Сезон №17

1 ноября народный молодёжный театр-студия «Дети понедельника» открывает свой 17-й театральный сезон. Накануне премьеры нового спектакля художественный руководитель театра Артур Ладысев ответил на вопросы о театре, о себе и о своих актёрах.

1 ноября народный молодёжный театр-студия «Дети понедельника» открывает свой 17-й театральный сезон. Накануне премьеры нового спектакля художественный руководитель театра-студии «Дети понедельника» Артур Ладысев ответил на вопросы о театре, о себе и о своих актёрах.

шесть премьер сезона № 16

— Артур Валерьевич, каковы итоги прошлого театрального сезона?

— Сезон был очень плодотворным для нас. Мы выпустили шесть спектаклей: четыре в старшей студии и два в детской. Театр участвовал в Международных и Всероссийских фестивалях в г. Барановичи (Республика Беларусь), в Мурманске и Петрозаводске. Мы в третий раз подряд стали победителями фестиваля любительских театров Карелии, а на Всероссийском фестивале молодёжных и студенческих театров «Т-АРТ», который прошёл в июне в Петрозаводске, мы стали обладателями «ГРАН-ПРИ» и победили в номинациях «Лучшая женская и мужская роли» и «Лучшая режиссура».

Завершили мы прошлый сезон фестивалем «Театральный Валаам». К сожалению, это был последний фестиваль на острове, так как Валаамский Дом культуры, который принимал этот театральный праздник, закрыли. Если будет поддержка министерства культуры Карелии, администрации нашего города, то фестиваль сможет «переехать» в Сортавала. Прийти и побыть ребёнком

— В прошлом сезоне «Дети понедельника» приглашали в основном на развлекательные спектакли. Теперь у студии такой курс?

— Ни в коем случае. У нас в репертуаре есть достаточно спектаклей, которые поднимают общественно значимые проблемы. Кстати, новый сезон мы открываем именно таким спектаклем. Театр должен поднимать социальные вопросы, но он также должен иногда от этих вопросов зрителя уводить. Жизнь у людей сейчас тяжёлая и в обозримом будущем лёгкой не будет.

Театр прекрасен тем, что он даёт возможность взрослому человеку побыть ребёнком и с удивлением посмотреть на наивные чудеса, что происходят на сцене. На сцене есть вещи, не зависящие ни от власти, ни от цен на продукты, ни от курса рубля или евро. Театр должен о них напоминать время от времени.

Лозунг вдоль

— «Детям понедельника» 16 лет. У вас уже сложилась концепция развития, жизнедеятельности театра?

— Всё просто с концепцией. Это дать возможность самовыявления, саморазвития молодым людям. Как говорил выдающийся русский режиссёр Николай Павлович Акимов: «Если ты пишешь лозунг „Дорогу молодёжи“, то водружай его не поперёк улицы, а вдоль». Сейчас очень важно способствовать самореализации молодых людей. Надо разглядеть то интересное, что в них есть, помочь им раскрыться. Найти среди них лидеров, которые поведут театр дальше.

Расстрел отменяется

— Для чего сегодня городу нужен любительский театр? Что он может дать людям?

— Люди живут, и жизнь сама по себе прекрасная штука, но всё время что-то случается. Износилась одежда — надо идти в магазин, зуб заболел — к стоматологу. А вот если душа болит? Тогда есть только две дороги: либо в храм, либо в театр. Зачем театр? Чтобы помогать людям.

Мой любимый поэт Иосиф Бродский так сказал о назначении искусства: «Если выстроить десять человек, дать им ружья и приказать расстрелять пленника, то люди, прочитавшие „Евгения Онегина“, тоже выстрелят, но на десять секунд позже». Театр вряд ли способен перевоспитать человека, но он поможет задать вопросы, чтобы хотя бы оттянуть момент выстрела. Или вообще отменить расстрел.

Театральный опыт, я уверен, положительно сказывается и на актёрах, и на зрителях. Здесь каждый для себя выносит что-то новое. Актёры, работая над ролью, а зрители, посмотрев спектакль, анализируют, делают выводы.

Театр — наш дом

— В одном из интервью вы сказали, что исповедуете идею театра-дома. Что это значит?

— Что такое дом? Это когда ты приходишь к людям, с которыми тебе хочется общаться, в помещение, где тебе хочется находиться. Не место работы, а место, где тебе хорошо. Поэтому и театр-дом.

— Вы работаете с актёрами-любителями. Чем же отличаются любители от профессиональных актёров?

— Профессиональные актёры больше работают техникой: умеют красиво двигаться, красиво говорить, управлять эмоциями и пробуждать их в нужный момент. Естественно, ведь этому их учат в театральных учебных заведениях. А актёры-любители работают своей искренностью, непосредственностью. Пусть у любителей нет техники, но зато они работают от души, они ярко чувствуют, им всё это нравится, поэтому и выкладываются на сто процентов. Вот поэтому иногда любительские театры и выигрывают.

— В этом году был набор в театральную труппу?

— Да, мы приняли несколько человек в основной состав театра и в детскую студию при театре. Ребята выйдут на сцену уже в этом сезоне. Это был целевой набор, который мы проводим раз в год. Но и на протяжении всего сезона мы тоже принимаем новых ребят.

— Как поступить в театр?

— Просто прийти к нам. А там уже разберёмся.

— Какие требования вы предъявляете к тем, кто решил стать актёром театра «Дети понедельника»?

— Особых требований нет. Главное — желание заниматься актёрским искусством, любить театр и уметь ладить с людьми.

— Есть утверждение — «Хороший режиссёр тот, которого не видно на сцене». Вы согласны с этим?

— Полностью согласен. Считаю, если в театре смотрят не на актёра, а на режиссёра, это уже какая-то другая театральная область. Конечно, режиссёр отвечает за художественную целостность спектакля, выстраивает его действенную структуру, сочиняет игру. Но без актёров всё это не имеет смысла.

— Вы сомневающийся режиссёр?

— Безусловно. Но я этого стараюсь не показывать своим актёрам. Когда идут репетиции, я делаю вид, что во всём уверен, а на премьере я начинаю переживать. Думаю, вроде всё так хорошо было, так хорошо репетировали, а тут сейчас как начнётся... И как всё это увидит зритель. Ведь на премьере спектакль начинает жить своей жизнью. Третий спектакль может сильно отличаться от первого, но это уже законы театра: спектакль переходит в руки артистов. Многие акценты меняются, новые смыслы появляются, повествование приобретает неожиданный ритм. Я отношусь к этому спокойно, уже привык к таким метаморфозам.

Не надо фобий

— Как вы оцениваете культурную ситуацию сегодня?

— Она сегодня, к сожалению, оставляет желать лучшего. У нас каждый год знаковый — «Год культуры», «Год литературы», «Год кино». Вроде бы всё здорово. А на самом деле что происходит?

В «Год культуры» было закрыто в стране более пятисот культпросветучреждений. В «Год литературы» более тысячи библиотек прекратили своё существование. Следующий год планируется сделать «Годом театра». Мне даже страшно подумать, что может произойти с театрами. Все эти «Года» — ширмы, за которыми спрятано равнодушие власти. Культуру сегодня приравняли к услуге. Лишь бы было ярко и красочно. С 1991 года количество клубов и Домов культуры в стране сократилось в два раза: с 73 до 36 тысяч. И это нам объясняют тем, что у нас сократилось население.

Но больше всего настораживает то, что появляется завуалированная цензура. Министерство культуры России рекомендовало создавать в субъектах федерации какие-то информационно-аналитические центры, общественные советы по культуре, которые будут определять критерии творческой деятельности, т. е. что можно, а что нельзя. Вам это ничего не напоминает? Идём дальше.

В июле этого года Министерство культуры России объявило конкурс на проведение научно-исследовательской работы о «русофобии» и готово заплатить 1,9 миллионов рублей. За эти деньги необходимо проанализировать «русофобию» и выдвинуть рекомендации, как с ней бороться. Желающих освоить эти деньги найдётся немало: дело верное, власть похвалит. И ведь найдут русофобию в киносценариях, пьесах, романах. Всё это мы уже проходили. Никакой русофобии в культуре существовать не может. Любая фобия — это объект психиатрии, а не культуры.

Между тем, критика общества — одна из важнейших функций культуры. Она обязана по своей природе регулировать общественную жизнь, показывать те пороки, которые не подвластны юрисдикции. И самое опасное здесь то, что борьба с «русофобией» может стать критерием, по которому произведения искусства будут оцениваться и признаваться годными или негодными и станет отчётной графой в культуре, каким уже стал «патриотизм».

Патриотизм объявлен национальной идеей. У меня на этот счёт своё мнение. Не может патриотизм быть национальной идеей. Патриотизм — это следствие. Надо просто каждому из нас честно делать своё дело, нести добро тем, кто рядом с тобой и любить то место, где живёшь. Вот и весь патриотизм. Он складывается из мелочей, а не из лозунгов.

Сезон, откройся!

— Каким спектаклем «Дети понедельника» открывают сезон?

— Это спектакль «Мамки» по пьесе нашего любимого автора Аси Котляр. Сортавальцы уже видели в нашем театре спектакли «Кукушка», «Небо. Самолёт. Любовь», поставленные по её пьесам.

«Мамки» — не совсем обычная пьеса этого автора. Она о войне в Украине. Здесь нет никакой конъюнктуры и политики. Это боль за то, что там происходит. А там идёт настоящая война и люди гибнут по-настоящему, не по-театральному, и трудно отличить «своих» от «чужих». Наш спектакль о войне, только он без боевых действий. В нём есть любовь, забота, уважение, всё то, что способно не превратить людей в животных.

Не судите строго, не делайте никаких выводов. Просто приходите и посмотрите этот спектакль. Премьерные показы пройдут с 1 по 6 ноября в Доме культуры. Начало в 19:00, цена билета 150 рублей.