Дмитрий Величкин: «Для меня спорт – смысл жизни!»
Велопробег из Сортавала до Анапы и обратно спортсмен совершил, когда ему было 30 лет

Дмитрий Величкин: «Для меня спорт – смысл жизни!»

Свои первые 200 километров на велосипеде сортавалец Дмитрий Величкин проехал ещё в 16 лет. С детства спорт стал неотъемлемой частью его жизни, и даже повзрослев он не забросил любимое увлечение. В 2017 году Дмитрий в одиночку на велосипеде отправился в невероятное спортивное турне. На своём двухколесном коне он сумел преодолеть расстояние из Сортавала до Анапы и обратно. В общей сложности поездка заняла 32 дня. Благодаря упорству характера и изнурительным тренировкам, которые продолжались три года подряд, сортавалец проехал на велосипеде сотни километров по российской земле. Впрочем, на достигнутых результатах Дмитрий останавливаться не намерен. О том, куда в ближайшее время планирует отправится спортсмен, и что влечёт его  в дорогу, читайте в нашем материале.

- Дмитрий, расскажите, когда в вашей жизни появился спорт?

- С семи лет я, как и многие дети, просто катался на лыжах. Увлёкся этим видом спорта  в 12 лет, начал заниматься систематически лыжными гонками. Тренировался, готовился к соревнованиям. Занимался два года с тренером, потом он ушёл, и я стал кататься сам по себе.

Параллельно занимался коньками. Также катался на велосипеде, и были предпосылки к длинным расстояниям, но естественно, ещё не такие, как я езжу сейчас. На тот момент преодолевал относительно небольшие дистанции от 30 до 50 километров. Свои же первые 200 километров я проехал в 16 лет.

Особенно меня никто не вдохновлял. Мне хотелось заниматься самому. Я жил рядом со стадионом, на котором ребята ездили на лыжах, прыгали с трамплина, всё это было постоянно на моих глазах.

Идеалы, конечно, были.  В своё время мой дядя занимался двоеборьем. Многие друзья также занимались двоеборьем: бегали на лыжах, прыгали  с трамплина.

- Чем для вас является спорт?

- Для меня спорт является смыслом жизни. Без него, наверное, я уже не смогу. Мне необходимы нагрузки. Словом, как лайке нужна беготня по лесу, так и мне жизненно нужен спорт.

Слышал много мнений, что будто бы закончится школа, и пройдёт твоё увлечение, закончится учёба в техникуме, и тоже забудешь про спорт.  В армии мне также говорили, мол, семьёй обзаведёшься  и забросишь спортивную подготовку. Но у меня до сих пор есть интерес и желание заниматься, всё идёт своим чередом. Бывает, конечно, что ленюсь, ведь  я тоже человек. Когда случаются пропуски тренировок из-за каких-то дел, приходится нагонять упущенное. Я уже сам знаю, какую программу мне выполнить: спокойную или экспресс быструю. Естественно, всё ещё зависит от самочувствия.

Честно скажу, из всех видов лёгкой атлетики бег мне  не очень нравится. Предпочитаю коньки, лыжи, велосипед или ролики.

- Почему отдаёте предпочтение именно этим видам спорта?

- За годы тренировок я понял, что моему организму легче даются длительные нагрузки.  А именно марафоны, протяженные дистанции на лыжах, коньках, велосипеде. Если я проеду 10-20 километров на велосипеде, то не почувствую особой усталости. А если проеду 70-100 километров, то нагрузка будет приемлемой. Также на лыжах или коньках: для меня 5 километров – это не тренировка, мне нужно минимум 15-20 километров проехать. Когда готовлюсь к марафонам, бывает и до 35 километров доходит.

- В каких соревнованиях принимали участие?

- Я каждый год участвую в местных Сортавальских соревнованиях, например, «Лыжня России». Кроме того, выезжаю  в Петрозаводск, Медвежьегорск, Вологду. Самые интересные лыжные забеги были  в Костомукше. Я там пробежал на лыжах 10 километров, поставив свой личный рекорд.

В последнее время ловлю вдохновение от марафонов.  В 2013 году я пробежал на лыжах свой первый марафон в 50 километров. После этого решил, что каждый год буду бегать,  но не всегда получалось. Однако в прошлом году зима, наконец, позволила подготовиться к соревнованиям, и я пробежал целых два марафона - в начале и в конце февраля.

Первый марафон состоялся в Ленинградской области. Помню, было здорово бежать  с питерскими ребятами, все они оказались вежливыми и общительными. На второй марафон ездил в Петрозаводск. Там были соперники посильнее, спортсмены съехались со всей Карелии. Чтобы занять призовое место, требовалось приложить много усилий.

На велосипеде я езжу каждый год бреветы (прим. ред. бревет - организованный зачётный велозаезд на длинную дистанцию). Бревет не является спортивным соревнованием, но соревновательный дух в таких заездах, безусловно, присутствует. Ребята между собой соревнуются, особенно на дистанции 200 километров. В небольшом бревете от Петрозаводска  до Гирваса и обратно я принимаю участие уже около пяти лет. 

- В 2017 году вы путешествовали на велосипеде от Сортавала до Анапы и обратно. Расскажите, насколько трудной оказалась данная поездка?

- На этот велопробег у меня ушло 32 дня. Готовится к нему  я начал за три года до поездки. Туда я ехал через Санкт-Петербург до Москвы. Первые четыре дня было не очень интересно, так как дорога знакомая и привычная. Под Москвой начались уже какие-то новые места - стало поинтереснее.

По дороге я проезжал Тулу, выезжал на трассу «Дон» и далее ехал по платным участкам магистрали. Минусом для меня оказалось, что на этих участках отсутствовали полноценные магазины. Были только заправки и небольшие магазины при них. Также испытывал дефицит с водой, поскольку в местах остановок не было хороших водоёмов. Для стирки, готовки и купания водоёмы оказались непригодны, большинство  из них болотистые.

Когда отъехал от Москвы  по дороге были лиственные леса, потом пейзаж сменился на поля. Запахи цветочных полей были очень ароматными. Поля с другими культурами пахли по-другому. По мере приближения к югу меня чаще приветствовали люди из проезжающих мимо машин, сигналили, махали руками и подбадривали.

Ближе к Ростову почувствовалось лето – стало жарче. В Краснодарском крае был необычный запах пересушенной соломы, а температура воздуха только росла. С трассы «Дон»  я сворачивал в сторону Крыма и города Темрюка, где я служил в армии. Туда я приехал, чтобы заночевать. Утром отправился в Анапу и вскоре встретился с моим другом, который там отдыхал. Я специально корректировал свою поездку, чтобы мы смогли увидеться.

После пятидневного отдыха в Анапе я взял курс на обратный путь. Первые несколько дней дороги запомнились тем, что была дикая жара, плюс 50 градусов на солнце. Когда едешь по дороге на велосипеде и крутишь педали, создается ощущение, что ты находишься в сильно натопленной сауне. Поездка при такой температуре даётся крайне тяжело, к вечеру останавливаешься  на привал сильно измождённый. После этого я понял, что в сильную жару на велосипеде вообще не следует путешествовать, тем более на такие значительные расстояния. К моему счастью, потом погода сжалилась, и наступили пасмурные деньки.

Пока ехал по Кубани, мне встречались приветливые  и хорошие люди, рядом с которыми я останавливался. Они меня кормили, и я даже  не успевал воспользоваться своей провизией. Люди с удовольствием общались со мной. Дальше уже ехал, естественно, со своей провизией. По пути  по мере необходимости пополнял запасы еды.

Ближе к Москве попались какие-то не совсем доброжелательные граждане. Не разрешили разбить рядом с их территорией палатку, поворчали, глядя на меня и мой велосипед.

Дальше стало холоднее. По утрам в палатке было +7 градусов. Ближе к Питеру уже чувствовалось, что я приближаюсь к дому.

С собой я брал сменную одежду, в основном, преимущественно летнюю, то есть шорты и футболки. Также была одежда на дождливую погоду. Вёз с собой палатку, газовую горелку, маленький котелок, чайник, продукты, аптечку. Велосипед пришлось оборудовать передним багажником, купить непромокаемую сумку.

Поездка получилась очень интересной. Мне понравилась эта длинная дорога, едешь  и чувствуешь, что ты в настоящем походе. Встречаешь множество людей, знакомишься  с ними, попадаются как хорошие, так и плохие. Но в основном, конечно же, тебя окружают положительно настроенные люди. Ты едешь издалека  на велосипеде, от людей поступает много вопросов, завязывается общение, ведь многим интересно кто ты и откуда, почему решил поехать, и как проходит твой путь. Мне задавали вопросы, к примеру: «Зачем ты это делаешь?». Сначала я затруднялся ответить, но потом пытался объяснить, что мне нравится романтика велотуризма: люблю ехать на велосипеде на дальние расстояния, спать в палатке, готовить в котелке еду. Интерес в том, что я должен сам проехать этот намеченный путь. Нужно жить, путешествовать, чтобы было о чём вспоминать в глубокой старости.

- Популярен ли спорт среди современной молодёжи,  по вашему мнению?

- Современная молодёжь вся в компьютерах и гулянках. У молодого поколения порой другие интересы. Есть, конечно, ребята, которые серьезно занимаются. Например, дети, чьи родители спортсмены, и они прививают своему ребёнку любовь  к спорту. Бывает, что встречаются действительно увлечённые спортом молодые люди, но,  в основном, сегодня молодёжь предоставлена сама себе.

Среди ребят, которые моложе меня, мало тех, кто по-настоящему любит спортивные занятия. Раньше, ещё в свои юношеские годы, я помню, были различные спортивные секции, были тренера. Сейчас всё это ушло непонятно куда.

- Поделитесь планами  на будущее.

- Я составил себе план почти на 20 лет вперёд. Каждые 5-6 лет хочу ездить в большой поход, и чтобы с каждым разом он был на всё большие расстояния. Через пять лет хочу поехать на озеро Байкал. За три месяца, по моим подсчётам, должен успеть туда и обратно. Предстоит преодолеть около 13 тысяч километров. Потом следует небольшой перерыв, в рамках которого я буду ездить в маленькие поездки в пределах 2-3 тысяч километров.

Во вторую пятилетку попробую добраться до Камчатки и обратно, а ещё через пять лет хочу повторить поход  Г.Л. Травина, который в 1928 - 1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР. Возможно, смогу повторить этот поход всего за один год. Так что ближайшие двадцать лет  я точно буду крутить педали.

Беседовала Анна Котова.