Ломать и строить

В середине мая подрядчики «Петербургтеплоэнерго» приступили
к работам по реконструкции сортавальского теплового хозяйства.

Дымовая труба паросилового хозяйства рухнула 27 мая в 12:30 по московскому времени. Рухнула так быстро, что даже сами устроители разрушений не успели снять процесс на мобильные телефоны, хотя и готовились заранее. Труба рухнула, рассыпавшись на кирпичные брызги и общий вид территории центральной городской котельной стал ещё больше напоминать съёмочную площадку фильма «про войну и про немцев».

«Половину здания паросилового хозяйства уже разобрали», — пояснил руководитель проекта Виталий Хромченко, — скоро площадку расчистим и начнём строить новую котельную».

Виталий Хромченко представляет в Сортавала компанию «Авангард Строй Трест» из Санкт-Петербурга. Это её техника и её рабочие занимаются демонтажными работами на территории ЦК. Чтобы построить новое — надо сначала сломать старое. Ломать они начали через два дня после окончания отопительного сезона.

Сезон закончился 15-го, два дня сливали воду из системы и готовились, а 17-го уже приступили. Технику, инструменты, расходные материалы и вообще всё необходимое доставили в Сортавала заранее. Начали с демонтажа огромных мазутных ёмкостей, исчезновение которых бесповоротно изменило привычный ландшафт сортавальской ЦК.

Компания выиграла тендер и стала генподрядчиком ООО «Петербургтеплоэнерго» в деле тотальной модернизации сортавальской теплоснабжающей отрасли. На цели модернизации дочернее предприятие «Газпрома» «Петербургтеплоэнерго» планирует затратить около 550 миллионов рублей. Одним из главных объектов этого коммунального перестроя станет новая котельная, способная работать и на газе, и на мазуте. Переход с мазута на газ вообще перестанет быть технологической проблемой, повернул тумблер — и всё.

Ходовые качества будущей котельной Виталий Хромченко описал так: «Три жаротрубных котла — это водогрейная часть. И два паровых котла. Все котлы от шотландской фирмы «Кохран». Как выяснилось, «Авангард Строй Трест» сотрудничает с шотландцами около десяти лет. Все довольны — заказчики, подрядчики и шотландцы из Cochran. Котельная в два этажа, две дымовые трубы, длина 48 метров, ширина в два раза меньше. Эскиза нет, но не надо много воображения, чтобы представить себе это сооружение.

Монтаж котельных для «Авангард Строй Треста» представляется делом повседневным, руководитель проекта навскидку перечисляет с десяток подобных объектов, которые в последнее время построены и сданы в эксплуатацию специалистами предприятия. В их числе котельный модуль Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, котельные в Ломоносове, Петродворце, Стрельне, плюс к этому вот прямо сейчас строятся шесть котельных в одном питерском Адмиралтейском районе. Дошла очередь и до Сортавала. Чем мы хуже Петродворца? У нас тоже будут свои 45 мегаватт современной мощности.

На территории ЦК праздношатающегося народа не видно. Все как-то при деле. На всё про всё у Виталия Хромченко двенадцать рабочих. Эти двенадцать составляют три бригады. У каждой бригады своё направление деятельности. Всех видов работ набралось на 71 позицию, и 12 человек, по мнению Виталия Хромченко, вполне достаточно. В процессе беседы выясняется, что в заместителях у Виталия его родной брат Юрий Хромченко. Двойной такой запас руководящей прочности, почти семейный подряд.

Два экскаватора, кран и КамАЗ привезли из Питера. Несколько машин для разных нужд местные, работают на договорной основе.

Основной фронт работ заключается сейчас в расчистке стройплощадки. Старое здание паросилового хозяйства уже без торцевых стен, видны внутренности двух этажей. Со второго этажа свисает электрощитовой шкаф, в соседней комнате забыли пару табуретов и стол. Всё это доживает последние дни, к 5 июня обещают сровнять с землёй. На этом «ломать» закончится и начнётся «строить».

«На память» сортавальцам останется старое здание котельной, где размещалось водогрейное хозяйство», — продолжает Виталий Хромченко. — «Мы его трогать не будем, оно нам не мешает. Правда, теперь оно уже не будет функционировать как объект теплоснабжения. Но его можно приспособить для чего-нибудь ещё».

Тут же, метрах в десяти от руин старого паросилового хозяйства, уже армируют площадку под фундамент мазутонасосной станции.

«Раньше мазут на морозе у вас разогревался горячим паром. Теперь будет применяться новая система «Вихрь». «Вихревая схема» предусматривает разогрев и циркуляцию топлива, для чего имеются мощные насосы и теплообменник. Часть топлива откачивается из расходной ёмкости, греется и закачивается, например, в железнодорожную цистерну с мазутом, поднимая общую температуру».

У генподрядчика «Авангард Строй Треста» есть свой субподрядчик — «Инженерная компания». Компании предстоит переуложить в городской черте более 20 километров тепловых сетей. За первые километры рабочие «Инженерной компании» уже взялись. Самая длинная траншея появилась на улице Кирова, так что даже концерт для выпускников на площадке у «Нево-маркета» отменили. Перекрыт перекрёсток улиц Октябрьской и 40 лет ВЛКСМ, там тоже идёт трубозамена.

Где появятся новые знаки о производстве работ, и на какое время закроют ту или иную улицу, остаётся коммунальным сюрпризом, так как общую схему мероприятий со сроками и датами подрядчики пока не предоставили. С другой стороны, такой график существует — висит, например, на стенке в рабочем вагончике руководителя проекта Виталия Хромченко. Там даже два подробных графика — отдельно на все подрядные работы с теплосетями включительно, и на строительство новой котельной в отдельном варианте.

Из графика ясно, что ходовые испытания котельной со всеми сетями назначены на 19 октября. Из него же ясно, что пока все работы укладываются в плановые сроки.

Сейчас даже не слишком близко к сердцу принимается этот реконструкционный бум. А ведь процесс-то реально эпохальный для всей нашей коммуналки. Полмиллиарда мы больше нигде не получим на наши трубы и котлы. Только от «Газпрома». Понятно, что на улицах этим летом будет не слишком уютно от массированных траншейных работ. Будет шумно. То там, то тут перекроют дороги. Повесят запрещающие знаки. Складируют трубопрокат на тротуаре. Вагончики поставят на газон. И вообще.

Недовольные горожане уже жалуются на неудобства, с каждым случаем первый зам главы администрации Андрей Дубровский старается заняться лично, ведь это он курирует районную коммуналку. Но все эти неудобства можно перетерпеть, и большинство сортавальцев это вполне понимают. Нам здесь жить и больше не делать из зимы большую общегородскую проблему.