальный этап поручили мастеру из Китее Петтеру Веттерстранду.
При строительстве были задействованы 60 человек, по большей части это были сортавальские плотники и каменщики. Все стадии были подробно освещены на страницах сортавальской газеты «Ладога». Через залив Вакколахти рабочие соорудили вспомогательный деревянный мост, по которому от сортавальского причала была пущена узкоколейка. Затем со стороны гостиницы «Сеурахуоне» и района Кюмеля очистили скалы. В запланированных местах опор моста были вкручены деревянные сваи высотой 12-16-18 и даже 20 метров, сваи усилили железными башмаками у основания, скрепили их между собой и по периметру металлическими трубами толщиной 8 дюймов и длиной до 1,2 метра, сделанными немецким концерном Mannesmann. Сваи углублены в дно залива на 10-15 метров у берега, на 48,5 метра в самой глубокой точке. Затем вокруг свай поставили восемь железобетонных колодцев – шесть для опор и два для насыпей по берегам. Колодцы были отлиты на берегу из лучшего бетона и опущены в воду четырьмя 15-тонными подъёмниками, баржи при строительстве моста не использовались. С помощью водолазов основания железобетонных колодцев были залиты дополнительной бетонной подушкой, сделав их полностью водонепроницаемыми. Затем из колодцев выкачали воду, засыпали гравий и плотный грунт, которые своей массой продавили непрочную глинистую прослойку и достигли каменного дна, сверху залили бетон. Лучшие инженеры Финляндии и Европы руководили всеми работами. Облицовка опор и насыпей моста была сделана местным камнем – серым нуккуталахтинским гранитом.
Проект нации
Семнадцатого октября 1931 года на страницах газеты «Ладога» был объявлен конкурс на лучшее название моста: «Сортавальский мост является самым длинным мостом Финляндии и ему надо дать народное название. Паре лучших предложений будут присуждены литературные премии. Просьба присылать письма с пометкой «Мост» в редакцию газеты».
Предложений было много, и почти официальный мост «Вакколахти» и неофициальный «Ниссиля», но в лидеры вышли названия «Ладожский мост» и «Карельский мост». Был среди местных жителей вариант названия «Ниссиля», в честь Калле Ниссинена – мецената, который первым внёс деньги на строительство этого моста, но должной поддержки этот вариант не нашёл. В итоге победило название «Карельский мост». М. Раатикайнен из Алатту получил, как и обещалось, литературную премию в 80 марок. Вторую премию – 60 марок за название «Ладожский мост» – разделили жительницы Сортавала Баклунд и Кярккяйнен.
Третьего сентября 1932 года в Сортавала отмечалось два больших события: 300-летие города и открытие городского моста. В честь этого в город прибыл президент Финляндии Пер Эвинд Свинхувуд с супругой. Жена президента Альма официально огласила выбранное мосту народное название «Карельский».
По контракту на строительство моста, при протяжённости в 200 метров и ширине полотна 11 метров фирме «Christiani and Nielsen» было выплачено 5 миллионов 205 тысяч марок. Ещё один миллион марок был потрачен городскими властями на обустройство и укрепление набережных. Строительство Карельского моста стало дорогим общенациональным проектом Финляндии.
В 1932 году Арви Оксала был назначен на должность министра обороны Финляндии и уехал из Сортавала в Хельсинки. В 1949 году он скончался. Редакция газеты «Ладога» в некрологе рассказала о том, как Арви Оксала помог им. Политическая ситуация в Финляндии 1917-1920 годов была очень сложная, и из-за одной неосторожной статьи газета «Ладога» оказалась на грани закрытия, но Арви Оксала взял её под свою личную опеку и стал во главе совета директоров. Своим авторитетом он спас редакцию «Ладоги», чему были благодарны все сотрудники, поэтому они искренне скорбели о его ранней смерти.
В 1941 году при отступлении советские войска взорвали мост, но уже к концу 1943 года он был восстановлен. Правительство Финляндии выделило на реставрацию Карельского моста 2 миллиона 300 тысяч марок.
Последний капитальный ремонт наш мост пережил в 2011-2012 годах. К сожалению многих горожан, были убраны смотровые балкончики, которые украшали его и были своеобразной архитектурной изюминкой этого сооружения. Конечно, Карельский мост уже не является самым длинным мостом, но он и по сей день исправно служит сортавальцам и гостям города.
Автор и переводчик Т.В. Забирунова, научный сотрудник
Регионального музея Северного Приладожья.
При написании статьи были использованы
материалы сайта: https://digi.kansalliskirjasto.fi/etusivu.