Большая вода в Сортавала. Хроника наводнения 1924 года, крупнейшего за всю историю наблюдений

Большая вода в Сортавала. Хроника наводнения 1924 года, крупнейшего за всю историю наблюдений

Далеко не все знают, что наши северные края в своё время не избежали природных катаклизмов. 1923-й год не баловал жителей Северного Приладожья погодой. Всё лето и осень вплоть до декабря шли дожди, которые вызвали подъём уровня Ладоги на один метр. Зима 1923-1924 годов с обильными снегопадами и припозднившаяся весна подняли этот уровень ещё на 0,7 метра. Беда на территории побережья Ладоги пришла в мае. Вода в заливах начала подниматься.

Стихия наступала

Третьего мая 1924 года в газете «Ладога» появляется первая заметка о том, что речка Ваккосалми вышла из берегов и отрезала деревню Тухкала (ныне посёлок Тункула) от города. Существует угроза затопления дороги, ведущей к железнодорожному вокзалу (так называемая парковая дорога). Для жителей деревни Тухкала сделаны временные деревянные мостки.

Восьмого мая в газете «Käkisalmen sanomat» («Вести Кякисалми», сегодня это Приозерск) сообщают, что ладожские воды пригнали большие льды в залив города. Порт частично ушёл под воду, каменные доки Сортанлахти затоплены. С 6 мая главные подъездные дороги к городу покрылись водой. Из этой же статьи: «Железная дорога, доки и сортировочная станция порта Лахденпохья уходят под воду, которая поднимается со скоростью 5 см в сутки. Началась срочная эвакуация товаров из зоны подтопления».

Десятого мая 1924 года: «В последние дни вода в Ладоге и прилегающих водоёмах Сортавальского района демонстрирует устойчивый подъём. За последние пару дней по футштоку уровень вырос примерно на десять сантиметров. Подъём воды постепенно начал становиться серьёзным. Так, в порту Сортавала вода достигла хранилищ, вчера из них были эвакуированы хранимые товары. На кожевенном заводе Йокинена (между Сортавала и Тельмана) наводнение также начало приносить ущерб, вода проникла в топливное хранилище и поднялась до части жилищ заводских рабочих, и если вода поднимется ещё на несколько сантиметров, то несколько рабочих домов надо будет переселять. Затоплена просёлочная дорога Вакко (3 мая существовала только угроза её подтопления). Уровень воды в Айранне поднялся до такой степени, что железнодорожный мост, а также пути возле Тухкалампи перекрыты паводковыми водами. Вода поднялась так высоко, что накрыла шпалы под рельсами, а ещё вчера она была намного ниже». В этот же день зафиксировано понижение температуры воздуха до плюс трёх градусов.

Выше и выше

Тринадцатого мая 1924 года «Вести Кякисалми» сообщают, что вода в реках Вуокса и Суванто поднялась за последние дни ещё на 35 см, что уже превысило уровень воды прошлого года на один метр. Дома деревни Тайпале (побережье р. Суванто) затоплены, жители её покидают. Уровень Вуоксы так высок, что между городом и Каллиосаари бежит вода. Восточная часть деревни Тенкалахти (пригород Кякисалми (Приозерска) затоплена, население эвакуировано.

В это же день в сортавальской газете «Ладога»: «Подъём воды в Сортавальском районе всё ещё продолжается. Прошлой ночью уровень воды на городском футштоке был 286 см, и тенденций к снижению пока не проявляется (прим. автора: в городе был свой футшток, место расположения на сегодняшний день неизвестно). Железнодорожное движение было временно приостановлено. Вчера (прим. автора: 12.05.1924 г.) в 10 часов утра наблюдалось сильное повышение воды в районе Вакколахти, был затоплен железнодорожный мост. В сортавальском порту пытаются поднять уровень причала над водой. Лесопильный завод Супинена (прим. автора: ныне гостиница «Piipun piha») был остановлен, и все силы брошены на его защиту от воды. Первый этаж сауны на Кирккониеми тоже под водой» (прим. автора: сауна Кирккониеми находилась в начале современной улицы Кирова).

Исключительное явление

В газету «Ладога» от 17 мая 1924 года канцелярией Валаамского монастыря, монахом Поликарпом, была дана следующая информация: «С 1859 года Валаамский монастырь измеряет уровень подъёма и спада воды в Ладоге, за исключением 1873 и 1874 годов (прим. автора: в эти годы по каким-то причинам замеры не производились). Положение архипелага монастыря и его бухта удобны для наблюдений за этими колебаниями. Их значимость с каждым годом становится всё важнее. Ведь долгосрочные последовательные наблюдения редки, проводимые к тому же непрерывно лимнографом, работающем в одном и том же месте (прим. автора: лимнограф − самопишущий прибор, вычерчивающий кривую колебания уровня воды в поверхностных водоёмах и водотоках, колодцах, скважинах и др. выработках). Шестьдесят три года наблюдений за колебаниями уровня воды в Ладоге подтверждают тот факт, что большая часть подъема и падения воды зависит от годового цикла, а также и некоторых предполагаемых атмосферных воздействий: обилие или недостаток осадков, ранняя или поздняя весна, жаркое или холодное лето. Поэтому взлёт и падение ладожских вод подчиняется известным законам природы. Иногда уже в феврале или марте, но большую часть времени с апреля, вода постепенно поднимается, и с приходом весны она поднимается выше. В течение мая и июня уровень воды на самом пике. В июле или августе вода начинает падать. Иногда из-за обильных осенних дождей наблюдается подъём воды, но не так сильно, как весной. Зимой уровень воды почти не меняется.

В течение нескольких лет наблюдалось, что поверхность Ладоги демонстрирует особый спад, в то время как другие годы показывают увеличение. Так, в 1859, 1876, 1877, 1882, 1887, 1892, 1898, 1915, 1920 и 1921 годах ладожская вода понижалась от 0,77 метра до 0,29 метра, а в другие месяцы тех же лет поднималась до 1,5 метров. Примечательным является 1921 год, когда вода в Ладоге упала до 0,29 метра и не поднялась выше отметки 0,77 метра даже к лету.

Годы 1867, 1868, 1879, 1899, 1900, 1903, 1905 и 1923 известны высокими уровнями воды в диапазоне от 2,45 до 2,68 метра. Подъём воды этой весной − исключительное явление, и мы (прим. автора: Валаамский монастырь) пристально следим за ним. Такой высокий уровень воды может стать причиной серьёзных аварий на побережье и архипелаге, так как подъём воды в Ладоге продолжается. В последние годы подъём воды в Ладоге заканчивался в разное время, начинался не раньше 23 мая и длился до 26 июля, за которым следовал застой, но не был продолжительным. В некоторые годы застой начинался 17 июня, а в другие годы длился до 21 августа, после чего вода опускалась».

Лошади с грузом по живот в воде

В газете «Ладога» от 22 мая 1924 года: «За последние два дня подъём уровня воды в районе озера Айранне остановился, и это даёт надежды, что вода больше не будет подниматься и скоро пойдёт на спад. На реках вода за последние сутки тоже перестала подниматься.

Вместе с этим вода в самой Ладоге поднимается и не показывает никаких признаков остановки. Футшток в Вакколахти, который показывает предельную высоту воды 290 см, уже покрыт водой. Согласно этому высота воды поднялась примерно на три метра.

В Сортавальской гавани вода поднялась так высоко, что лошади, везущие грузы на корабли, вынуждены пробираться по живот в воде. Прибрежные районы островов Риеккалансаари и Тулолансаари затоплены. Железнодорожный мост около горы Паасо был высоко над уровнем воды, сейчас же вода касается его нижних балок. В цехах кожевенного завода Йокинена стоит вода, дома рабочих завода затоплены. Дорога, ведущая в Сортавала, в районе Хюмпеля сейчас под водой. На заводе в Хелюля электростанция на Алакоски ушла под воду, ущерб оценивается в 100 тыс. марок.

На сортавальском причале один из доков был полностью затоплен и разрушен. В округе Яккима на пилораме Аннала, несмотря на все предпринятые меры, в воде оказались склады, убытки подсчитываются. Сильно пострадали жители острова Лункула (округ Салми). Этот остров, площадью около 40 квадратных километров, стал группой из самых маленьких островов, которые соединяются друг с другом только благодаря движению лодок. Из 1600 жителей острова около 1000 человек были вынуждены покинуть свои дома. Деревню Йоенсуу (Ляскеля) жители покинули. Как и многие прибрежные деревни, она затоплена. На пилораме Ляскеля ушли под воду склады и причал. Ущерб оценивается в 100 тыс. марок. Вода возле деревни Импилахти поднялась настолько высоко, что дорога, ведущая в Салми, была перекрыта, а движение было затруднено. Большая часть прибрежных жителей Питкяранта осталась без жилья. Лесопилка Питкяранта, благодаря своему местоположению, не сильно пострадала, отмечается незначительное подтопление складских помещений. Убытки в несколько десятков тысяч марок».

Ущебр экономике

Наводнение в мае 1924 года продлилось три недели, принеся жителям северной части Ладожского озера много бед. Вода в тот год в северной части Ладоги поднялась на 310 сантиметров, наводнение было названо крупнейшим за всю историю наблюдений.

В конце июня правительство Выборгской губернии подсчитало убытки. Было затоплено 1500 га, причинённый ущерб оценивался в 2 миллиона 200 тысяч марок.

Округ Яккима: 150 га, ущерб 300 тыс. марок; округ Лумиваара: 219 га, ущерб 476 тыс. марок; округ Куркийоки: 315 га, ущерб 465 тыс. марок; округ Сортавала: 593 га, ущерб 740 тыс. марок; округ Харлу: 12 га, 16 тыс. марок; округ Импилахти: 190 га, ущерб 200 тыс. марок.

В ту весну отмечается, что высокий уровень воды был и на Сайменском канале, там вода поднялась на 210 сантиметров, затопив оба берега. Сильный ледоход на реке Оулу также вызвал значительные подтопления её прибрежных территорий. В Северной Карелии ушло под воду 1560 га.

Осенью 1924 года воды Балтики затопили Санкт-Петербург. Это наводнение было вторым крупнейшим за всю историю Северной столицы.

Уникальный футшток

Из доклада Академии наук об измерении уровня Ладожского озера по наблюдениям 1859-2001 гг. на Валааме:

«С середины 50-х годов XIX века в задачи морского министерства Российской империи стало входить точное измерение глубин и уровней воды в морях и озёрах. Наблюдения на Ладожском озере начались в 1858-1861 годах, когда на гладком отвесном участке обнажённой диабазовой скалы была вырублена черта, которая соответствовала уровню озера. От нее вверх и вниз выбили деления на футы и дюймы, и на этом футштоке поставили «0» выше черты на 6 футов. К нашему времени сохранились футовые деления шкалы и метки уровней 1859, 1861 и 1868 годов.

До 1939 года наскальный футшток исправно служил для измерений уровня Ладожского озера. Наблюдения на нем проводили монахи Валаамского монастыря под руководством Главной физической обсерватории (с 1923 года) и Финляндского института моря. За это время для удобства наблюдателей были созданы два наскальных дублера футштока: вначале у пристани в Монастырской бухте, а в 1875 году − на месте современного поста. В 1916 году на посту установили лимнограф, а через 8 лет – «метршток».

Во время эвакуации монастыря в 1940 году материалы о первоначальных наблюдениях были частично утрачены, уничтожены, разбросаны по архивам. Опорный пункт наблюдений возобновил свою работу в 1945 году и по сей день дает полезную информацию. Валаамский футшток уникален, и в мире ему подобных нет».

Автор и переводчик: Т.В. Забирунова, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела
Регионального музея Северного Приладожья.