Храни нас,  Святой Николай!

Храни нас, Святой Николай!

Борьба с религией, господство атеизма и возрождение православия

С июля 2017 года Региональный музей Северного Приладожья публикует статьи об истории Никольской церкви г. Сортавала в советский период. Мы вспомнили, как создавался церковный приход и освящалась возрожденная церковь, как складывались события в 1950-1960-е гг. («Ладога-Сортавала», 28 июля, 6 октября). Данная статья посвящена 1970-1980-м годам.

Новый настоятель

В 1970 году по поручению уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по КАССР приход Никольской церкви прошел проверку по соблюдению законодательства о культах и правильности обложения налогами. По списку в составе «двадцатки» значилось 54 человека. Руководящий орган возглавляла староста Мушкова Анна Александровна. Казначей, продавец свечной лавки и другие работники зарплаты не получали. Комиссия по проверке недочетов не нашла.

В начале 1970-х гг. настоятелем Никольского прихода был назначен Иоанн Константинович Попов. Он родился в 1942 г. в Смоленской области. После школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную Академию. В 1966 г. был посвящен в сан диакона, а в 1969 г. – в сан иерея. Его служение проходило в церквях Ленинградской области. С ноября 1972 г. по 1977 г. он трудился на благо Никольской церкви. Это первый настоятель с духовным образованием, его характеризовали как глубоко верующего и знающего церковную службу человека. Он активизировал деятельность прихода. Через год прихожане писали в благодарственном письме, что отец Иоанн сам принимал участие в ремонте церкви, стеклил и ремонтировал рамы даже с верхних ярусов. Его инициативы выходили за рамки основной деятельности, так как лично посещал райком профсоюза работников коммунального хозяйства, чтобы оформить обслуживающий персонал в члены профсоюза, как требовало советское законодательство. Позже принял монашество, являясь насельником Псково-Печерского монастыря.

Повседневная приходская жизнь

Именно за 1972-1977 гг. в Национальном архиве Республики Карелия сохранились отчеты Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкоме Сортавальского городского совета. Эти документы позволяют более подробно проследить организационную сторону жизни в приходе.

Количество членов «двадцатки» колебалось около 50 человек. В основном это были женщины пенсионного возраста и малограмотные, которые на протяжении многих лет вели общественную жизнь в церкви. Старостами были Комарова Зоя Васильевна, Нестерова Пелагея Ивановна, Калошина Мариамна Трефильевна. Новых заявлений на вступление в приходской орган, особенно от молодежи, давно не поступало.

Посещаемость в субботу и воскресенье доходила до полусотни человек, в религиозные праздники число прихожан возрастало, а в Пасху и Троицу церковь бывала переполнена.

По итогам работы за 1971 г. в религиозную организацию поступило 14647 рублей. За шесть лет доходы выросли до 22 тысяч рублей в год. В доходную часть входили средства, поступившие от исполнения обрядов, от продажи свечей и других предметов, добровольные пожертвования. Приход расходовал примерно до 20 тысяч рублей. Расходную часть составляли суммы на содержание служителей культа, исполнительного органа и обслуживающего персонала, на текущий ремонт, на отчисления в фонд мира, добавлялись отчисления на охрану памятников, налоги со строений и земельная рента, страхование строения церкви, а также на подписку, расходы на канцелярские товары, командировочные.

За пять лет увеличилось количество совершенных обрядов. Если в 1971 г. было проведено 16 крещений в год, то к 1977 г. их совершили в два раза больше. В нашей церкви обряд крещения проходили жители других областей России, например, Ленинградской, Челябинской, Ярославской и Магаданской. Число заочных отпеваний держалось около ста. Доходило даже до курьезных случаев. В 1975 г. городской совет провожал в последний путь своего работника, поместив некролог в местной газете. И в то же время над ним было совершено заочное отпевание, как оказалось, вопреки желанию семьи. Исполнительный орган отметил в объяснительной записке, что деньги были внесены, отпевание было совершено и меры взыскания следовало применить к тому, кто заплатил за него.

Атеистическая работа

В комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при горисполкоме выбрали нового председателя, что выразилось в активизации работы.

В 1972 г. было проведено социологическое исследование о религиозности путем анкетирования. Анкеты распространялись среди рабочей молодежи мебельно-лыжного комбината, швейного объединения, комбината бытового обслуживания, Западно-Карельских электросетей и Карелэнерго. В опросе участвовало более 200 человек. Анализ анкет показал, что абсолютное большинство молодежи не только не религиозно, а больше суеверно. И все-таки 18 человек были охвачены индивидуальными беседами на религиозные темы и посещали церковь.

Регулярно проводились лекции на атеистические темы. А опытом работы среди молодежи лекторы поделились на республиканском семинаре общества «Знание». Кинолекторий «Коммунизм и религия» охватил 4368 человек на 16 площадках города.

В 1975 г. усилилась атеистическая пропаганда со стороны общеполитических организаций. В сети комсомольской политучебы был создан кружок по подготовке агитаторов на атеистические темы. В городских школах были организованы клубы «Юный атеист», которые провели 72 лекции и охватили более 2,5 тысяч учащихся. Обком партии республики созвал в Сортавала межрайонный семинар в помощь лекторам, пропагандистам и агитаторам по атеистической работе. В городской газете регулярно публиковались статьи в разделе «Для верующих и неверующих».

В августе этого же года было проведено новое социологическое исследование на тему «Ваше отношение к религии». В нем приняли участие работники восьми трудовых коллективов, только работающие и родившиеся после Октябрьской революции. Согласно его результатам в швейном объединении прошли крещение 63% опрошенных, на комбинате бытового обслуживания – 45%, мебельно-лыжном комбинате – 45%, на рыбокомбинате – 56%, на мясокомбинате – 69%, в узле связи – 70%, в домоуправлении- 64%, в городской больнице - 60%, а в среднем по городу 58%. Это не могло остаться без внимания. Борьба с религией продолжилась.

«…проект обеспечивает свободу совести…»

Снижение активности прихода связывали со сменой священника. В 1977 г. в город приехал Владимир Иванович Иванов (род. 10 декабря 1945 г.). Он был родом из Калининской области. Школу заканчивал на Украине, в Донецкой области. Духовное образование получил в Ленинградской духовной семинарии. В конце 1974 г. посвящен в сан диакона, а в январе 1975 г. – в священный сан. Пока служил в Никольском храме, был награжден набедренником и камилавкой к праздникам Св. Пасхи.

40 лет назад страна обсуждала проект новой Конституции. В беседе с уполномоченным по делам религий священник Владимир сказал, «что проект Конституции СССР обеспечивает всем гражданам, проживающим в нашей стране, свободу совести. Все слухи, которые ходили до опубликования проекта, быть или не быть религиозным организациям в нашей стране, опровергнуты проектом Конституции СССР».

Его семья была многодетной, поэтому священник часто уезжал в командировки и личные поездки. В 1979 г. он вернулся на Украину.

«Новые надежды»

В начале 1980-х гг. в Сортавала приехал Иоанн Тереняк. Родился он в многодетной верующей семье на Западной Украине. Как все, окончил школу и отслужил в армии. В 1979 г. поступил в Духовную семинарию в Ленинграде (ЛДС). Еще во время учебы был назначен в Никольскую церковь вторым священником (1981-1983 гг.) при протоиерее Философе. Несмотря на возраст, отец Философ служил, когда Иоанн уезжал на сессии. По окончании ЛДС был назначен настоятелем Никольской церкви г. Сортавала (1983-1986 гг.).

Протоиерей Философ ушел на покой с формулировкой: «Вы освобождены от должности настоятеля Никольской церкви и почислены на пенсию с выражением благодарности за понесенные труды». А молодой священник приступил к обязанностям настоятеля.

В 1982 г. Сортавальский отдел внутренних дел получил указание о подключении на пульт вневедомственной охраны помещения Никольской церкви. В достаточно короткий срок было проведено обследование, оборудование и подключение охранно-пожарной сигнализации. Отец Иоанн инициировал ремонт в церкви. Может быть, горожане помнят, как церковь сияла розовыми фасадами.

Служил отец Иоанн хорошо, награжден набедренником и камилавкой. Затем переведен в Петрозаводск, ныне он протоиерей Александро-Невского собора.

Владимир Афанасьевич Резников в сане иеромонаха (род. в 1944 г.) был назначен настоятелем Никольской церкви митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в 1986 г. Его служба продлилась около года, по болезни он уехал из Сортавала.

Грядут перемены

Конец советской эпохи пришелся на период служения настоятелем Александром Николаевичем Сабаевым (1938-1993). Он был родом с Рязанщины. С молодости работал чтецом и пономарем в храмах Рязанской области, не получил духовного образования. В 1967 г. посвящен в диакона, а в 1970 г. рукоположен в сан священника. В 1973 г. его перевели в Карелию. Сначала служил в Екатерининской церкви в Петрозаводске, затем был переведен в Сортавала, где прослужил с 1987 г. четыре года. Его характеризовали как прилежного священнослужителя, хорошего проповедника, но по характеру человека неуживчивого, мнительного, раздражительного и несобранного.

Прихожан все также было немного, человек 50. Клавдия Никаноровна Лапина, певчая, вместе с еще двумя женщинами отпевала службы. Мария Дмитриевна Степанова работала в свечной лавке. И в конце 1980-х гг. молодежь продолжала хулиганить в церкви: «Церковную тишину нарушает ватага ребят. Вваливаются с шумом, на ходу жуют дыню. «А где, бабушка, бог?» Бесцеремонные вопросы выводят верующих из себя. Староста выдворяет их за порог: «Распутники, в бога не веруют и милиции не боятся».

Четверть века прихожане добивались отмены решения по ограничению колокольного звона, введенного в 1962 г. И вот в конце 1980-х гг. два церковных колокола свободно разлили звон над городом.

В День города 1990 г. в Никольской церкви проходил концерт церковной музыки. Камерный академический хор методического центра Министерства культуры КАССР исполнял фрагмент из Литургии Иоанна Златоуста. На следующий день в редакцию газеты «Красное знамя» принесли письмо: «Просим сердечно отблагодарить от имени прихода Сортавальской Никольской церкви и отца Александра Петрозаводский хор за чудное духовное пение».

Протоиерей Александр имел церковные награды: набедренник и скуфья, камилавка. В августе 1991 г. он был переведен в Петрозаводск, где через пару лет ушел из жизни.

В конце декабря 1990 г. Комиссия содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкоме Сортавальского городского совета депутатов трудящихся была упразднена. Это был шаг к окончанию советского периода и возврата к истокам веры.


Елена Корниченко, главный хранитель Регионального музея
Северного Приладожья.Фото из архива музея.